Описание опыта работы
учителя
русского языка и литературы
МОУ «СОШ № 3» г. Коряжмы
Кучумовой Елены Васильевны
Развитие личности школьника
посредством игровых технологий обучения.
Введение
Актуальность.
Игра! Сколько значений, оттенков смысла имеет это слово. С какими разными интонациями мы произносим его. То бросаем кому-нибудь высокомерно, пренебрежительно: «Вы играете, как дети малые», то глубокомысленно цитируем пушкинское: «Что наша жизнь? Игра…»
В последнее время меняется отношение к игре, приходит понимание того, что игра имеет обучающее и развивающее значение, выступает как средство психологической подготовки к реальным жизненным ситуациям.
Игра - это процесс моделирования, когда объединяются вместе такие понятия, как общение и познание, необходимые человеку для его развития.
Современные условия и тенденции совершенствования организации и содержания образовательного процесса обуславливают настоятельную потребность активного включения игровых технологий в жизнедеятельность школьников для эффективного влияния на их физическое, эмоциональное развитие, формирование навыков учебной деятельности.
В чём же заключается актуальность использования в современных условиях игровых технологий? Каким образом они способствуют развитию личности школьника? Назовём главные преимущества игровых технологий:
организуя игру, педагоги стремятся полнее учесть возрастные особенности школьников и удовлетворить естественную тягу к играм и разнообразию видов учебной деятельности, поскольку известно, что подростки любят играть и занимаются этим с удовольствием;
эти уроки побуждают, поддерживают и развивают их интерес к процессу обучения и учебному предмету;
они служат хорошим средством разрядки, снятия умственного напряжения и усталости, удачным способом переключения с одного вида деятельности на другой;
игра даёт возможность школьнику ощутить себя субъектом обучения;
она позволяет ребятам научиться слушать и слышать друг друга, приобрести навык групповой работы, достойно не только выигрывать, но и проигрывать;
игра способствует развитию памяти и воображения школьников, расширяет кругозор, требует от игроков умения логически мыслить;
в игре ребёнок раскрепощается, а раскрепостившись, он может и творить, и познавать в творчестве;
как показывает практический опыт, лишь знания, добытые в самостоятельной творческой деятельности, являются наиболее глубокими, прочными и переходят в убеждения. Система уроков - игр развивает навыки самообразования, готовность самостоятельно и продуктивно осваивать новую информацию.
И всё же педагоги признают, что развитие личности школьника отстаёт от всё возрастающих требований жизни.
Из отмеченного выше вытекает проблема исследования:
Какова система уроков-игр, которая даёт широкие возможности для развития личности школьника?
Обозначенная проблема характеризуется следующими противоречиями:
между социальной потребностью во всесторонне-развитой личности выпускника современной школы и недостаточным уровнем развития его личности;
между необходимостью развития личности школьника и его недостаточной научно-теоретической разработанностью;
между потенциальными развивающими возможностями уроков русского языка и литературы и отсутствием педагогических условий реализации такого потенциала.
Этим и обусловлен выбор темы нашего исследования.
Объект рассмотрения: процесс развития личности школьника.
Предмет исследования: игровые технологии обучения.
Цель исследования: разработка системы уроков-игр, направленных на развитие личности школьника.
Цель, объект и предмет исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач:
1. на основе анализа педагогической литературы определить содержание понятия «игровые технологии»,
2. изучить положительный опыт педагогов по проблеме исследования,
3. разработать систему уроков-игр, способствующих развитию личности школьника,
4. разработать методические рекомендации по использованию опыта.
Гипотеза исследования: система уроков – игр будет способствовать развитию личности школьника, если будут соблюдены следующие организационно-педагогические условия:
соответствие психолого-педагогического замысла игры возрастным особенностям и возможностям учащихся;
соответствие замысла игры нормирующим её правилам и непосредственному содержанию;
наличие сюжета, занимательности и соревновательности как главных признаков игры;
продуманность критериев оценки игры, способов определения и поощрения победителя (победителей).
За методологическую основу исследования приняты:
теория развития познавательного интереса (Г.И. Щукина);
теория активизации учебной деятельности школьника (Т. И.Шамова, Маркова);
теория деятельностного подхода к анализу педагогического процесса (Кузьмина Н.В., Леонтьев А.Н., Рубинштейн С.Л.);
теория оптимизации процесса обучения (Бабанский Ю.К., Загвязинский В.И.).
Для решения поставленных задач использованы методы исследования:
изучение и анализ психолого-педагогических и программно-методических
материалов по русскому языку и литературе и заявленной теме исследования, изучение и обобщение педагогического опыта по проблеме, анкетирование, беседы, наблюдение, анализ, обобщение, метод изучения продуктов профессиональной деятельности.
Этапы исследования.
1. Подготовительный: посвящён изучению и анализу методической литературы, педагогического опыта, изучению учебно – развивающих возможностей урока, разработке моделей содержания и структуры уроков-игр, подготовке дидактических материалов.
2. Экспериментальный: посвящён внедрению игровых технологий в практику работы, отслеживанию их эффективности.
3. Аналитический: посвящён получению, обработке и систематизации полученного материала, обобщению результатов эксперимента и коррекции содержания и структуры уроков – игр.
Экспериментальная база: МОУ «СОШ № 3»
Прогнозируемый результат.
Разработана система уроков-игр, направленных на развитие личности школьника.
Разработана модель содержания и структуры уроков в игровой технологии.
Отобраны, педагогически обоснованы и внедрены формы, методы и приёмы работы в данной технологии.
Разработаны методические рекомендации для педагогов по проблеме исследования.
Глава 1. Теоретическая интерпретация опыта.
По определению Г. К. Селевко (»Современные образовательные технологии»), игра-это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:
В качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
Как элементы более обширной технологии;
В качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
Как технологии внеклассной работы.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебный материал используется в качестве ее средства в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания учителем функции и классификации педагогических игр (см. Приложение.)
В первую очередь следует разделить игры по виду деятельности на физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические.
По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:
1.обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
2.познавательные, воспитательные, развивающие;
3.репродуктивные, продуктивные, творческие;
4.коммуникативные, диагностические, профориентационные и др.
Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики. Укажем лишь важнейшие из применяемых типов: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, игры-драматизации. По предметной области выделяются игры по всем школьным дисциплинам.
И, наконец, специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения.
Цели и задачи игровых технологий:
Приобщение учащихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, в том числе своего народа;
Выявление и развитие природных задатков и креативного потенциала каждого ребенка, реализация его склонностей и способностей в разнообразных сферах человеческой деятельности и общении;
Развитие внутренней свободы, способности к объективной самооценке и саморегуляции поведения, чувства собственного достоинства;
Воспитание целеустремленности, предприимчивости и ответственности в деловых отношениях;
Развитие и формирование навыков коммуникации (развитие человека, как личности, возможно только в общении).
Глава 2. Практическая.
Одно из главных требований к использованию игровых технологий- соответствие замысла игры возрастным особенностям и возможностям учащихся. Как реализуется данное требование? Подбирая игру, следует учитывать возраст учеников, их психологические особенности, интеллектуальный и эмоциональный уровень. Например, на уроках в 5 классе можно поиграть с ребятами в мяч («Буква заблудилась», «Угадай звук», «Подбери слово», «Цепочка», «Кто больше?» и др.), ведь именно в игре с мячом лучше усваивается материал. Дети очень любят эту игру, в такие минуты работать хочется всем, и даже слабые ученики чувствуют себя при ответах гораздо увереннее.
Также большим успехом у детей пользуется игра, в которой принимает участие Незнайка. Здесь даже пассивные, несмелые ученики помогают Незнайке составить словосочетание или предложение, найти ошибку, допущенную или не замеченную им.
Для учащихся постарше используются игры более сложного уровня: «Крестики-нолики», «Эстафета», «Сходство и противоположность», «Обмен», «Орфографическое лото», «Инсценировка», «Стоп-кадр», «Пирамида» и др.
Второе главное требование к использованию игровых технологий - соответствие замысла игры нормирующим ее правилам и непосредственному содержанию. Как реализуется это требование? Чем больше человек знакомится с окружающим миром, взаимоотношениями людей, героями книг, тем глубже он познает себя. Оценка товарищей, самооценка помогают в познании того, что хорошо, что плохо. Усвоить все хорошее помогают ребенку правила честной игры, которые надо соблюдать в любой игре.
Правила эти таковы:
Играй честно.
Обидно, когда проигрываешь, но не злись.
Если выиграл, радуйся, но не зазнавайся.
Научи других тому, что умеешь сам.
Учись у других.
Будь настойчивым, если что-то не получается, терпеливо добивайся успеха.
Играют все.
Следующее требование – наличие сюжета, занимательности и соревновательности как главных признаков игры. В основу игровых приемов педагог обычно кладет привлекательные задачи и действия, характерные для самостоятельных детских игр. Использование столь свойственных им элементов тайны, интриги, загадки и разгадки, поиска и находки, ожидания и неожиданности, игрового передвижения, соревнования и состязательности и т. д. стимулирует умственную активность и волевую деятельность детей, способствует обеспечению осознанного восприятия учебно-познавательного материала, приучает к посильному напряжению мысли и постоянству действий в одном направлении, развивает самостоятельность.
И последнее требование к использованию игровых технологий - продуманность критериев оценки, способов определения и поощрения победителя (победителей).
В начале любой игры педагог должен ознакомить детей с критериями оценки. Например, на литературной игре по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» мною были выдвинуты следующие критерии:
В любой игре есть победитель (победители), и учитель должен заранее продумать их поощрение. Это может быть хорошая оценка в журнале, грамота, диплом или какой-то приз.
Большинство педагогов сегодня имеют достаточно обширный игровой арсенал: предметные журналы и газеты, методические пособия, Интернет и др.
Я использую на своих уроках следующие разработки:
Путешествие в страну Глаголию;
Праздник русского языка «Язык мой - друг мой»;
Лингвистическая игра для 6-8-х классов;
Познавательные игры по русскому языку «Грамоте учиться - всегда пригодиться» и «Словарь-это вселенная в алфавитном порядке»;
Урок-игра «Русские народные загадки»;
Литературная викторина «Кто много читает, тот много знает»,
Литературная игра по сказкам Р. Киплинга «Книги джунглей»;
Праздник книги;
Праздник русской народной сказки;
Литературный турнир по теме «Древняя Русь»
Занимательный материал: кроссворды, чайнворды, ребусы, шарады, логогрифы, метаграммы, анаграммы… и многое другое.
Но важно, чтобы педагог не только умел достаточно объективно оценить ресурс готовых, уже апробированных игровых приемов и адаптировать их к условиям своего класса, но и мог самостоятельно создавать игровые программы в соответствии с потребностями образовательной практики и особенностями развития своих учеников.
Использование потенциала игры в педагогической работе в значительной мере связано с профессионализмом и творчеством самого педагога. Чтобы успешно организовывать детские игры, он должен обладать своеобразным «чувством игры», развитым творческим воображением, и, кроме того, определенным запасом знаний и практических умений в области методики игры.
Мною разработаны и проведены следующие игры:
Путешествие в страну Родная Речь;
Конкурс знатоков русского языка;
Интеллектуальная игра «Знаем ли мы родной язык?»;
Повторение по темам: «Причастие», «Глагол», «Имя числительное» и др.;
Путешествие в страну Литературию;
Конкурс эрудитов «Путешествие в веках»;
Игра «Счастливый случай» по повести «Дубровский»
Литературные игры по темам:
«Фольклор», «Пословицы и поговорки»;
А.С.Пушкин «Сказки», «Капитанская дочка», «Барышня-крестьянка», «Руслан и Людмила»;
Н.В.Гоголь «Ночь перед Рождеством», «Майская ночь, или Утопленница»;
Н.С.Лесков «Левша»;
В.Г.Распутин «Уроки французского»;
И.С.Тургенев «Муму»;
В.А.Жуковский «Спящая красавица»;
Х .К.Андерсен «Сказки» и другие.
Глава 3. Результативность.
Наблюдается положительная динамика роста коллектива учащихся, включающихся в творческую работу по предмету. Различные виды игровой деятельности побуждают детей к творчеству: они сочиняют сказки, стихи, загадки, им хочется стать «писателями», своими руками сделать книжки-малышки, то есть появляется потребность творить. Повышается интерес школьников к урокам русского языка и литературы: они самостоятельно готовят доклады, рефераты, составляют викторины, лингвистические задачи, кроссворды, ребусы и др. Расширяется кругозор учеников, повышается их познавательный интерес к предмету, то есть идет процесс интеллектуального развития учащихся.
Глава 4. Заключение.
Таким образом, игра-это такая форма деятельности учащихся на уроке, когда с помощью различных средств происходит изучение, закрепление или обобщение программного материала, способствует развитию памяти и воображения школьников.
Организуя игры, педагоги стремятся полнее учесть возрастные особенности детей, удовлетворить естественную тягу к играм и разнообразию видов учебной деятельности, поскольку известно, что ученики любят играть и занимаются этим с удовольствием.
Такие уроки побуждают, поддерживают и развивают интерес к процессу обучения и учебному предмету. Они служат хорошим средством разрядки, снятия умственного напряжения и усталости, удачным способом переключения с одного вида деятельности на другой. В игре ребенок раскрепощается, а раскрепостившись, он может и творить, и познавать в творчестве. Именно игра позволяет школьнику ощутить себя субъектом, проявить и развить свою личность.
Глава 5. Библиография.
1.Азаров Ю. П. Игра и труд.- М., 1973.
2. Аникеева Н. П. Воспитание игрой.- М., 1987.
3. Баев П. М. Играем на уроках русского языка.- М.,1989.
4. Газман О. С. и др. В школу- с игрой.- М.,1991.
5. Добринская Е. И., Соколов Э. В. Свободное время и развитие личности.- Л., 1983.
6. Дьячкова О. А. Игры школьников.- Учпедгиз, 1955.
7. Журавлев А. П. Языковые игры на компьютере.- М., 1988.
8. Занько С. Ф. и др. Игра и ученье.- М., 1992.
9. Игры - обучение, тренинг, досуг…( Под ред. В. В. Петрусинского.)- М., 1994.
10. Кондрашов В. Н. Грамматические игры и загадки.- Кострома., 1961.
11. Кэрролл Л. Логическая игра.- М., 1991.
12. Минкин Е. М. От игры к знаниям. – М., 1983.
13. Никитин Б. П. Ступеньки творчества, или развивающие игры.- М., 1990.
14. Пидкасистый П. И., Хайдаров Ж. С. Технология игры в обучении и развитии. -М.,1996.
15. Самоукина Н. В. Организационно - обучающие игры в образовании.-М., 1996.
16. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.- М., 1998.
17. Спиваковский А. С. Игра- это серьезно.- М., 1981.
18. Степанова О. А., Рыдзе О. А. Дидактические игры на уроках.- М., 2003.
19. Хейзинга Й. В тени завтрашнего дня.- М., 1992.
20. Шмаков С. А. Игры учащихся - феномен культуры.- М., 1994.
21. Шмаков С. А. Культура- досуг- ребенок.- М., 1994.
22. Эльконин Д. Б. Психология игры.- М., 1979.
23. Яновская М. Г. Творческая игра в воспитании школьника.- М., 1974.
8