Просмотр содержимого документа
«Реферативно-творческий проект "Притча- ступенька к нравственности" »
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6»
Кирилло-Мефодиевские чтения
«Читающая молодежь – будущее России»
Форум III Роль чтения в духовном становлении личности
Направление
«Через книгу к духовности»
Реферативно-творческий проект
«Притча – ступенька к нравственности »
Авторы работы: Коробкова Анастасия
Лазарева Ева
Пукис Полина
МБОУ «СОШ №6»
6в класс
Руководитель:
Кузнецова Ольга Леонтьевна,
учитель русского языка и литературы
Югорск 2015
Оглавление
I. Введение
II. Притча как жанр мировой литературы.
2.1. Жанровые признаки притчи.
2.2. Эзоп и его притчи.
2.3. Мудрость Леонардо да Винчи
III. Тексты притч учащихся 6 в класса МБОУ «СОШ№6».
IV. Заключение.
V. Список литературы
. Введение.
Известно, что большинство современных людей не очень хорошо знакомы со многими литературными жанрами. Объектом своего небольшого исследования мы сделали притчу. Чтобы наглядно увидеть, как наши современники знакомы с этим жанром и его историей, мы задали респондентам разных возрастов несколько вопросов.
Вопросы/ возрастная группа
7-10
11-17
20- 30
40- и старше
Знаете ли вы, что такое притча?
Назовите известных вам авторов притч.
Часто ли вы в жизни используете притчи?
Обработка ответов показала, что знают жанр притчи респонденты второй, третьей и четвертой группы. Авторов притч смогли назвать респонденты третьей и четвертой возрастных групп, Используют притчи в жизни 30% респондентов второй группы, 60% респондентов второй группы и 30% респондентов четвертой группы.
Получается, что притча – малоизвестный жанр. Познакомясь с жанром притчи на уроках риторики, мы поняли, что она помогает человеку правильно оценивать свое поведение, жизненные ситуации, в которых он оказывается каждый день.
Знакомство с притчей развивает речь, повышает общую культуру человека. Приобщаясь к этому жанру, мы запоминаем притчи и учимся использовать их в своей речи.
Мы обратились к написанию мини - исследования по теме «Притча- ступенька к нравственности». Нам интересна эта тема ещё и потому, что в школьной программе притчу изучают только в 6 классе на материале двух притч. Исследование этого древнего жанра позволит нам показать его значимость в сегодняшние дни, так как мораль и нравственные заветы этих произведений никогда не теряют своей актуальности. Притчи раскрывают вечные темы, ставят вечные проблемы – Добра и Зла, Жизни и Смерти, Любви и Предательства, Щедрости и Скупости, Правды и Лжи, Праведности и Греховности…
Цель работы: изучить особенности жанра притчи, рассмотреть особенности притч Эзопа и Леонардо да Винчи.
Задачи:
познакомиться с литературой по теме «признаки притчи как жанра мировой литературы»;
проследить историю развития жанра притчи, изучив материал о творчестве Эзопа и Леонардо да Винчи;
- создать сборник притч учащихся .
II. Притча как жанр мировой литературы.
2.1. Жанровые признаки притчи.
Притча - к нравственности ступенька. Она – один из самых древних жанров в мировой литературе. Возник жанр притчи на Востоке, где любили говорить загадками, иносказаниями, аллегориями. Притчи легко запоминаются, прочно держатся в памяти, побуждают к разумным делам и справедливости, несут советы прямые и аллегорические: как жить в обществе, в семье, как вести себя с друзьями и недругами. Сфера проблематики притч неисчерпаема, как сама жизнь.
Притчей называются близкий басне небольшой назидательный рассказ, содержащий поучение в иносказательной форме. В «Словаре живого великорусского языка» В. И. Даля притче дается определение: « поучение в примере» [1;9]
В этимологическом словаре русского языка Макса Фасмера дано следующее объяснение происхождения слова «притча»
1. из древнерусского – «притъча» - «несчастный случай»
2. из украинского – «причта» - «происшествие, особенный случай»
3. из болгарского, сербскохорватского – «рассказ, пословица», но от «pritъca» - «случай».
