Моя статья - эссе о педагогическом призвании, необходимом каждому учителю для работы в школе с детьми. В статье указаны некоторые якутские писатели, государственные деятели, которые в свое время внесли немалый вклад в развитие просвещения нашего региона, республики Саха-Якутия. Каждому начигнающему учителю, да и учителям с опытом постоянно приходится отвечать самим себе на программный вопрос что есть учитель? Думаю, что данная статья будет им интересна. Буду рада любому отзыву о своих взглядах на современного учителя.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«МОЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ВЕРА »
Моя педагогическая вера
Великий педагог В.А.Сухомлинский в статье «Моя педагогическая вера» писал: « Человек с детства должен видеть мир в свете идеала, чтобы его жизнь была восхождением к вершине идеального. Идея – не заученная истина, которую человек при случае может произнести. Идея – это боль сердца за правду, истину, красоту». Правда, истина, красота – это фундамент, основа становления духовной, нравственной силы человека. Для развития личности размышления о них играют значительную роль. Идеальное способно превращаться в реальное. В череде повседневных забот люди часто забывают об этом. Но учителя не только не должны забывать об этом, они зачастую и являются теми людьми, кто зарождает в душе ребенка идеальное представление о мире, себе, окружающем. Особенно это относится к словесникам, учителям языка, литературы, истории. Служение Истине, Правде, Красоте требует от человека очеловечивания всех своих поступков, действий, всей своей жизни. В этом отношении литературные герои великих произведений гениальных писателей являют собой яркий пример. Ведь литература не столько образовывает, сколько воспитывает, созидает человека в человеке. В этом истинное назначение литературы. Но в последние годы всеместно наблюдается упадок читательских интересов, не секрет, что молодые люди, в частности школьники, мало читают или совсем не читают. Эта проблема распространена и в моей школе. В этом не стоит винить лишь кино, телевидение, компьютеры и различные соблазны технического развития. Зачастую проблема кроется в семье. Но школьное время для ребенка является тем временем становления личности, которое учителя не должны упустить. Поэтому зафиксированное в «Концепции модернизации российского образования» развитие ключевых компетенций как нельзя лучше поворачивает обучение к личностно-ориентированному подходу. Создание читательской атмосферы в классе во многом зависит от учителя литературы. В нашей общеобразовательной школе обучаются дети разных учебных возможностей и способностей. Использование в практике диагностики - явление в последнее время распространенное. Я использую диагностику уровня школьной тревожности по методике Филлипса для определения психологических факторов, влияющих на формирование личностного смысла учения и определения меры связи уровня учебной мотивации с некоторыми психологическими факторами. По методике Филлипса наиболее выраженными факторами тревожности среди школьников выступают: страх ситуации проверки знаний, страх несоответствия ожиданиям окружающих, страх самовыражения.
Такая диагностика во многом помогает дифференцировать задания, что в свою очередь помогает учащимся переодолевать собственные страхи. Анкетное изучение приоритетных интересов учащихся в начале года и в конце уже выделяет уроки литературы и русского языка в разряд интересных, необходимых, любимых. Мотивацию учения исследую по методике М.Лукьяновой.
Николай Иванович Писарев, великий ученый, врач, педагог, в свое время в статье «Вопросы жизни» писал: « Все готовящиеся быть полезными гражданами должны сначала научиться быть людьми». К этому общечеловеческому воспитанию отношу, прежде всего, уроки русского языка и литературы.
Урок- исконно русское слово. Следы этого слова ученые нашли в мифах VII-VIII веков. Тогда оно обозначало «разновидность магической, колдовской порчи человека словом». И сейчас урок не утратил магического значения – изменять человека и его жизнь. У Владимира Ивановича Даля находим: «Урок – назидание наперед». В православной педагогике есть запрет на отношение к ребенку с недоверием. Это блокирует его здоровые силы. Ученик изначально должен быть уверен, что учитель идет к нему с добром, любовью, доверием в его силы и возможности. В этом высокая духовная миссия учителя и урока – не повредить природу ребенка, не сломать его достойное будущее. Ученики и урок даны для нашего совершенствования, для работы над собой. Во время встречи с детьми на уроке мы получаем возможность проявлять все лучшее в себе и совершать определенное «жертвоприношение» им себя в самом лучшем и душеполезном виде.
Самое высокое предназначение – быть Учителем. Ведь Учителями были такие Личности, как Януш Корчак, чья жизнь есть памятник Гуманизму, Лев Толстой, утверждающий вечный поиск Правды, Истины, Красоты. И среди моих земляков немало великих имен, чья жизнь посвящена Просвещению своего народа, процветанию своей страны. Это и священнослужители – Дмитриан Дмитриевич Попов, кто первым стал учить якутских детей по-якутски, Василий Степанович Попов, кто первым прочитал проповедь на якутском языке. Это и основоположник якутской литературы – Алексей Елисеевич Кулаковский – Ексекулээх Елексей, великий поэт и политический деятель – Платон Алексеевич Слепцов-Ойунский, народные писатели Николай Егорович Мординов-Амма Аччыгыйа, Дмитрий Кононович Сивцев – Суорун Омоллоон, Серафим Романович Кулачиков – Элляй. Среди первых учителей Татты народный художник Якутии Иван Васильевич Попов, известные государственные деятели Роман Федорович Кулаковский, Ельпидифор Михайлович Егасов и другие. Судьбы многих первых интеллигентов - якутов в начале бурного 20 века оборвались трагически. Продолжать дело гуманизма трудно, но почетно. Так что, да здравствуют Дети и Учитель…