Краеведческий принцип обучения как одно из направлений формирования личностных результатов школьников (обобщение опыта)
Краеведческий принцип обучения как одно из направлений формирования личностных результатов школьников (обобщение опыта)
Интерес к изучению своего края возрастает с каждым годом, и учителю русского языка и литературы приходится искать и находить все более эффективные средства включения краеведческого материала в учебный процесс и внеурочную деятельность. Желание познать мир, в котором живешь, осознание эффективности краеведческого принципа обучения, ориентация на гуманизацию образования, новые подходы к обучению школьников – все это помогает мне строить учебный процесс в соответствии с требованиями ГОС нового поколения, компетентностного и текстоориентированного подходов к урокам.
Над проблемой использования краеведческого материала в преподавании литературы и внеурочной деятельности я работаю уже несколько лет.
Цель этой работы – развитие социально-активной и творческой личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости и гражданской ответственности за судьбу Отечества и свое будущее; обогащение духовного мира учащихся через приобщение к лучшим образцам художественной литературы Дона и о Доне; воспитание любви и уважения к нравственным ценностям донской культуры.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Краеведческий принцип обучения как одно из направлений формирования личностных результатов школьников (обобщение опыта) »
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Аксайского района Грушевская основная общеобразовательная школа
Краеведческий принцип обучения как одно из направлений формирования личностных результатов школьников
(обобщение опыта)
Коваленко Людмила Александровна
учитель высшей категории
МБОУ Грушевской ООШ
-1-
Судьба щедро подарила мне 26 лет работы учителем в школе. Осмысливая пройденный путь, успехи, недоработки, ошибки, намечая будущее, я пришла к выводу, что неотъемлемой частью литературного образования должно стать краеведение. «Понять литературу, не зная мест, где она родилась, не менее трудно, чем понять чужую мысль, не зная языка, на котором она выражена. Ни поэзия, ни проза не существуют сами по себе: они вырастают на родной почве и могут быть поняты только в связи со своей родной страной», - утверждал академик Д.С. Лихачев.
Основная задача изучения родного края – обогащение духовного мира учащегося, формирование ценностного отношения к культурному и природному наследию. Как привить школьникам любовь к своей малой Родине? Как приобщить их к историческим и духовным ценностям родного края? Как вызвать интерес к родной земле? Эти вопросы волнуют каждого учителя.
Интерес к изучению своего края возрастает с каждым годом, и учителю русского языка и литературы приходится искать и находить все более эффективные средства включения краеведческого материала в учебный процесс и внеурочную деятельность. Желание познать мир, в котором живешь, осознание эффективности краеведческого принципа обучения, ориентация на гуманизацию образования, новые подходы к обучению школьников – все это помогает мне строить учебный процесс в соответствии с требованиями ГОС нового поколения, компетентностного и текстоориентированного подходов к урокам.
Над проблемой использования краеведческого материала в преподавании литературы и внеурочной деятельности я работаю уже несколько лет.
Цель этой работы – развитие социально-активной и творческой личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости и гражданской ответственности за судьбу Отечества и свое будущее; обогащение духовного мира учащихся через приобщение к лучшим образцам художественной литературы Дона и о Доне; воспитание любви и уважения к нравственным ценностям донской культуры.
Достижение намеченных целей связано с задачами, которые решаются на занятиях:
создание необходимых условий для проявления индивидуальности каждого ученика;
формирование нравственной позиции школьников с использованием воспитательного потенциала краеведения;
формирование навыков поисково-исследовательской деятельности учащихся;
текстуальное и обзорное знакомство с произведениями писателей Дона и о Доне;
развитие культуры читательского восприятия художественного текста;
совершенствование умений анализа и интерпретации произведений региональной литературы.
По содержанию и методам реализации краеведческая работа по литературе усложняется от класса к классу. За период обучения с 5 по 9 класс учащиеся Грушевской ООШ проходят четыре этапа:
Проводя краеведческую работу, стараюсь разнообразить формы ученической деятельности. Использую следующие виды работы:
экскурсии, посещение музеев, выставок;
проведение тематических вечеров;
литературоведческие исследовательские работы;
выпуск газет;
конкурсы на лучшего чтеца писателей и поэтов Дона;
книжные выставки;
сбор и накопление материала по определенной тематике;
участие в школьных, районных, областных научно-практических конференциях с исследовательскими работами по краеведению;
конкурсы на лучшие авторские работы о родном крае.
Моей настольной книгой стала «Программа регионального компонента по литературе», авторами которой являются В.Я. Рыбникова, Т.И. Павлова, В.Б. Небратенко. В пояснительной записке ее находим: «Лучшие образцы художественной литературы вообще, и региональной в частности, помогают молодому человеку ориентироваться в изменяющемся социальном мире, познавать предшествующую жизнь всего народа, края черпать силы для духовного становления. Литература способствует выработке мировоззренческих позиций, нравственных и этических норм, формирует культуру чувств».
Душа, духовность, нравственность, смысл жизни, совесть, любовь, милосердие, красота – основные концепты литературы. Произведения А.П. Чехова, М.А. Шолохова, В.А. Закруткина, А.В. Калинина, Б.Н. Куликова и других сосредоточены на них, отвечают на вопросы, как и зачем жить сегодня. Главная задача школы – передать следующему поколению определенный свод текстов и умение их воспринимать. Важно, чтобы тексты были прочитаны, поняты и стали частью внутреннего мира каждого школьника.
Главная задача учителя – приобщить подростков к чтению, помочь им с помощью литературы угадывать в мире не только зло, но и научить искать и находить гармонию, красоту. Вот поэтому так важно отобрать учебный материал к уроку, определить его целевую направленность, виды деятельности учеников, методы и приемы достижения поставленной цели. Главным методом освоения произведений являются различные виды чтения, выводящие школьников на анализ и интерпретацию произведения. На уроках по изучению творчества авторов-земляков, как правило, используется музыка, изобразительное искусство, звучат исторические факты, что, в общем, создает целостную картину мира.
Пушкин и Толстой, Лермонтов и Короленко, Горький и Серафимович… Эти и многие другие имена, составляющие славу и гордость нашего Отечества, связаны с донским краем. Их дороги пролегали через придонье, они оставили здесь свой след в людской памяти, а в их книгах запечатлены судьбы тех, с кем они встречались здесь, дружили и общались.
Я использую любую возможность, чтобы проследить, как тот или иной писатель касается жизни Дона. К примеру, изучая творчество Л. Толстого, предлагаю тему исследования «Толстой на Дону». Учащиеся с увлечением готовятся к сообщению по теме. Они узнают, что пребывание знаменитого писателя на Дону началось с 23 января 1852 года, что его путь из Ставрополя к Ростову прошел через Песчанокопскую, Средне-Егорлыкскую, Кагальницкую, станицу Аксайскую, Новочеркасск, что в основу рассказа «Метель» легли события «памятной ночи», которая едва не стоила жизни писателю.
-3-
В жизни Пушкина было немало страниц, тесно связанных с нашим краем. «Поэт в краю степей необозримых» - под таким названием проходят ставшие уже традиционными уроки-путешествия, посвященные пребыванию Пушкина на Дону. Ежегодно организуются экскурсии в Аксайский военно-исторический музей, в его выставочный комплекс «Почтовая станция XIX в.»
В изучении творчества донских писателей видное место занимает групповая разработка проектов различного содержания. Это глубинное раскрытие текста художественного произведения, изучения жизни и творчества писателей, анализ критических статей о творчестве писателя или какого-либо конкретного произведения. Подготовка проекта и его защита – кропотливый труд: это сбор и обработка большого количества информационного материала, отбор необходимого материала для реализации поставленной цели, обеспечение технического сопровождения защиты проекта, отбор материала для видеоряда и текста к нему, выбор музыкального сопровождения. Такая работа активизирует каждого участника проекта, развивает способность к аналитической деятельности, пробуждает познавательный интерес, побуждает к общению с одноклассниками. Такие проекты разработали учащиеся 8 и 9 классов по творчеству А.П. Чехова и М.А. Шолохова.
Новое время требует новых подходов, новых технологий, в том числе и компьютерных, или как принято сейчас называть, информационно-коммуникационных. Действительно, использование ИКТ на уроках литературы дает возможность воздействовать на три канала восприятия человека: визуальный, аудильный, кинестетический, а значит, способствует эффективному усвоению учебного материала. Увеличивается объем материала за счет экономии времени. Расширяются возможности применения дифференцированного подхода в обучении, осуществляются межпредметные связи. Но, пожалуй, главное преимущество использования ИКТ на уроках – повышение мотивации обучения, создание положительного настроя, активизация самостоятельной деятельности учащихся.
Опыт работы показывает возможности использования новых технологий при изучении литературы. Вот лишь некоторые задания, которые можно предложить ученикам:
используя ресурсы Интернета, создайте галерею портретов изучаемого автора, сопроводив каждый небольшой подписью (предпочтительно – фрагментом высказывания одного из современников писателя);
используя ресурсы Интернета, создайте галерею иллюстраций к изучаемому произведению, сопроводите иллюстрацию фактическим материалом (о художнике, времени создания картины) и цитатой из художественного текста;
найдите в Сети готовые сочинения по пройденной теме. Напишите рецензию на одну из работ. Отредактируйте одну из работ.
Характерной особенностью таких заданий является то, что учащиеся развивают межпредметные навыки:
навык отбора материала по теме;
навык сравнительно-сопоставительного анализа;
навык группировки материала;
навык оценки материала;
навык презентации материала.
Творческая индивидуальность мастера слова, особенности стиля, языка писателей стали предметом изучения на уроках русского языка. Фрагменты текстов М. Шолохова, В. Закруткина, Калинина и др. стали учебным материалом для реализации речевой, коммуникативной направленности изучения русского языка. Помимо прагматической стороны – развитие устной и письменной речи учащихся – изучение произведений донских писателей на уроках русского языка имеет и сторону эстетическую: приобщение
-4-
к яркому языку героев произведений, неповторимому индивидуальному языку каждого писателя.
Сегодня, в условиях перехода к новой образовательной парадигме, с особой остротой встает вопрос о необходимости отслеживания индивидуального продвижения в процессе освоения знаний, умений, навыков, развитие личностных процессов, формирования личностных достижений.
Одним из важнейших компонентов новой модели школьного образования является ее ориентация на практические навыки, на способность применять знания, реализовывать собственные проекты, т.е. ведущим в образовании стал компетентностный подход.
Внедрение компетентностного подхода внесло изменения в содержание и технологии организации внеклассной работы, в которой значимое место отводится краеведению. Это школьные смотры и конкурсы, на которых учащиеся читают наизусть произведения писателей, демонстрируют сценическое воплощение произведений писателей-донцов, представляют свои поэтические и прозаические творения.
Традиционным уже стал в нашей школе конкурс на звание лучшего чтеца произведений писателей и поэтов донского края.
В районном конкурсе творческих работ, посвященному 105-й годовщине со дня рождения М.А. Шолохова Бутенков Александр, ученик 6 класса, занял II место.
Творческие работы «Низкий поклон и светлая память» (Лукьянова Екатерина, 8 кл.) и «Ее звали Лина…» (пресс-служба школы) вошли в книгу воспоминаний наших земляков о Великой Отечественной войне «Живи в веках, Великая Победа!», Изд. «Булат», 2010.
Практика работы показывает, что среди разнообразных форм внеклассной работы кружок занимает ведущее положение в условиях сельской школы, потому что работа в нем привлекает ребят не только изучением каких-либо новых фактов, но и тем, что уже известный материал предстает перед ними в новом аспекте, создает новые ассоциации, устанавливает интересные аналогии.
Третий год руковожу кружком «Дар слова», название кружка говорит о достаточно широком круге рассматриваемых проблем. Содержание работы кружка направлено на развитие творческой инициативы учащихся, интеллектуальных способностей, пробуждение интереса к краеведению, активизацию работы по самообразованию.
Лучшие творческие работы членов кружка были опубликованы в газете для детей и подростков «Аксайский Диалог»:
апрель 2009г. – «Никто не забыт, ничто не забыто» (Анастасия Королькова, 9 кл.), «В августе 42-го…» (Марина Меркулова, 9 кл.), «Опасный спор» (Александр Бутенков, 5 кл.);
ноябрь 2009г. – «Грушевской основной школе – 90 лет» (Коваленко Л.А., учитель школы), «Посвящается нашим учителям» (Кристина Смелова 5кл., Мария Синякова, 8кл., Лариса Бабина, 6кл.);
январь 2010г. – «Мы стали родными» (Александра Киреева, 5кл.);
январь 2012г. – «Мы получили от природы ценный дар…» (Александр Бутенков, 8кл.), «О здоровье» (Дмитрий Харитонов, 8кл.), «И вот долгожданный праздник!» (Ксения Леонова, 5кл., Алина Потемкина, 6кл.);
декабрь 2013г. – III место в районном конкурсе сочинений «Я выбираю профессию» (Калмыков Виталий, 8кл);
февраль 2014г. – «В этом списке имя моего прадедушки» (Ольга Пятницына, 7кл);
май 2014г. – «Жить – Родине служить» (Калмыков Виталий, 8кл).
В современной педагогике используются различные методы обучения молодежи, но, на мой взгляд, наибольшей результативностью характеризуется исследовательская деятельность. Исследовательская работа – это вид самостоятельной аналитической деятельности обучающихся в области систематизированного изучения какого-либо вопроса или актуальной проблемы, выходящих за рамки учебного процесса.
