kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Личностно-ориентированные подходы к обучению (из опыта работы)

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе представлен материал из опыта работы учителя литературы. Предлагается собственное видение задач уроков литературы и новый подход к обучению, с чего нужно начинать обучение детей, какие особенности детей следует учитывать, позиции восприятия на конкретных примерах уроков.Это обучение написанию сочинения Ф.П.Решетникова «Опять двойка»,Использование методики при анализе лирического произведения.Также предлагаю использовать новые подходы к обучению.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Личностно-ориентированные подходы к обучению (из опыта работы)»

Личностно – ориентированные подходы к обучению.

Что важнее: форма или содержание? Что важнее: гражданская позиция автора или самобытность его языка? С точки зрения литературы на этот вопрос ответить трудно, но с точки зрения обучения литературе- просто необходимо. В практике современного преподавания больше внимания уделяют содержанию. «Тварь ли я дрожащая или право имею?», «Нравственные искания А.Болконского», «Философия романа…». Мало обсуждается то, как «сделаны» произведения.

Психологи считают, что на первых порах обучения важнее научить пользоваться языком литературы как особым видом искусства. Задача литературы - сделать так, чтобы ребёнок овладел этим языком, научился его использовать, творить.

Традиционный подход к преподаванию представляет литературу, в основном, как средство воспитания. Заявляя одной из целей урока формирование нравственной позиции ученика, мы выдаём желаемое за действительное, поскольку в реальности, в лучшем случае, учим убедительно рассуждать и формулировать свои мысли о благородстве. Поэтому, на мой взгляд, в среднем звене больше внимания следует уделять исследованию художественных средств и психологии восприятия. Нужно развивать сенсорное мышление, на котором базируется любое творчество, в том числе литературное.

Нужно начинать обучение детей теории модальностей и субмодальностей, позициям восприятия, различать объекты слова. Нужно учитывать особенности внутренней семантики ребёнка.

В - визуальные образы

А – аудиальные (звуковые) образы – голос, фразы, интонации, мелодия…

К – кинестетические образы (чувственные) – движения, вкус, запах, прикосновения…

ВД – внутренний диалог (беседа с самим собой)

I – внутренние впечатления

О – внешние впечатления

«+» - позитивный отклик

« - « - негативный отклик

п – извлечение образов из памяти (то, что было когда-то увидено или услышано)

к – создание клише

Кода ребёнок читает слово, он имеет дело с четырьмя объектами:

  1. Внешний знаковый образ слова, которое находится в книге перед его глазами.

  2. Внутренний образ этого слова.

  3. Внутренняя репрезентация слова (картинка, звук, чувство).

  4. Лексическое значение слова.

Ученики, способные перемещаться по всем шагам этого механизма, успешнее других. Но этому нужно учить.

Стр. 35 (сиреневая книга)

Обучение написанию сочинения Ф.П.Решетникова «Опять двойка».

  1. Развитие механизма 1,2 (внешний образ слова, внутренний образ этого слова), А, К.

Учитель: Посмотрите на картину. Кого и что изобразил художник? Внимательно рассмотрите все предметы. За каждым предметом закреплено слово.

Ученики: перечисляют, что видят.

Учитель: Какая ваша любимая отметка? Картина «опять двойка» связана с другой отметкой. Чтобы сохранить приятное отношение к словам, воспользуемся вашей любимой 5. Выберите предметы, чтобы за каждым из них были закреплены такие слова, которые требуют особого внимания с точки зрения орфографии. Выпишите их.

Ученики: ковёр, подоконник, картина, велосипед, календарь, портфель, карандаш…

Учитель: рассмотрите эти слова, произнесите, почувствуйте.

А сейчас перенесёмся на урок изо. Какая цветовая гамма присутствует на этой картине?

Ученики: Тёмные, холодные цвета.

Учитель: А вы можете почувствовать эти цвета? Какие ощущения? (Грусть, печаль, огорчение)

Почему собака в тёплых тонах? (она обрадовалась, она его любит).

Кроме цвета, что ещё может передать настроение? (выражение лиц, позы)

  1. Развитие механизма визуальные образы, внешние впечатления.

Три позиции восприятия:









  1. Зритель (смотрим на картину). Я вижу сам.

