В статье приводится анкета читателя, составленная учителем для того, чтобы понять, что сегодня влияет на ученика при выборе произведений для чтения. Анкетирование проводилось в выпускных классах в течение четырех лет, но результаты будут интересны всем, кто также задумывается о проблемах чтения современной молодежи.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Любовь к чтению: размышление о наболевшем »
Скробот Светлана Владимировна,
учитель русского языка и литературы
МАОУ СОШ № 184 «Новая школа»
Любовь к чтению: размышление о наболевшем
Начну с двух фактов, которые заставили меня задуматься о, казалось бы, простой вещи: как организовать процесс обучения на уроке литературы для воспитания у школьника любви (потребности) к чтению.
Конец 90-х, впервые аттестуюсь на высшую категорию, защищаю аналитический отчет, рассказываю о литературоведческих технологиях на уроке. А в итоге получаю вопрос от комиссии: скажите, а как воспитываете любовь к чтению? Не понимаю вопроса, считаю, что ответила на него в своем выступлении.
Начало 2000-х, в составе ГАК (член комиссии) вступаю в дискуссию с председателем, которая рассуждает о предмете «Информатика и ИКТ» как науке. Узнав, что я являюсь учителем русского языка и литературы, говорит с уверенностью: «Такой науки, как литература, нет».
Для меня оба факта связаны внутренним содержанием. Они заставили меня в очередной раз остановиться и опять задать себе традиционный для литератора вопрос: литература или литературоведение? Научить любить книгу или научить читать книгу? Вечная антитеза? Нет, это вечный поиск учителя в осознании единства и борьбы противоположностей.
Итак, научить любить и понимать книгу.
Ответ на этот вопрос лежит в нескольких плоскостях: семейные традиции, личность учителя, личность ученика, потребности общества, педагогические технологии…
На мой взгляд, продуктивен вопрос о последней составляющей, так как технологию можно использовать на уроке, а следовательно, мы имеем в виду управляемый процесс.
На мой взгляд, наиболее общая (применимая) технология обучения в данном случае – технология выбора.
Составила и провела небольшую анкету
Анкета читателя
1. К какому типу читателя ты себя отнесешь? Выбери один ответ.
Читаю все произведения школьной программы, много читаю самостоятельно
Много читаю, но не школьную программу
Читаю немного, школьную программу читаю в минимальном количестве
Читаю немного, школьную программу не читаю, т.к. не интересуюсь литературой
Не испытываю потребности в чтении, не читаю
2. Чтение для тебя (можно выбрать несколько ответов)
Отдых
Удовольствие
Учебная деятельность
Деятельность для удовлетворения личных потребностей
Тяжелая работа
3. Я много читаю (можно выбрать несколько ответов)
По литературе
По другим предметам
По темам, которые меня интересуют
При деятельности в социальных сетях
Я не читаю много
4. Какие виды работы на уроке литературы меня «подталкивают» к чтению
Проект
Игра
Дебаты, дискуссии
Театральная постановка
Заполнение рабочей тетради
Другие виды
Никакие
5. Чтобы я читал(а), нужно (можно выбрать несколько ответов)
Небольшой объем произведения
Современное произведение
Тема, которая меня волнует
Совет родителей (взрослых)
Оценка
Взаимоотношения с учителем
Ничего не нужно
6. Советую учителю литературы
Чтобы я читал школьную программу, нужно
…………………………………………………………….
…………………………………………………………….
…………………………………………………………….
Результаты заставили задуматься.
Читаю все произведения школьной программы, много читаю самостоятельно
Много читаю, но не школьную программу
Читаю немного, школьную программу читаю в минимальном количестве
Читаю немного, школьную программу не читаю, т.к. не интересуюсь литературой
Не испытываю потребности в чтении, не читаю
7%
20%
28%
28%
10%
Цели, которые определили для себя обучающиеся в чтении, разные:
Отдых
Удовольствие
Учебная деятельность
Деятельность для удовлетворения личных потребностей
Тяжелая работа
15%
15%
27%
14%
29%
Фактически читают многие, но насколько интересна им школьная программа, показывает следующий элемент анкеты:
По литературе
По другим предметам
По темам, которые меня интересуют
При деятельности в социальных сетях
Я не читаю много
25%
32%
45%
87%
15%
Конечно, они читают, но читают по-другому, не похоже на нас. Часто это социальные сети (даже не знаю, хорошо это или плохо). А мы? Где находится учитель? Про себя скажу честно: меня в социальных сетях нет, значит, я не рядом со своими учениками. Этот вывод почему-то не обрадовал.
Последние три вопроса анкеты – попытка получить совет «из первых рук». Так что же нам посоветуют те, для кого мы ведем уроки, те, которых мы хотим обучить.
Итак, советуют ученики:
1. Подталкивают к чтению проекты, игры, просмотр кинофильмов, любая интересная работа на уроке.
2. Чтобы я читал(а), нужны хорошие взаимоотношения с учителем, часто небольшой объем произведений, тема, которая меня волнует.
3. Советую прочитать другим ученикам М.Булгакова, М.Шолохова, И.С.Тургенева, Ф.М.Достоевского, М.Ю.Лермонтова и многих других писателей.
А все-таки они читают, задумываются о смысле прочитанного и ждут что-то от нас. Может быть, интересных уроков?