На протяжении 5 лет в школе проводятся научно-практические конференции, подготовка к ним способствует созданию общенаучного фундамента и выработке исследовательских навыков. Научно-исследовательская работа позволяет организовать такую познавательную деятельность, в которой важен не только результат, но и процесс, способствующий овладению способами учения и познания. Под моим руководством учащиеся школы добились следующих результатов в исследовательской деятельности:
2008г. – участие в школьной научно-практической конференции с исследовательской работой «Образы казачек в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон» (Марина Меркулова, 8кл.);
2009г. – победитель секции «Я и мир филологии» IV районной научно-практической конференции «Мир и мы» (Королькова Анастасия, 9кл.);
2009г. – I место в районной краеведческой конференции «Отечество» в номинации «Литературное краеведение», посвященной 67-й годовщине освобождения Ростовской области от немецко-фашистских захватчиков в годы ВОВ (Коломыйцева Ольга, 9кл.);
2010г. – лучший исследовательский проект «Влияние времени на русскую антропонимическую систему» I научно-практической конференции школьников «Донской государственный технический университет» (Мандрик Яна, 9кл.);
2010г. – публикация исследовательского проекта «Влияние времени на русскую антропонимическую систему» в научном сборнике «Материалы I-ой научно-практической конференции школьников», Ростов-на-Дону, 2010г.
2011г. – участие в VI районной научно-практической конференции «Мир и мы» (Бабиева Людмила, 9кл.);
2013г. – I место в районной краеведческой конференции «Отечество» в номинации «История образования» (Гордиенкова Татьяна, Смелова Кристина, 9кл);
2014г. – отмечены грамотой за научный подход и творческое решение исследовательской задачи в номинации «Исследовательская работа» IX районной научно-практической конференции;
2014г – участие в секции «Краеведческо-поисковая работа» Историческое краеведение XXXIX научно-практической конференции Донской академии наук юных исследователей имени Ю.А.Жданова.
Что такое школьная газета? Во-первых, это «свежая», интересная информация об учениках и учителях, различных мероприятиях, проводимых в образовательном учреждении и за его пределами; родном крае и людях, которые живут рядом.
-6-
А во-вторых (и это главное) – возможность для многих ребят творчески развиваться, общаться, познавать новое.
В понимании многих школьная газета – это лист ватмана, на котором написан определенный текст и вклеены фотографии. Поскольку в XXI веке выпуск такой газеты не заинтересует не только старшеклассников, но и учащихся начального звена, мы с участниками пресс-центра «Эхо» приняли решение попробовать выпустить современную школьную газету. Тем более что технические возможности и уровень владения школьниками персональным компьютером позволяют это сделать.
Хочется отметить, что работа над газетой помогает руководителю пресс-центра:
обеспечить возможность для самореализации ребят;
подключить их к активной творческой деятельности в школе;
формировать у школьников умение вести дискуссии, учить отстаивать свою позицию;
воспитывать у них толерантность (уважение чужого мнения);
повышать уровень их общей культуры, культуры речи и письма.
Работа пресс-центра школы неоднократно была отмечена на районных фестивалях детской и молодежной прессы:
январь 2010г. – I место в конкурсе творческих работ юных корреспондентов «Пускай потом ничто не повторится! », посвященном 85-летию Аксайского района, XI районного Фестиваля детской и молодежной прессы (Тамара Никольцева, 9кл.);
январь 2010г. – II место в конкурсе творческих работ юных корреспондентов «Во славу воина-победителя», посвященном 65-летию Великой Победы, на районном Фестивале детской и молодежной прессы (пресс-служба школы);
ноябрь 2010г. – III место в номинации «Проба пера» конкурса «Мы - молодые! », XII районного Фестиваля детской и молодежной прессы (Бабиева Людмила, 9кл.);
ноябрь 2011г. – III место в конкурсе «Мы – молодые! », XIII районного Фестиваля детской и молодежной прессы (Киреева Александра, 6кл.);
ноябрь 2011г. – благодарность за активное участие в конкурсе «Мы – молодые!», XIII районного Фестиваля детской и молодежной прессы (Бабиев Дмитрий, 6 кл.);
ноябрь 2012г. – III место в конкурсе «Поклонимся великим тем годам» XIV Фестиваля детской и молодежной прессы Аксайского района (Потемкина Алина, 7 кл);
декабрь 2013г – I место в конкурсе школьных газет на тему «Мы – новое поколение России» районного Фестиваля детской и молодежной прессы;
май 2014г – II место в конкурсе экологических школьных газет на тему «Эко-эхо» районного экологического Фестиваля «Живи, Земля!»
Мною раскрыты ключевые моменты внеклассной краеведческой работы. Эффективность краеведческого принципа обучения прослеживается в разнообразных формах и видах деятельности учащихся школы.
Я полностью согласна с С.Михалковым, который сказал, что «… не зная прошлого, нельзя любить настоящее, думать о будущем».