kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Организация учебно-исследовательской деятельности на уроках русской литературы».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Перед современной школой стоит задача формирования творческой, разносторонне развитой личности. Творчество немыслимо без познавательной активности. Мы рассматриваем организацию познавательной деятельности учащихся как одно из важных условий развития познавательной активности. Главное отличие детей, способных принимать участие в исследовательской работе, - наличие у них потребности узнавать новое.

Учебно-исследовательская работа учащихся организуется по двум направлениям:

  1. урочная учебно-исследовательская деятельность учащихся
  2. внеурочная учебно-исследовательская деятельность учащихся, которая является логическим продолжением урочной деятельности.

Обязательным условием развития творческих способностей учащихся является устранение доминирующей роли педагога. Самое сложное для учителя – научиться быть консультантом. Трудно удержаться от подсказок. Но важно в ходе консультаций только отвечать на вопросы, возникающие у школьников.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Организация учебно-исследовательской деятельности на уроках русской литературы». »

Гатина М.М.

КГУ ОШ № 74

г. Алматы


«Организация учебно-исследовательской деятельности на уроках русской литературы».

Перед современной школой стоит задача формирования творческой, разносторонне развитой личности. Творчество немыслимо без познавательной активности. Мы рассматриваем организацию познавательной деятельности учащихся как одно из важных условий развития познавательной активности. Главное отличие детей, способных принимать участие в исследовательской работе, - наличие у них потребности узнавать новое.

Учебно-исследовательская работа учащихся организуется по двум направлениям:

  1. урочная учебно-исследовательская деятельность учащихся

  2. внеурочная учебно-исследовательская деятельность учащихся, которая является логическим продолжением урочной деятельности.

Обязательным условием развития творческих способностей учащихся является устранение доминирующей роли педагога. Самое сложное для учителя – научиться быть консультантом. Трудно удержаться от подсказок. Но важно в ходе консультаций только отвечать на вопросы, возникающие у школьников.

Говоря в широком смысле об исследовательской деятельности, мы имеем в виду участие в работах научных обществ, студий наиболее одарённых ребят, деятельность чаще всего внеурочную, внешкольную. Однако следует помнить, что главная составляющая учебного процесса – урок. Важно использовать возможности урока для привлечения к исследовательской деятельности и развития потенциала каждого ученика, необходим исследовательский подход к обучению. Необходимо всеми средствами стимулировать исследовательскую деятельность учащихся на уроке, используя различные виды учебной деятельности: опору на воображение, использование аналогий, метафор, работу с концептуальными моделями, сравнительно-сопоставительный анализ, лингвистический эксперимент.

В структуру урока следует вводить исследовательские задания. С психологической точки зрения этот возрастной период характеризуется новой стадией развития интеллекта, а развитие интеллекта тесно связано с развитием творческих способностей предполагающих не просто усвоение информации, а создание чего-то нового.

Для ранней юности характерно также активное формирование индивидуального стиля умственной деятельности, что обуславливает необходимость индивидуального подхода в обучении, стимулировании самостоятельности и творчества учащихся. Этому возрасту присуще желание самовыражения, стремление реализовать свою индивидуальность. Целенаправленное использование перечисленных возрастных особенностей позволяет учителю максимально раскрывать творческий потенциал ребёнка в процессе исследовательской деятельности на уроке, а не только на научно-практических конференциях.

Встаёт острое противоречие. Все «за» рушатся, когда сталкиваемся нежеланием ребят выполнять подобные задания, тем более рефераты, проекты. Причин, на мой взгляд, несколько: боязнь не справится, катастрофически растущая лень «компьютерного» поколения (огромный поток готовой информации, снижение читательских способностей).

Задания исследовательского характера должны быть выполнимы, продумана мотивация участников. Способность долго концентрировать собственное внимание на одном объекте, т.е. долговременно, целенаправленно работать в одном направлении, у школьников ограниченно. Часто приходиться наблюдать, что увлечённо начатая и не доведённая сразу до конца работа (схема, рисунок, проект) так и остаётся незаконченной. Выполнить исследование «на одном дыхании» практически очень сложно, поэтому следует стремиться к тому, чтобы первые исследовательские опыты не требовали длительного времени. Большинство старшеклассников, за исключением немногих, не имеют постоянных пристрастий, их интересы ситуативные. Это как раз осуществимо в урочной деятельности. С функциональной точки зрения главная цель заданий исследовательского типа в том, чтобы ученики приобретали навык исследования как универсального способа освоения действительности путём повышения мотивации к учёбе и активизации личностной позиции в образовательном процессе, путём развития критического мышления.