  2. Маугли (пробуем походить в чужом образе)

  3. Зеркало (критическое отношение)

Попробуем все вместе стать мамой («Маугли»). Встаём, принимаем позу, выражение лица мамы. Какое настроение в такой позе? (Огорчение, расстройство, чувство стыда, но и жалость).

Такое же выражение проделываем относительно других героев.

3. Развитие механизма аудиальные образы.

Попробуйте послушать их разговор. Озвучьте картину. Кто и что говорит (даже собака).

  1. Развитие механизма В,А,К образы, внешние впечатления.

Инсценируем картину, «Живая картина».Слова говорят все герои. Аплодисменты друг другу.



Использование методики при анализе лирического произведения.

В. Набоков «Дождь пролетел».

Дождь пролетел и сгорел на лету.

Иду по румяной дорожке.

Иволги свищут, рябины в цвету,

Белеют на ивах серёжки.

Воздух живителен, влажен, душист.

Как жимолость благоухает!

Кончиком вниз наклоняется лист

И с кончика жемчуг роняет.



1. К, Время прошлое, совершённое

2. В, К, метафорический эпитет Время настоящее

3. А, В

4. В

5. К, эпитет

6. К.

7. К. В, олицетворение

8. В, К, метафора

Когда мы увидели, услышали и почувствовали каждую строку, то оказались внутри самого произведения.

Начиная со второй строки, используется первая позиция восприятия («зритель»). Мы смотрим на картину после дождя.

Кинестетический глагольный ряд (пролетел, сгорел, благоухает, наклоняется, роняет) показывает время от прошедшего до настоящего. Метафора- антитеза: дождь сгорел.

Визуальная модальность (цвета): дождь сгорел(красный), румяный, белый, жемчуг.

Аудиальная модальность, наполняет звуками картину. Звукоряд: дождь- дорожке – свищут – серёжки (свист и шорох). Перерастает в птичью трель «ив»: иволга, свищут, ивах, живителен.

Ассонанс в открытой рифме (усиление полёта, свободы): на лету, иду, в цвету.

После этого переходим к семантическому разбору. Как восприняли смысл, как выражается мировоззрение автора. А потом личная интерпретация (собственные версии).

Можно увидеть соединение стихий: воды, огня, воздуха и земли, на которую падает жемчужина.

Можно увидеть очищение : белый цвет через огонь(красный цвет)

А кинестетики будут наслаждаться живительным ароматом и благоуханием жимолости.

Можно даже рассмотреть композицию стихотворения: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка.

Не бывает правильного и неправильного восприятия художественного текста, а бывает собственный.

Такая последовательность в обучении позволяет соединить 2 типа мышления : сенсорное(ощущение) и теоретическое. Обращаясь к вопросу «Что?» мы развиваем рефлексию ребёнка по поводу жизненных ценностей, а обращаясь к вопросу «Как?» развиваем рефлексию по отношению к языку, исследованию того, как сделан текст..Очень важно заниматься предметом параллельно с занятиями другими видами искусства( ментальные карты, теория К.Станиславского, подбор музыки к урокам).

Предлагаю использовать следующие подходы:

  • Процесс обучения необходимо строить, основываясь на развитии сенсорного мышления и учитывая особенности психологии восприятия ученика. Включать в структуру урока специальные упражнения, способствующие развитию репрезентативных систем. Субмодальностей и сенсорного языка.

  • Совершенствовать работу механизма восприятия (слово внешнее, слово внутреннее, сенсорная репрезентация), параллельно развивая, таким образом, умение грамотно писать.

  • Обучение должно учитывать внутреннюю семантику ребёнка.

  • В средней школе больше времени и внимания уделять вопросу «как?». Идти от создания ребёнком собственных авторских работ к анализу художественных текстов через осознание особенностей авторской стратегии.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Личностно-ориентированные подходы к обучению (из опыта работы)

Автор: Истомина Оксана Анатольевна

Дата: 12.05.2015

Номер свидетельства: 210245

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Тематическое планирование по физике 8 класса "
    ["seo_title"] => string(50) "tiematichieskoie-planirovaniie-po-fizikie-8-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "206118"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1430115722"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства