ПУБЛИКАЦИЯ «Актуально ли «Слово о полку Игореве» в наше время».
ПУБЛИКАЦИЯ «Актуально ли «Слово о полку Игореве» в наше время».
Сегодня ни для кого не секрет, что после развала СССР Запад во главе с Соединенными Штатами откровенно претендует на планетарную диктатуру. Мы уже наблюдаем происки Мирового Правительства, опирающегося в своей деятельности на колоссальную военную мощь НАТО. Разгром Ирака, удушение Югославии, варварские бомбардировки православных сербов — все эти карательные акции недвусмысленно показали, какая участь ждет непокорных противников "нового мирового порядка"... А самым неудобным и мощным противником на пути глобалистов стоит, конечно же, Россия.
И этот трудный путь нам предстоит пройти до конца, если мы не напрасно носим христианское имя. Конечно, путь этот, учитывая реальности нынешнего положения России, будет тернист и труден. Конечно, он потребует от нас мужества и мудрости, смирения и осмотрительности, терпения и настойчивости. Нам, вероятно, придется нелегко. НО ИНОГО ПУТИ НЕТ!
Многие беды наши — личные, мелкие —следствия одной великой всенародной беды: безудержного разгула в России безбожия. А мы все будто чужие друг другу. Каждый сам за себя, каждый сам по себе. Может, стоит оглянуться, прислушаться? Из глубины веков доносится до нас увещевающий глас предков.
Не с того ли, что мы нарушили это всенародное единство, скрепленное смиренными подвигами русских святых и бранной кровью русских ратников, началось наше падение?
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
«Актуально ли «Слово о полку Игореве» в наше время».
Малахова Ольга Алексеевна,
учитель русского языка
и литературы первой квалификационной
категории МБОУ СОШ №23
г. Гуково
г. Гуково
2014 год
Малахова Ольга Алексеевна,
учитель русского языка
и литературы первой квалификационной
категории МБОУ СОШ №23
г. Гуково
Актуально ли «Слово о полку Игореве» в наше время.
Если сравнивать произведение искусства с пущенной стрелой, то немногие перелетали своё столетие, а о древнем памятнике «Слово о полку Игореве» можно сказать: оно пронзает века, и чем дальше, тем мощнее его полёт.
Неизвестный русский поэт 12 века совершил духовный подвиг.
Всем векам современник, он, взывая к согласию и независимости, любил свою родину с открытыми глазами и честно говорил современникам и потомкам о свободе человеческой воли, которая является силой, наравне с недомыслимым промышлением Божиим определяющей ход истории.
На этот раз «побеждени быхом наши гневом Божиим», нашедшим на русские войска «за наше согрешенье». (2, с.134)
Лаврентьевсий свод даёт довольно полную картину взглядов современников на ход русской жизни. В 70-х годах 12 века усиливается натиск половцев на границы русских княжеств. Русские предпринимают ряд ответных походов. Следует несколько местных поражений половецких войск, результатом которых становится их объединение под властью одного хана – Кончака. Военная организация половцев получает единообразие и стройность, улучшается вооружение, появляются метательные машины и «греческий огонь»: Русь лицом к лицу сталкивается с объединённым сильным войском противника. Эх, нашим бы опомниться да поучиться у врага…
Половцы, видя своё превосходство, принимают удачно складывающиеся обстоятельства за знамение благоволения Божия. Но промысел Божий не связан соображениями человеческой мудрости: «не ведущее» неразумные иноверцы, «яко несть мужества, ни есть думы противу Богови», - сетует летописец. (1, с.130) В начавшейся битве «побегоша» половцы «гоними гневом Божиим и Святой Богородицы». (1,с.132) Победу русских «содеял Господь спасенье велико нашим князьям и воям их над враги нашими. Побеждена быша иноплеменницы» (1,с.134) промыслительной помощью Божией под Покровом Пресвятой Богородицы, покрывающей попечением Своим боголюбивое русское воинство. И сами русские это прекрасно сознают: «И рече Владимир: се день иже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь. Яко Господь избавил ны есть от враг наших и покорил врази наша под нозе наши». (1, с.134) вот так полно и чётко выражен в летописи взгляд на русскую историю как на область всеохватывающего действия промысла Божия. При этом летописец не фаталист. Он показывает, что Промысел Божий, действуя в истории определяющим образом, в то же время не подавляет и не ограничивает свободы личного выбора, лежащей в основании ответственности человека за свои дела и поступки.
Но как изменчиво военное счастье! На следующий год после удачного похода на половцев, совершённого объединёнными силами князей, организовывает неудачный самостоятельный набег Игорь Святославович, князь Новгород-Северский». Почему же теперь гнев Божий пал на русских, в чём состояло и согрешение?
Уклонением от своего религиозного долга объясняют сами русские воины свою неудачу: «ноне же въздыханье и плачь распространися», и вспомнили слова пророка Исайи: «Господи, в печали помянухом Тя». (1, с. 135) Искреннее покаяние было скоро принято милосердным Богом и «по малых днех ускочи князь Игорь у половец» (1, с. 135) - то есть из плена половецкого – «не оставить бо Господь праведнаго в руку грешничю, очи бо Господни на боящаяся Его, а уши его в молитву ихъ». (1, с. 136) «Се же содеяся грех ради наших, зане умножишася греси наши и неправды», - подводит итог летописец. Согрешающих Бог вразумляет наказаниями, добродетельных, сознающих свой долг и исполняющих его – милует и хранит. Бог никого не принуждает: человек сам определяет свою судьбу, народ сам определяет свою историю. А мы благоговейно удивляемся чистоте и свежести православного мироощущения летописцев, автора «Слова» и их героев, глядящих на мир с детской верой.
В 12 веке нынешние Россия, Украина, Белоруссия были единой землёй. «Слово о полку Игореве» - живой памятник трёх братских народов, трёх культур. А его позывные понятны всем народам, всем странам.
Сегодня мы в большинстве своем утеряли понимание соборности, которая способна обуздать смуту и преодолеть кризис. А ведь соборное начало проявляет себя в русской истории, прежде всего, как религиозная и политическая методика по сохранению и возрождению духовной общности народа. На таком идеологическом фундаменте тысячу лет росла и крепла российская держава.
Державное строительство немыслимо без ясно осознанного нравственно-религиозного идеала, без четкого разделения добра и зла, без всенародного соборного единения вокруг святынь живой веры. Тем же, кто — по незнанию или злонамеренно — хочет замутить эти святыни, хочется напомнить слова святого первоверховного апостола Павела: "Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою?.. Какая совместность храма Божия с идолами?" (2 Кор. 6:14,16).
Сегодня любому политологу очевидно, что оздоровление государственного бытия немыслимо без консолидации общественного мировоззрения, без умиротворения массового сознания. В свою очередь, такое умиротворение возможно лишь в рамках ясной и понятной национально-государственной идеологии, которая должна содержать в себе фундаментальные нравственные ценности и моральные ориентиры — идеалы народного бытия. Эти идеалы неизбежно коренятся в религиозной сфере человеческого сознания, ибо именно религия претендует на то, что хранит в себе абсолютную Истину, именно религия отвечает на вопросы о добре и зле, о добродетелях и пороках, о смысле жизни человека.
Народ, потерявший веру, теряет свою жизнеспособность. Нельзя допустить обесценивания всей тысячелетней истории русского народа, из века в век пытавшегося реализовать в своей жизни именно православный нравственно-религиозный идеал. И летописи русские, и «Слово о полку Игореве» вновь и вновь заставляют нас думать и делать свой выбор.
Сегодня ни для кого не секрет, что после развала СССР Запад во главе с Соединенными Штатами откровенно претендует на планетарную диктатуру. Мы уже наблюдаем происки Мирового Правительства, опирающегося в своей деятельности на колоссальную военную мощь НАТО. Разгром Ирака, удушение Югославии, варварские бомбардировки православных сербов — все эти карательные акции недвусмысленно показали, какая участь ждет непокорных противников "нового мирового порядка"... А самым неудобным и мощным противником на пути глобалистов стоит, конечно же, Россия.
И этот трудный путь нам предстоит пройти до конца, если мы не напрасно носим христианское имя. Конечно, путь этот, учитывая реальности нынешнего положения России, будет тернист и труден. Конечно, он потребует от нас мужества и мудрости, смирения и осмотрительности, терпения и настойчивости. Нам, вероятно, придется нелегко. НО ИНОГО ПУТИ НЕТ!
Многие беды наши — личные, мелкие —следствия одной великой всенародной беды: безудержного разгула в России безбожия. А мы все будто чужие друг другу. Каждый сам за себя, каждый сам по себе. Может, стоит оглянуться, прислушаться? Из глубины веков доносится до нас увещевающий глас предков.
Не с того ли, что мы нарушили это всенародное единство, скрепленное смиренными подвигами русских святых и бранной кровью русских ратников, началось наше падение?
Как видно, пришло все же время покаяния и прозрения. Мы имеем огромный трагический опыт десятилетий пленения, нам особенно важно заново осмыслить пройденный путь, научиться отличать добро от зла, истину от лжи, настоящую духовность от лукавой подделки. Очень важно восстановить благодатную преемственность русского религиозно-национального самосознания, тогда сможем мы рассчитывать на успешное выздоровление. Иного пути — нет!