kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Любовь к чтению: размышление о наболевшем

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье приводится анкета читателя, составленная учителем для того, чтобы понять, что сегодня влияет на ученика при выборе произведений для чтения. Анкетирование проводилось в выпускных классах в течение четырех лет, но результаты будут интересны всем, кто также задумывается о проблемах чтения современной молодежи.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Любовь к чтению: размышление о наболевшем »

Скробот Светлана Владимировна,

учитель русского языка и литературы

МАОУ СОШ № 184 «Новая школа»


Любовь к чтению: размышление о наболевшем

Начну с двух фактов, которые заставили меня задуматься о, казалось бы, простой вещи: как организовать процесс обучения на уроке литературы для воспитания у школьника любви (потребности) к чтению.

Конец 90-х, впервые аттестуюсь на высшую категорию, защищаю аналитический отчет, рассказываю о литературоведческих технологиях на уроке. А в итоге получаю вопрос от комиссии: скажите, а как воспитываете любовь к чтению? Не понимаю вопроса, считаю, что ответила на него в своем выступлении.

Начало 2000-х, в составе ГАК (член комиссии) вступаю в дискуссию с председателем, которая рассуждает о предмете «Информатика и ИКТ» как науке. Узнав, что я являюсь учителем русского языка и литературы, говорит с уверенностью: «Такой науки, как литература, нет».

Для меня оба факта связаны внутренним содержанием. Они заставили меня в очередной раз остановиться и опять задать себе традиционный для литератора вопрос: литература или литературоведение? Научить любить книгу или научить читать книгу? Вечная антитеза? Нет, это вечный поиск учителя в осознании единства и борьбы противоположностей.

Итак, научить любить и понимать книгу.

Ответ на этот вопрос лежит в нескольких плоскостях: семейные традиции, личность учителя, личность ученика, потребности общества, педагогические технологии…

На мой взгляд, продуктивен вопрос о последней составляющей, так как технологию можно использовать на уроке, а следовательно, мы имеем в виду управляемый процесс.

На мой взгляд, наиболее общая (применимая) технология обучения в данном случае – технология выбора.

Составила и провела небольшую анкету

Анкета читателя

1. К какому типу читателя ты себя отнесешь? Выбери один ответ.

Читаю все произведения школьной программы, много читаю самостоятельно

Много читаю, но не школьную программу

Читаю немного, школьную программу читаю в минимальном количестве

Читаю немного, школьную программу не читаю, т.к. не интересуюсь литературой

Не испытываю потребности в чтении, не читаю







2. Чтение для тебя (можно выбрать несколько ответов)

Отдых

Удовольствие

Учебная деятельность

Деятельность для удовлетворения личных потребностей

Тяжелая работа







3. Я много читаю (можно выбрать несколько ответов)

По литературе

По другим предметам

По темам, которые меня интересуют

При деятельности в социальных сетях

Я не читаю много








4. Какие виды работы на уроке литературы меня «подталкивают» к чтению

Проект

Игра

Дебаты, дискуссии

Театральная постановка

Заполнение рабочей тетради

Другие виды

Никакие









5. Чтобы я читал(а), нужно (можно выбрать несколько ответов)

Небольшой объем произведения

Современное произведение

Тема, которая меня волнует

Совет родителей (взрослых)

Оценка

Взаимоотношения с учителем

Ничего не нужно










6. Советую учителю литературы

Чтобы я читал школьную программу, нужно

  • …………………………………………………………….

  • …………………………………………………………….

  • …………………………………………………………….



Результаты заставили задуматься.

Читаю все произведения школьной программы, много читаю самостоятельно

Много читаю, но не школьную программу

Читаю немного, школьную программу читаю в минимальном количестве

Читаю немного, школьную программу не читаю, т.к. не интересуюсь литературой

Не испытываю потребности в чтении, не читаю

7%

20%

28%

28%

10%



Цели, которые определили для себя обучающиеся в чтении, разные:

Отдых

Удовольствие

Учебная деятельность

Деятельность для удовлетворения личных потребностей

Тяжелая работа

15%

15%

27%

14%

29%



Фактически читают многие, но насколько интересна им школьная программа, показывает следующий элемент анкеты:

По литературе

По другим предметам

По темам, которые меня интересуют

При деятельности в социальных сетях

Я не читаю много

25%

32%

45%

87%

15%

Конечно, они читают, но читают по-другому, не похоже на нас. Часто это социальные сети (даже не знаю, хорошо это или плохо). А мы? Где находится учитель? Про себя скажу честно: меня в социальных сетях нет, значит, я не рядом со своими учениками. Этот вывод почему-то не обрадовал.

Последние три вопроса анкеты – попытка получить совет «из первых рук». Так что же нам посоветуют те, для кого мы ведем уроки, те, которых мы хотим обучить.

Итак, советуют ученики:

1. Подталкивают к чтению проекты, игры, просмотр кинофильмов, любая интересная работа на уроке.

2. Чтобы я читал(а), нужны хорошие взаимоотношения с учителем, часто небольшой объем произведений, тема, которая меня волнует.

3. Советую прочитать другим ученикам М.Булгакова, М.Шолохова, И.С.Тургенева, Ф.М.Достоевского, М.Ю.Лермонтова и многих других писателей.

А все-таки они читают, задумываются о смысле прочитанного и ждут что-то от нас. Может быть, интересных уроков?











Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Любовь к чтению: размышление о наболевшем

Автор: Скробот Светлана Владимировна

Дата: 27.10.2015

Номер свидетельства: 244322


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства