Роль педагогических технологий в формировании ключевых компетенций обучающихся на уроках литературы
Роль педагогических технологий в формировании ключевых компетенций обучающихся на уроках литературы
В работе освещается роль педагогических технологий в формировании ключевых компетенций обучающихся на уроках литературы. Рассматриваются четыре педагогические технологии: технология критического мышления, игровые технологии, проектные технологии, технология проблемного обучения. Речь идет о приемах, которые используются в разных педагогических технологиях.Приводятся примеры работы на уроках, знакомятся с проектами обучающихся, их работой на уроках.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Роль педагогических технологий в формировании ключевых компетенций обучающихся на уроках литературы »
Л.И. Янкунова — учитель русского языка и литературы
ГБОО школы № 457
с углубленным изучением английского языка
Выборгского района Санкт - Петербурга
Роль педагогических технологий в формировании ключевых компетенций обучающихся на уроках литературы.
Плохой учитель преподносит истину, хороший — учит ее находить.
А. Дистервег
Компетенция в переводе с латинского competentia означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает знаниями и опытом.
Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.Компетенцию рассматривают как возможность установления связи между знанием и ситуацией или как способность обнаружить знания и предпринимать действия, подходящие для решения проблемы в конкретных условиях её реализации.
Компетенция включает мобилизацию знаний, умений и поведенческих отношений, ориентированных на условия конкретной деятельности.Ключевыми словами в характеристике компетенций являются следующие слова : искать, думать, сотрудничать, приниматься за дело, адаптироваться. Если расшифровать ключевые слова в характеристике компетенций применительно к системе образования, то это будет выглядеть так: искать,опрашивать окружение, консультироваться у учителя, получать информацию, думать, устанавливать взаимосвязи между прошлыми и настоящими событиями, критически относиться к тому или иному высказыванию, предложению, уметь противостоять неуверенности и сложности, занимать позицию в дискуссиях и вырабатывать своё собственное мнение, оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, а также с окружающей средой, оценивать произведения искусства и литературы, сотрудничать, уметь работать в группе, принимать решения, улаживать разногласия и конфликты, договариваться, разрабатывать и выполнять взятые на себя обязанности, приниматься за дело: включаться в группу или коллектив и внести свой вклад, доказать солидарность, организовать свою работу, адаптироваться, использовать новые технологии информации и коммуникации, стойко противостоять трудностям, находить новые решения.
Суть развития ключевых компетенций: «научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться жить» (Жак Делор).
На современном этапе развития образования большое внимание уделяется проблеме овладения компетенциями и формированию ключевых компетенций в частности. Эта идея нашла выражение в Государственном образовательном стандарте основного общего образования.
Ст.43 Конституции Российской Федерации устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.
ФГОС является инструментом реализации национальной образовательной инициативы « Наша новая школа». « Смысл этой инициативы — не только давать знания, но и раскрывать личность любого ребенка, который приходит в школу»,- заявил Д.А.Медведев
В связи с выше сказанным на уроках литературы моя задача сформировать у обучающихся следующие компетенции:
Ценностно- смысловые: (способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты мирным путем)
Общекультурные компетенции, необходимые для жизни в поликультурном обществе (способность жить с людьми других культур, языков, религий)
Информационные компетенции, связанные с возникновением информационного общества (владение информационно-коммуникативными технологиями, критическим мышлением)
Коммуникативные компетенции, связанные с умением работать в парах, группах, самостоятельно, вести дискуссии и т.д.
Когнитивные компетенции (готовность учиться всю жизнь).
Опыт практической деятельности, ее результаты показывают, что при формировании ключевых компетенций обучающихся большую роль играют педагогические технологии.
Любая педагогическая технология позволяет:
легко вписаться в учебный процесс;
достичь поставленные программой и стандартом образования целей по конкретному учебному предмету;
обеспечить интеллектуальное развитие детей, их самостоятельность;
обеспечить доброжелательность по отношению друг к другу;
ориентироваться на развитие творческой деятельности.
Наиболее распространенные технологии при формировании ключевых компетенций обучающихся , которыми я пользуюсь на уроках литературы, - это
1.Технология критического мышления.
Игровые технологии.
Проектные технологии.
4. Технология проблемного обучения
1. Технология критического мышления.
Структура урока критического мышления проста: она состоит из трёх стадий.
На первой стадии, называемой стадией вызова, проводится актуализация опорных знаний и представлений об изучаемом – «что знаю».
На стадии осмысления используется методический приём «Кластер», при котором обучающиеся расширяют границы познаний и сами определяют рамки изучаемого материала, а вопросы, не рассмотренные на уроке, должны для них остаться «путеводной звездой», влекущей за собой. Дома они при желании могут самостоятельно поработать над заинтересовавшими их проблемами. На этой стадии урока даётся ответ на вопрос «Что хочу знать?»
Третья часть урока – стадия рефлексии (осмысления). Подводятся итоги: «что узнал»? Что было интересно, а что не понравилось? Выслушиваются мнения и предложения. Анализируются собственные мыслительные операции во время урока.
Хочется остановиться на втором этапе урока при использовании технологии критического мышления: использование приема «Кластера».
Данный прием использую на уроке литературы в 8 классе по теме: « Историческая основа повести А.С.Пушкина « Капитанская дочка».
В центре доски запись: Восстание под предводительством Емельяна Пугачёва. (1773-1774). Это звезда, тема урока - историческая основа повести. Планеты, спутники - это ключевые слова и словосочетания, относящиеся к теме.
В тетрадях запись в три колонки:
знаю хочу узнать узнал
Под записью начинаем строить схему "Кластера".
Задание:
Какие события мы можем связать с центральной записью - "Пугачёвское восстание"?
Подберите ассоциативные ряды к слову "восстание".
С какими факторами ассоциируется слово "восстание"? (Ассоциации: период истории, политика, причины восстания, Пушкин, восстание декабристов, личность Пугачёва, культурный фон, движущая сила восстания - это лучиками в записи "Кластера" на доске расходятся пояснения к основному вопросу "Пугачёвское восстание", развитие "Кластера", схема разрастается).
Обучающимся дается задание:
Впишите в первую колонку все, что знаете о месте восстания,
По каким городам оно прокатилось,
Где были разбиты войска Пугачёва.
Укажите причины восстания.
На каком культурном фоне родился замысел Пушкина о создании истории Пугачёвского бунта? Что вы знаете о восстании декабристов?
Используйте только ключевые слова для записи. Потом обменяйтесь информацией в парах, дополните или отбросьте лишнее.
После коллективного обсуждения обучающиеся сверяются с верной информацией на слайдах.
Вторую колонку обучающиеся заполняют каждый самостоятельно.
В течение работы с Кластерами появляются кружочки: «Восстание под предводительством Пугачёва». Каждую версию записываем на доске, обводим в кружочек, соединяем линиями с центральной записью. От кружочка с записью «Причины, заставившие Пушкина обратиться к теме восстания», протянутся следующие стрелочки с направлениями: «Казнь декабристов», «Культурный фон», от «Культурного фона» - множество стрелочек с указанием на виды искусства и т.д.
Цель данного приема : определить область знаний по данному вопросу, наметить дальнейшие планы изучения, определить границы необходимого на данном уроке, расширить и систематизировать знания по изучаемому вопросу.
При изучении нового текста данная технология тоже позволяет использовать кластеры( выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке).
Чтение с остановками — еще один прием технологии критического мышления. Во время остановки чтения текста идет обсуждение проблемной ситуации, поставленного вопроса, дается задание для коллективного , индивидуального выполнения работы или для работы в парах.
Инсерт- маркировка текста на полях значками по мере его чтения:
v — уже знал;
+ новое;
- думал иначе;
? не понял, есть вопросы.
Синквейн. Данный прием использую в конце изучения какой-либо темы . Например, после разговора о Герасиме в рассказе И.С.Тургенева « Муму» в 5-м классе предлагаю детям написать синквейн, который строится по определенному образцу:
1 строка — имя существительное
2 строка — 2 имени прилагательных
3 строка — 3 глагола
4 строка — фраза ( что автор думает о теме)
5 строка — имя существительное.
Герасим.
Подавленный, покорный.
Радуется, страдает, томится.
Живет,словно птица в клетке.
Судьба.
После изучения повести — феерии А.Грина « Алые паруса» дети создают синквейн об алых парусах.
Паруса.
Алые, волшебные.
Трепещут, радуются, мчатся.
На них пришла любовь.
Сказка.
« Толстые» и « тонкие» вопросы.Прием "Тонкие и толстые вопросы" может быть использован на любой из трех фаз урока: на стадии вызова - это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления - способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении - демонстрация понимания пройденного.
«Толстые» вопросы
« Тонкие» вопросы
Дайте три объяснения... Почему?
Кто? Что?...
Объясните....Почему?
Верно ли...?
Почему вы думаете?..
Может ли?...
В чем различие?...
Мог ли?...
Предположите, что будет, если...
Согласны ли вы?...
По ходу работы с таблицей в правую колонку записываются вопросы, требующие простого,односложного ответа. Например:В каком году был написан роман И.С.ИТургенева «Отцы и дети»? Кто автор рассказа « Злоумышленник?
В левой колонке — вопросы,требующие подробного развернутого ответа.
Примерные « толстые» вопросы:
Почему повесть называется « Капитанская дочка»?
Почему у Гринева и Пугачева сложились такие хорошие отношения?
Почему Екатерина 2 не сразу согласилась помочь Маше и Гриневу в отличие от Пугачева?
Почему Пушкин выбрал для своего произведения тему именно Пугачевского восстания?
Почему его так волнует тема предательства? И другие.
2. Игровые технологии стараюсь использовать при знакомстве с новыми темами уроков. Например, при изучении пьесы М.Горького « На дне» первый урок начинаю с инсценировки начала пьесы, где показана жизнь ночлежников.
Первый урок по повести — феерии А Грина « Алые паруса» начинаю с того,что в класс вбегают ребята, выкрикивающие цитаты из произведения. Например, « Теперь дети не играют, а учатся. Они все учатся, учатся и никогда не начнут жить», « В течение дня человек внимает такому множеству мыслей, впечатлений, речей и слов,что все это составило бы не одну толстую книгу», « Чудеса делаются своими руками2 и другие.
При изучении романа Ф.Достоевского « Преступление и наказание» на стенах класса вывешены цитаты из разных частей, глав романа. Каждый играющий выбирает по пять цитат и должен рассказать,откуда они, из какого эпизода, кто говорит и т.д.
Использую игру « Отгадай».
Выбираются 2 группы игроков. Первая группа загадывает писателя, а вторая отгадывает его. Например:
Этот писатель жив?
Да,нет
Он жил в прошлом веке?
Да, нет.
Он писал стихи?
Да, нет.
За неверную отгадку засчитывается одно штрафное очко. За три три штрафных очка игрок выбывает из игры.
Материал, изученный детьми в процессе игровой деятельности, забывается медленнее, чем материал, при изучении которого игра не используется. В игровой технологии сочетается занимательность, делающая процесс познания доступным и увлекательным и деятельность, благодаря участию которой в процессе обучения, усвоение знаний становится более качественным и прочным.
3. Проектные технологии помогают также формировать ключевые компетенции обучающихся на уроках литературы. Методы проектов удобны тем, что они очень разнообразны по форме, содержанию, характеру доминирующей деятельности, по количеству участников, по продолжительности исполнения. Формы реализации проекта также различны: это может быть печатная работа, статья, доклад на конференцию, стенгазета, альманах, мультимедиапрезентация, творческий отчет и т. д.
Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении обучающимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути.
В 9-м классе ребятам была предложена работа над проектом « Портрет: словом и кистью. По произведениям русских писателей и художников 18-19-го в.»
Задачами проекта было изучение понятия « портрет» в живописи,
знакомство с работами портретистов 18-19 в.,
изучение понятия « портрет» в художественном произведении;
знакомство с портретами литературных героев 19 в.;
формирование представлений о портрете в живописи и литературе, выявление их общих и отличительных черт;
знакомство с портретами литературных героев из поэмы Н.Гоголя « Мертвые души» Маниловым, Чичиковым в ходе театральной постановки.
Проект состоял из 3-х частей, в котором участвовали три группы ребят:
1. « Портрет в живописи» ( обучающиеся изучали творчество художников — портретистов Д.Левицкого, О. Кипренского, В. Тропинина, К. Брюллова, В. Перова)
« Портрет как средство изображения художественного героя» ( Обучающиеся исследовали портрет как средство раскрытия образов Татьяны, Онегина, Ленского в романе « Евгений Онегин»; образа Печорина в романе « Герой нашего времени»;
Инсценировка встречи Чичикова с Маниловым из поэмы Н.Гоголя « Мертвые души».
Работа над проектом помогла познакомиться с творчеством художников 18-19 веков, что обогатило внутренний духовный мир ребят, привила вкус к прекрасному. Изучая литературные произведения 19-го века, ребята научились выявлять отличительные черты внешнего и внутреннего мира героев, что позволило составлять их портреты. Знакомство с текстами заставило увидеть богатство русского языка при описании портретов данных героев. Участие в театрализованном представлении дало возможность представить портреты литературных героев и показать их такими, какими их увидели ребята.