Общее здесь слово – «случай», причем случай особенный, то есть или происшествие или несчастье.
Традиционно притча – это жанр религиозной литературы. Первые притчи
мы видим в Библии «… и ходил Христос, и поучал их Он притчами…». На
вопрос учеников, для чего Он говорит притчами, Иисус объясняет, что
притчами Он обращается к народу, а ученики и так знают и понимают
истину: «Им дано знать тайны Царствия Небесного, а многим не дано».
«Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат».²
Следовательно, притчи необходимы для того, чтобы люди обрели некое
особое зрелище и слух. Термин «притча» безграничен в понимании. Этим
понятием обозначаются самые разные произведения.
Одной из известных притч является притча Эзопа «Крестьянин и его сыновья». Основная идея этой притчи состоит в том, что только единство сможет противостоять силе. На примере с прутьями отец - старик доказывает эту истину своим сыновьям.
Возникновение притчи было закономерным проявлением свойственного древнему человеку образно – аналогического типа мышления, которое, стремилось отвлечённую мысль облечь в образ или сравнение ( иногда притчу называют параболой, что в переводе с греч. означает сравнение.) Притча – «гибкий» жанр: в ее роли могут выступать в особых случаях сказка и пословица, легенда и образное сравнение. В отличие от басни, преподносящей недвусмысленный вывод – мораль, притча имеет более свободную, «открытую» форму. Она требует от слушающего и читающего перенести себя в ситуацию притчи. Притча схожа с загадкой, которую должен разгадать и применить к своей жизни слушающий человек. Будучи аргументом, в беседе или споре, притча должна быть, разгадана, то есть сопоставлена, сопережита и понята в результате самостоятельных размышлений человека. [1;9]
Притча и басня - «родные сестры»: они очень близки, но вместе с тем имеют и значительные отличия. Притча отличается от басни широтой обобщения, значимостью заключённой в притче идеи. В притче нет обрисовки характеров, указаний на место и время действия, показа явлений в развитии: её цель не изображение событий, а сообщение о них. Притча часто используется с целью прямого наставления, поэтому включает объяснение аллегории. Ба́сня же — стихотворное или прозаическое литературное произведение нравоучительного, сатирического характера. В конце басни содержится краткое нравоучительное заключение — так называемая мораль. Действующими лицами обычно выступают животные, растения, вещи. В басне высмеиваются пороки людей. Басня — один из древнейших литературных жанров. И басня , и притча нравственно воздействуют на человека, заставляют оценить ситуацию, поступок, человека, но басня более художественна, притча более философична.
Притча - это повествование: в ней много глаголов и мало прилагательных - это рассказ о действии, а не о лицах и обстановке [1;9].
К жанровым признакам притчи относят следующие:
1. Малый объем
2. Сказовая форма
3. Кольцевая композиция
4. Обыденный сюжет
5. Иносказание
6. Нравоучение
2.2. Эзоп и его притчи.
Древние греки и римляне не знали такого термина, как притча, они использовали другой: «Эзопова притча».
Кто же такой Эзоп?
И судьба самого Эзопа служит тому подтверждением.
Эзоп — полулегендарная фигура древнегреческой литературы, баснописец, живший в VI веке до н. э.. Согласно античной традиции Эзоп, фригиец по происхождению, уродливый, но мудрый и обладавший литературным дарованием, жил в VI веке до н. э. на острове Самос и был рабом богатого самосского гражданина Иадмона. Позднее он был отпущен на волю, некоторое время провёл при дворе лидийского царя Креза, а впоследствии, обвинённый дельфийскими жрецами в святотатстве, был сброшен со скалы. Его смерть в Дельфах была украшена легендой, которую можно восстановить по Геродоту и Аристофану, комбинируя их с более поздними свидетельствами. Согласно этой легенде Эзоп, находясь в Дельфах, своим злословием возбудил против себя нескольких граждан, и они решили наказать его. Для этого они, похитив золотую чашу из храмовой утвари, тайно вложили её в котомку Эзопа и затем забили тревогу; приказано было обыскать богомольцев, чаша была найдена у Эзопа, и он, как святотатец, был побит камнями. Через много лет последовало чудесное обнаружение невинности Эзопа; потомки его убийц были вынуждены уплатить виру, за получением которой явился внук того Иадмона, который был его господином.
Эзоп был первым, кто понял, что мудрости никогда не бывает много – даже у тех, кто готов поделиться ею с окружающими.
Под именем Эзопа сохранился сборник басен (из 426 коротких произведений) в прозаическом изложении. Есть основание предполагать, что в эпоху Аристофана (конец V в.) в Афинах был известен письменный сборник Эзоповых басен, по которому учили детей в школе; "ты невежда и лентяй, даже Эзопа не выучил", — говорит у Аристофана одно действующее лицо. Это были прозаические пересказы, без всякой художественной отделки. В действительности, в так называемый Эзопов сборник вошли басни и притчи самых различных эпох. Позднее имя Эзопа стало символом. Его произведения передавались из уст в уста, а сам он стал символом мудрости и предвидения.
Рассказывают, что однажды хозяин Эзопа приказал рабам готовиться к дальней дороге. Эзоп взял тяжёлую корзину с хлебом, тогда как другие выбрали поклажу полегче. После первого привала его корзина уменьшилась в весе, а после обеда стала легче наполовину. Только тогда всем стало ясно, что Эзоп оказался дальновидным.
В другой раз Эзоп шёл по улице и встретил судью. Тот, подозревая, что раб отлынивает от работы, строго спросил:
- Куда ты идёшь?
- Не знаю, - ответил Эзоп.
- Ты лжёшь? - вскричал судья и приказал отправить его в тюрьму.
- Как видишь, я сказал чистую правду, - оказал Эзоп.
- Разве мог я знать, что попаду в тюрьму.
Судья рассмеялся и отпустил его.
Многие басни Эзопа впоследствии пересказывались талантливыми писателями и поэтами, например, Лафонтеном во Франции, И. А. Крыловым в России. При этом древние притчи обретали новое звучание и отшлифовывались, подобно алмазам, которые превращаются в бриллианты.[3;192].
Интересно, что народная легенда, сделав Эзопа своим героем, осталась равнодушна к его притчам басням. Её герой – Эзоп - мудрец, Эзоп – шутник, но не Эзоп баснописец. Правда, в одном месте в «Жизнеописание» упоминается: «Тут Эзоп записал для царя (Креза) свои притчи и басни, которые сейчас ходят под его именем, и оставил их в царском книгохранилище». Больше ничего, к сожалению, о нём не известно. Может быть, он раньше других или лучше других пользовался притчами в своих речах (как полагают роторы); может быть, он раньше или лучше других перенес на греческую почву опыт восточной, шумеро-вавилонской притчи (так полагают некоторые современные учёные), - что бы ни предположили на счёт, это будут только догадки.
Притчи и басни Эзопа небольшие по объёму, легко запоминаются. Язык их прост, близок к разговорному: слова и выражения даются в их прямом, непосредственном значении, что способствует точности и ясности смысла. Они доступны для любого школьника.[1;10]
2.3. Мудрость Леонардо да Винчи
Леонардо да Винчи – яркий представитель эпохи Возрождения, когда естественным было стремление людей разных слоев общества к наукам, разного вида искусствам и языкам.
Леонардо да Винчи родился 15 апреля 1452 в местечке Винчи, недалеко от Флоренции. Отец - сеньор, мессэр Пьеро да Винчи - был богатым нотариусом. О матери Леонардо почти ничего не известно: в его биографиях чаще всего упоминается некая "молодая крестьянка" Катерина.
Леонардо да Винчи – универсальный человек. Он добился определенного уровня знаний, позволивших сделать ему открытия в разных областях: в архитектуре, физике, математике, ботанике, музыке, географии, он работал над усовершенствованием прялки, токарного станка, разработал схему подводной лодки и воздухоплавательного аппарата, добился высокого уровня знаний анатомии и физиологии человека и даже отставил труды по основам медицины. Это, кроме того, что он более известен как великий художник и скульптор.
Как никто другой, он был наделен от природы и физическим совершенством, и физической силой, красотой и умом. Великий гений эпохи Возрождения умер так, как записано в его тетради: «честно прожитая жизнь дарит спокойную смерть».
По мнению современников, он стремился использовать науки и искусство для «создания» человеческого счастья, поэтому, будучи мудрецом и философом, свои мысли запечатлел в жанре, более всего подходящем для этого – притчи.
Перу Леонардо да Винчи принадлежит более сотни притч. Все они написаны в иносказательном ключе, содержат в себе назидание, практически во всех отсутствует развитое сюжетное движение, построенное по принципу: через частное, малое к общему, большому, значительному.
Названия притч похожи на названия басен и сказок: «Бумага и чернила», «Бритва», «Камень и дорога», «Паук и стриж», «Пчела и трутни».
Моралью заканчивается любая притча Леонардо да Винчи, именно по наличию ее, чаще всего, можно отличить притчи писателя от его же легенд и сказок. Иногда это не мораль, а нравственный вывод прямо не обозначенный (признак притч), и это взгляд самого автора на изображаемое.
В сказке-притче «Орешник и Вяз» рассказывается о самодовольном Орешнике, который был горд своим урожаем и потому с пренебрежением относился к своему соседу и был готов сжить его со света. Но случилась беда: мимо проходили солдаты, они сорвали спелые орехи, поломав при этом ветви. А Вяз, вместо того ,чтобы радоваться, посочувствовал присмиревшему Орешнику. После чего тот еще долго сокрушался и залечивал раны, а добрый Вяз продолжал разрастаться.
В этой притче нет четко обозначенного вывода, но читатель понимает: надо жить, никому не завидуя и не желая, и тогда все будет хорошо. Так жил сам да Винчи.
Способ выражения морали у Леонардо да Винчи самый разнообразный. В простейших видах притч дается наглядный пример для доказательства какой то идеи, нравственного принципа. Это доказательство часто строится на сравнении реального и желаемого.
Так, например, в притче «Бритва» Леонардо да Винчи рассказывает о бритве, которой не было равных ни в красоте, ни в мастерстве, но вот она предается самолюбованию, с гордостью говоря о своей красоте и способностях, и уходит от заботливого цирюльника, который ее холил и лелеял, заботился и содержал в порядке. Посчитав, что ей не место в «какой-то цирюльне», она уходит на мир поглядеть, да себя показать. Но прошло время, и беглянка обнаружила, что её когда-то нежное, начищенное до блеска лезвие из-за дождей и отсутствия ухода, но главное из-за того, что она, больше не трудилась, покрылась ржавчиной и не отражала больше солнечных лучей, как когда-то, она никому не была нужна…
Осознав свою ошибку, Бритва принялась горько плакать и сожалеть о том, что поддалась соблазну. Но было уже поздно! В конце текста автор открыто поучает: «Та же участь ожидает всякого, кто наделен талантом, но не развивает и не совершенствует свои способности, а чрезмерно возносится и предается самолюбованию».
Тексты притч писателя вобрали в себя черты сказок и легенд: герои их животные или неодушевленные предметы, есть нравственный урок. С притчами в общепринятом смысле слова произведения писателя сближает двуплановость содержания и скрытое поучение. Притчи Леонардо да Винчи оригинальны, своеобразны, главное в них – мудрость автора, обращенная к потомкам.
III. Тексты притч учащихся 6 в класса МБОУ «СОШ№6».
Элиана Забирова
Притча о лени.
Жил – был мальчик, который учился в школе, он не любил делать уроки, поэтому часто получал двойки. Также он не делал ничего по дому. Часами сидел перед телевизором или играл в компьютерные игры. Если родители просили что – нибудь сделать, то мальчик говорил: « Я сделаю это потом, сейчас я этого делать не хочу! » Однако это « потом » никогда не наступало, и родители решили проучить его. Они договорились между собой, что больше ничего за сына делать не будут. Однажды мальчик пришел домой и увидел в своей комнате грязь: там ничего не было прибрано, грязно, игрушки были разбросаны. Мальчик спросил у мамы: « Почему у меня в комнате так грязно? » Мама ответила: « Я тебя вчера просила прибрать все, а тебе было лень! » Мальчик вышел из комнаты и пошел кушать. На кухне он увидел посуду, которая была грязная. Он спрашивает у мамы: « Почему моя посуда грязная? » Мама ответила: « Тебя вчера просили помыть посуду, а тебе лень было! » И мальчику пришлось кушать из не грязной посуды. Затем он решил пойти на улицу и обнаружил, что его велосипеда нет на месте. Он спросил у папы: « Где мой велосипед? » Отец ответил: « Тебе вчера лень было занести с улицы свой велосипед, и ты его там оставил! » Мальчик пошел искать велосипед, но не нашел его. Он подумал: « Если бы я не ленился вчера: помыл посуду, убрался в комнате, занес велосипед с улицы, то ничего бы не случилось! » Осознав причину случившегося с ним, мальчик пришел домой и пообещал своим родителям, что все он будет делать сразу, без напоминания!
Анастасия Коробкова
Притча о ленивом Пете
Жил на свете один мальчик звали его Петя. За одной партой с ним сидела Катя, его одноклассница, она была отличницей. Петя подумал: "И зачем же мне учиться? Ведь можно списывать у Кати! "Так он и стал делать. Теперь на каждом уроке Пете ставили только пятерки. Он запустил учебу : ничего не учил, не решал никаких задач. И вот однажды на уроке математики началась контрольная работа, но, к сожалению, соседка заболела и не пришла в школу. Конечно же, Петя получил двойку . С тех пор Петя понял, что нужно надеяться только на себя, а не на других. Известная пословица говорит: « На друга надейся, а сам не плошай».
Полина Пукис
Внезапные заморозки … Жили- были в лесах нашего края ёжик, мышка и крот. Жили они, не тужили летом, но вот настал сентябрь, пришло время норки к зиме готовить и грибы сушить. Мышка с ёжиком целыми днями к зиме готовились, а крот на диване лежал и всё на потом оставлял . Говорил он: ”Успею ,до зимы ещё долго ,целых два месяца!” А время быстрее прошло, чем думал крот. Вот и октябрь уже на пороге. Вроде бы, нечего беспокоиться ,но вдруг подул сильный ветер ,пошёл густой сне,г и ударили морозы. На улицу нельзя было и носа показать. Все звери в лесу тихо сидели в своих норках и ели то, что приготовили за летние месяцы. И только кроту было нечего есть и попросить было не у кого, потому что в то время, как животные работали, он перестал с ними общаться. Проходили дни. Морозы всё не кончались. Кроту оставалось только умирать от голода, но звери простили его и помогли дожить до весны. В следующем году он исправился и пошёл готовиться к зиме раньше всех.
Моралью этой притчи может послужить известная пословица: “Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня ”.
Дмитрий Анищенко
Притча о потерянном времени
Однажды одно юное создание, не будем уточнять какое именно, встретило в начале своего большого пути время. И спросило создание время: ,,Скажи, время, какое будущее меня ждет, кем я вырасту и стану?'' На это время ответила: ,,Всё зависит только от тебя, а я же могу идти рядом с тобой след в след.'' Но учти, что останавливаться я не могу ни секунды, если ты во время пути будешь отвлекаться на ненужные вещи, ты просто отстанешь от меня. Итак, они вместе двинулись в путь. Вначале они шли плечо в плечо создание, успевало, но затем путь показался ему очень трудным и изнурительным. Оно стало чаще останавливаться на отдых и развлечения, и само не заметило, как время ушло далеко вперед. А потом и вообще исчезло из вида, и только следы на дороге указывали на то, что время уже здесь прошло. Притча говорит о том, что нельзя тратить время на пустые , ничего не значащие дела.
Александра Толмачева
Притча о любопытстве
Жил один Баран, всем он казался одиноким, ни с кем он не заводил разговора. Хоть Баран и был одинокий, его было очень много: он был всегда, везде и во всем. Что бы ни случилось в селе, где жил Баран, он всегда про всех все знал.
А знал и стремился знать он не из-за благих побуждений, чтобы помочь или дать дельный совет, а для того, что все ему было интересно и любопытно. Этим качеством Баран гордился до поры до времени. Ему казалось, что знать все про всех- это интересно. А было интересно и весело только потому, что в его жизни ничего не происходило. Может, Баран так и умер бы со скуки, но в один прекрасный день он понял, почему другие не стремятся к общению с ним. Его навязчивые вопросы, любопытство и интерес к чужой жизни неприятны другим и отвращают всех от него.
Притча показывает, что любопытство – это далеко не лучшее качество.
Лазарева Ева
Картины
В галерее висели картины. Одна из них была самой дорогой в мире, она была огромна, ее создал великий художник. На ней нет ни деревьев, ни цветов, ни гор, ни людей. Она была просто закрашена в разные цвета: желтый, оранжевый, красный. Люди очень хотели посмотреть на этот шедевр и рвались для этого в галерею.
В самом дальнем углу зала была картина, написанная малоизвестным художником. Она была мала, и никем не ценилась. Лишь единицы посетителей подходили к ней на несколько секунд, чтобы посмотреть на то, что было изображено. Картина рассказывала о жизни простых людей: плохой и хорошей, счастливой и несчастной. Люди, изображенные на ней, любили друг друга, помогали друг другу, были добры. В картине был заложен глубокий смысл, но, несмотря на это, всем нравилась первая картина.
Один мужчина, находящийся в галерее, заметил такое отношение людей к двум разным работам. Он стал размышлять, подошел к одной картине, к другой, сравнил их и пришел к выводу: эти две картины похожи на людей. Первая картина ассоциировалась у него с богатыми людьми, многие из которых только красивы, но внутренне пусты, эгоистичны, бездушны. А вторая картина была похожа на простых людей, невзрачных, обыденных, но душевных, добрых и отзывчивых.
Мораль притчи такова: люди – это картины, и нельзя судить о людях по их внешнему виду, гораздо больше значит внутренний мир.
IV. Заключение.
Без сомнения, притча является одновременно самой древнейшей, но и самой вечной формой искусства слова, она никогда не теряет своего культурного, литературоведческого и гуманистического значения.
В работе мы рассмотрели притч Эзопа и притч Леонардо да Винчи, где увидели их общие жанровые черты: такие как безымянность героев, обобщённость времени и пространства, небольшой объём произведения, наличие морали (поучительного вывода). Повествование притч отличается краткостью, то есть показываются только главные моменты, нет подробного описания действий и поступков. Чаще всего язык притч прост, приближен к разговорному. Употребление глаголов преобладает над использованием имён прилагательных.
Знакомство с притчами, определение их нравственного смысла показало, что обращение к их сюжетам позволяет взрослым и детям правильно оценить явления своей жизни, воспитать нравственность и духовность.
Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок.57000 слов Под ред. докт. филол. наук, проф. Н.Ю. Шведовой. – 16 – е изд., испр. – М: Русский язык, 1984. – с.310, 315, 737.
Резников В. Притча о блудном сыне Приложение к газете «Первое сентября. Литература», 29, 1994. – с.9.
Тумина Л.Е. Без притчи века не изживёшь (приёмы работы с притчей на уроках развития речи) Журнал «Русский язык в школе», 6, 1997. – с.9 – 15.
Энциклопедический словарь юного литературоведаСост. В.И. Новиков. – М.: Педагогика, 1988. – с. 232 – 234.
100 великих гениев Р.К. Баландин. – М.: Вече, 2005. – с.191 – 192.