Просмотр содержимого документа
«Поэтическое слово Микеланджело»
Поэтическое слово Микеланджело.
Счастлива была бы Италия,
будь у неё больше таких поэтов!
Стендаль
Цель: дать обзорное представление о творчестве Микеланджело, воспитывать внимательных читателей и слушателей поэзии.
Оборудование: видеоматериалы, энциклопедия юного художника, сборник стихотворений.
1.Ученик:
Милан с прославленным собором.
Рим: Капитолий, Купол, Форум.
Неаполь с морем и вулканом,
Откуда вьётся дым султаном.
Вот Пиза со своей всегдашней
Наклонной, «падающей» башней!
Вот Генуя с морскою гаванью
И с кораблём, идущим в плаванье…
2. Звучит итальянская песня «Санта Лючия» и на её фоне диалог двух учеников:
-Вчера читал энциклопедию и узнал, что Микеланджело не только скульптор и художник, но и поэт. Был приятно удивлён.
-Я не слышал его стихов и, конечно, не читал.
-Ребята, а вы слышали стихи Микеланджело?
2.Ученица: Я знаю, что по заказу молодой Флорентийской республики он изваял гигантскую фигуру юноши Давида. Чтобы решить вопрос о месте водружения скульптуры, был учреждён специальный совет, членами которого были Леонардо да Винчи, Сандро Боттичелли. День 8 сентября 1504 года, когда Давид был установлен на центральной площади Флоренции, отмечен летописцами как величайшее событие века.
3.Ученик: А я читал, что Микеланджело проявил себя в незнакомом деле – фресковой живописи. Он отказался от посторонней помощи и один за четыре с лишним года покрыл росписями колоссальный свод Сикстинской капеллы в Ватикане.
4.Ученица: Кстати, увидев это творение, Гёте писал из Рима: «Сейчас я так захвачен Микеланджело, что после него охладел даже к природе, ибо мне недостаёт его всеобъемлющего зрения».
6.Учитель: Под небом Италии свои мысли и чувства Микеланджело воплотил в скульптуре, живописи, архитектуре и поэзии. Он был борцом, отстаивавшим свободу и независимость своей родины. Поражают своей мощью, красотой и гармонией работы Микеланджело – зодчего – ансамбль площади Капитолия и собор св. Петра в Риме.(Видеоматериалы на экране).
7.Ученик:
С высокой кручи гордого утёса,
Где с детства душу с камнем породнил,
Я вниз сошёл, когда набрался сил,
Связав себя с судьбой каменотёса.
8.Учитель: творчество Микеланджело связано с корнями итальянской поэзии и прежде всего с Данте и лирикой Петрарки. Но и в поэзии он шёл своим путём и искал свои изобразительные средства. Его поэзия – проявление его творческой индивидуальности. Как и в скульптуре, он отсекал всё лишнее и наносное, пытаясь обнажить мысль до предела. В Микеланджело всё до крайности выпукло и контрастно, ибо в жизни он видел свет или тьму, горенье или тленье, а половинчатость и компромиссы были ему чужды:
Смеюсь и тут же плачу, как в бреду, -
Не знаю я средины, на беду!
9. Чтение стихотворений( уч –ся подготовили чтение стихотворений под руководством учителя).
1)Издревле нам пословица известна,
Как зависть затыкает правде рот.
Всесилен при дворе мерзавцев сброд –
Подобострастье государю лестно.
От смелых мыслей духу было тесно,
И я все дни трудился напролёт,
Забыв, что бездарям у нас почёт,
А вдохновенье вовсе не уместно.
Мечтой я жил возвыситься в делах,
Но не обласкан за своё раденье –
В ответ мне прозвучало эхо гнева.
Не ценится добро на небесах,
Коль за тяжёлыё труд вознагражденье
Просить я должен у сухого древа.
(Учитель поясняет, что это намёк на заказчика росписей в Сикстинской капелле папу Юлия Второго, на гербе которого изображено дерево с опавшими листьями).
2)От ветра пламя пуще полыхает.
Так и талант, дарованный нам свыше,
Не чахнет в испытаньях, а мужает.
3)С рожденья пленён я красотой
И высшее в том вижу назначенье.
В искусствах добиваться совершенства,
За кисть иль за резец берясь рукой, -
Вот цель моя и вечное стремленье,
Иного в жизни не ищу блаженства.
Толпа в оценках часто неправа,
Давая волю не уму, а чувствам,
А потому впадает в заблужденье.
Ей не понять – она душой черства –
Величье, порождённое искусством.
Тут нужен разум и благоговенье.
4) Природа – мать всё мудро рассчитала:
Жестокость красоте дала недаром,
Чтоб жили вместе разные начала.
Улыбка ваша счастье предрекала,
И я прельстился сладостным нектаром,
Забыв, что у пчелы – и мёд, и жало.
5)Чтоб к людям относиться с состраданьем,
Терпимым быть и болью жить чужой,
Пора бы мне умерить норов свой
И большим одарять других вниманьем.
Найду ль я путь, подсказанный сознаньем,
Когда от туч черно над головой
И голоса окрест грозят бедой,
А сам живу недобрым ожиданьем?
10.Учитель: Микеланджело создал свой поэтический портрет, вылепленный из самых сокровенных дум, чувств, желаний, чаяний. Его страстное слово впервые прозвучало в России в 1856 году, когда Ф.И.Тютчев, потрясённый позорным поражением царизма в Крымской войне, перевёл столь созвучное тогдашним настроениям передовых русских людей стихотворение:
Молчи, прошу – не смей меня будить.
О, в этот век преступный и постыдный
Не жить, не чувствовать – удел завидный…
Отрадно спать, отрадней камнем быть.
11.Ученик: над переводами отдельных стихотворений в разные годы работали А.М.Эфрос, А.А.Вознесенский. К микеланджеловской лирике обратился в конце жизни наш композитор Д.Д.Шостакович, создавший вокальный цикл на его стихи.
12. Учитель: Поэтический мир Микеланджело сложен, и нужны усилия, чтобы войти в него. Но вдумчивый читатель будет вознаграждён. « Общение с гением и самого тебя поднимает ввысь»,- утверждал Виктор Розов.