Важное место среди ключевых образовательных компетенций отведено компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанной на компьютерной грамотности обучающихся. Компьютерные технологии дают широкие возможности для развития творческого и интеллектуального потенциала школьников. Включение информационных технологий делает процесс обучения технологичнее и результативнее (использование визуальной информации, интерактивного демонстрационного материала, тренажеров). ИКТ активизируют самостоятельную поисковую работу обучающихся.
Презентации Power Point являются одним из типов мультимедийных проектов, представляющих собой последовательность слайдов, содержащих текст, цифры, графику, анимацию, видео, звук. Презентации использую на уроках во время лекции или защиты проектов обучающихся. Презентации, как наглядные пособия, помогают обучающимся ярко и доступно излагать учебный материал, обеспечивают прочное усвоение обучающимися знаний, повышают интерес к предмету.
В ситуации, когда ребенок не может достичь цели известным ему способом действия, использую на уроках литературы технологию проблемного обучения.
4. Технология проблемного обучения стимулирует мыслительную деятельность обучающихся в процессе обучения. Подготовленность ученика к проблемному обучению определяется его умением увидеть выдвинутую учителем проблему, сформулировать ее, найти решение и решить ее с использованием эффективных приемов.
При изучении стихотворения М.Лермонтова « Утес» в 6 классе ставлю проблему-выявить мотив одиночества одиночества героя в данном стихотворении и предлагаю обучающимся доказать это. Решая данную проблему, ребята пытаются определить сначала мотивы одиночества самого поэта путем изучения фактов его биографии, анализируют путем сравнения мотив одиночества героя стихотворения и поэта , находят выразительные средства, с помощью которых решается данная проблема. После проделанной работы появляется письменная работа на тему « Мотив одиночества в стихотворении М.Ю.Лермонтова « Утес».
« Читая стихи М.Лермонтова, обращаешь внимание на то, что в них есть общий мотив— мотив одиночества. Попытаемся рассмотреть его в стихотворении « Утес».
Стихотворение было написано в 1841 году, когда поэт находился в изгнании на Кавказе, вдали от родины. Рядом не было близких, друзей. Не с кем было поделиться своими мыслями, поэтому поэту было очень одиноко.
В стихотворении поэт также показывает одиночество главного героя — утеса. Утес — великан, но уже старый, в его морщинах остается влажный след после того, как на груди его « ночевала тучка золотая», умчавшаяся утром рано. В своем одиночестве после исчезновения тучки Утес стоит ,глубоко задумавшись, так как тучка, очевидно, оставила воспоминания молодости, неразделенной любви. Поэтому Утес еще и плачет.
В стихотворении используется прием антитезы. Образы Утеса и Тучки противопоставлены, чтобы еще больше показать одиночество главного героя. Союз НО — противительный, который помогает противопоставить героев: одинокого старого Утеса и легкомысленную золотую Тучку.
Мотив одиночества главного героя встречается в таких стихотворениях Лермонтова, как «Листок», « Три пальмы», «Парус» и других,так как он был близок самому поэту.»
Сочетание комплекса педагогических технологий, обеспечивающих формирование ключевых компетенций, позволяет мне добиваться существенных успехов в обучении и воспитании обучающихся.
Использование современных образовательных технологий позволило мне создать условия, в которых обучающиеся сами определяют проблему, ставят цель и достигают ее, самостоятельно планируют и организуют собственные и привлеченные ресурсы, что способствует формированию ключевых компетенций школьника.
В заключении хочется вспомнить слова Колина Тернера : « Добиться успеха не означает, что вы должны сделать что-либо исключительное. Это означает,что вы должны делать то же, что и все, только исключительно хорошо».
Список литературы:
Безверхая Е.А. Использование технологий обучения для реализации стандартов третьего поколения: ( Знаково- контекстная технология обучения).- 2010.-№ 1.-с. 27-29.
Борисова Т.Г. Технология проектного обучения. Борисова Л. Образование в современной школе.-2011.-№5.
Голубовская Е.В. Формирование ключевых компетенций учащихся на основе современных образовательных технологий ( Е.В.Голубовская// Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2010.-№5.)
Мелехина С.И. Развитие познавательной активности школьников в процессе учебной проектной деятельности. - Киров, 2006.
Хуторский А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты: Доклад на отделении философии образования и теории педагогики. Центр «Эйдос»//На сайте: www/eidos/ru/news/compet.htm.ррррр
Сайты:
http://kuvmetodist.ucoz.ru- Инновационные технологии при внедрении ФГОС.