В собственной практике я использую такой подход к обучению. Рассмотрим ряд исследовательских заданий по литературе в рамках освоения литературоведческих понятий (программа углубленного изучения литературы В.Г. Маранцмана) 8-9 класс – этап формирования у старших подростков эстетического подхода к литературному произведению. Учащиеся в это время, по мнению психологов и методологов, готовы к восприятию художественного текста как особой эстетической деятельности человека. Поэтому в методике разработан такой подход к анализу литературного произведения в школе, который бы, учитывая своеобразие восприятия школьниками литературной классики, на практике осуществлял принцип единства содержания и формы. Здесь очень важно, чтобы литературоведческие понятия не превратились в схоластические определения, живущие сами по себе. Исследовательский подход помогает «наполнить жизнью» трудные термины, сблизить их с эстетическим восприятием ученика. Развить литературоведческий навык – ведения литературы. Понятие жанра – одно из основных. Так, например, чтобы наметить принципы и приёмы работы над лирикой, необходимо осознать своеобразие художественной природы лирического жанра, особенности лирического образа, основных жанрообразующих компонентов лирического стихотворения – композиции, языка стиха. Наблюдение над художественной формой в сочетании с исследовательской работой (аналогии, лингвистический эксперимент, самостоятельный анализ, систематизация, творческие проекты, развитие критического мышления, лабораторные) помогут ввести учеников во внутреннее содержание произведения, раскрыть строй мыслей и чувств поэта, освоить теоретико-литературные понятия.

Творческие работы с элементами исследования.

  • Звуки и образы в произведении

  • Цветообразы в произведении

  • Творческий портрет поэта

  • Цитатные страницы для словаря

  • Инверсионные тексты (подбор примеров из текстов, создание собственных текстов с использованием инверсии).

Осенние (золотые) листья белых (изящных) берёз ярко сияют (мерцают) в блестящем (лунном) свете (блеске).

Вот несколько вариантов предложений с прямым порядком слов, но стоит ребятам предложить поменять местами признак и предмет, обстоятельство и действие, как возникает иное звучание – поэтическое. Возможно, после таких трансформаций ребятам будет более понятно, почему проза может быть лирической.

Аналитические задания.

В основе сопоставительный анализ произведений разных авторов, эпох с близкими мотивами, образами, сюжетами, аналитическое истолкование художественных реминисценций, литературных, биографических совпадений, интерпретация художественных произведений и киноверсий.

  • Сопоставление рассказов «Неизвестный цветок» А.Платонова и «Странник» В.Шаламова.

  • Поэтический сборник «Звезда» (стихотворения с образом звезды, использованием этого слова), или «Луна», «Холод».

  • Задания-тезисы для критического осмысления по типу «Верно ли?» способствует развитию критического мышления

  • Сквозные темы в творчестве одного автора или в различных произведениях: мотив дороги в литературе 19 века; мотив сна в русской литературе.

Основные правила выбора темы исследования распространяются и на подбор, формулировку задания. Задание должность быть интересно ребенку, должно увлекать его. Исследовательская работа, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе. Желания что-либо исследовать возникает тогда, когда объект привлекает, удивляет, вызывает интерес. Тема, «навязанная» ребёнку, какой бы важной она ни казалась нам, взрослым, должного эффекта не даст. Естественно, для того чтобы выбрать тему, интересующую ребёнка, нужно знать его склонности. Суметь услышать, понять, почувствовать его интересы - сложная, но вполне решаемая задача.

Тема задания должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования. Подвести ребёнка под ту идею, в которой он максимально реализуется как исследователь, раскроет лучшие стороны интеллекта, получит новые полезные знания, умения и навыки.

Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности. Оригинальность в данном случае следует понимать не только как способность найти нечто необычное, но и как способность нетрадиционно смотреть на традиционные, привычные предметы и явления.

Тема (формулировка задания) должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. Это оптимально для вовлечения в исследовательскую деятельность широкого круга учащихся.

Задача учителя понимается в создании проективной модели урока по формированию развивающей среды для учащихся. Именно педагогом задаются формы и условия исследовательской деятельности, благодаря которым формируется внутренняя мотивация подходить к любой проблеме с исследовательской, творческой позиции. Внутренняя мотивация, интерес к проблеме исследования и методические знания самого педагога – основа успеха реализации исследовательской деятельности учащихся.

Задания исследовательского характера необходимо включать в систему уроков на разных этапах: В качестве проблемного введения в тему, актуализируя знания; в ходе практической работы или закрепления материала; в качестве проверочных и домашних заданий, зачётов (с хорошо продуманной системой оценивания). Выполнение заданий может остаться в рамках одного урока, темы, а может послужить началом или основой будущих исследовательских работ, проектов. При успешном выполнении локального, конкретного задания ученику можно показать перспективу темы, возможно, он сам увидит её.

Организация учебно-исследовательской деятельности в контексте уроков литературы позволит активизировать широкий круг учащихся, формировать исследовательские навыки на разных ступенях обучения, выявляя одарённых ребят, будущих участников научно-практических конференций, и развивая творческие способности так называемых обычных школьников, воспитывая силу воли, целеустремлённость. Исследовательская работа также несёт в себе и воспитательный эффект. Многие ребята становятся более коммуникабельными, преодолевая «страх» публичного выступления, чувствуют себя увереннее на уроках. Включаются во внеклассную деятельность, представляя свои работы на классных часах, конференциях. Максимальный учёт выше перечисленных условий позволит сделать обучение более эффективным и приятным.

Педагогу необходимо совершенствовать технологию обучения и помнить, что когда позволяется самостоятельно что-то изобрести или открыть, развиваемся его творческая активность.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Организация учебно-исследовательской деятельности на уроках русской литературы».

Автор: Гатина Марина Михайловна

Дата: 16.06.2014

Номер свидетельства: 105581


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства