Социально-педагогический проект " 2015-Год Литературы в России"
Социально-педагогический проект " 2015-Год Литературы в России"
В современном мире, насыщенном информационными технологиями, резко снизился интерес к традиционным формам приобщения к культуре: чтению, овладению правилами и нормами родного языка; повсеместно проявляется культурологический нигилизм, пренебрежение к культурному и историческому наследию; происходит переоценка ценностей, отход от духовно-нравственных к материально-прагматическим ориентирам в жизни.
Отсюда следует необходимость приобщения подрастающего поколения к основам русской культуры, частью которой является родной язык и родная литература, позволяющая молодым людям осознавать себя как носителя национальной культуры, выразителя национального менталитета.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Социально-педагогический проект " 2015-Год Литературы в России"»
Социально-педагогический проект
«2015-Год Литературы в России»
Разработчики:
Миннигуллова А.Г.,
Семененко Н.Н.,
Колосова Е.А.,
Колосова А.И.,
Тихонова Г.Н.
2015г.
Тип проекта: социально-педагогический
По продолжительности: долгосрочный
Срок реализации:сентябрь 2015 – декабрь 2015
Актуальность
В современном мире, насыщенном информационными технологиями, резко снизился интерес к традиционным формам приобщения к культуре: чтению, овладению правилами и нормами родного языка; повсеместно проявляется культурологический нигилизм, пренебрежение к культурному и историческому наследию; происходит переоценка ценностей, отход от духовно-нравственных к материально-прагматическим ориентирам в жизни.
Отсюда следует необходимость приобщения подрастающего поколения к основам русской культуры, частью которой является родной язык и родная литература, позволяющая молодым людям осознавать себя как носителя национальной культуры, выразителя национального менталитета.
При организации учебно-воспитательной работы с детьми мы стремимся использовать современные педагогические технологии. На базе нашей школы в 2015 года реализуется долгосрочный проект «2015 год Литературы в России».
В период всеобщего перехода к информационному обществу интенсивность и качество чтения детей снижается. Становится все очевиднее замещающее влияние на чтение таких средств коммуникации, как телевидение, Интернет, аудио и видеопродукция. Диссонанс детско-юношеского чтения и возрастающей роли читательской деятельности в модернизирующемся российском обществе может привести к снижению информационной, общекультурной компетентности подрастающего поколения.
Основная идея проекта
Литература играет важную роль во всестороннем развитии личности учащихся, в освоении культурного наследия общества, в формировании духовно богатой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями.
Направленность наших мероприятий заключается в том, чтобы не только познакомить школьников с биографическими данными и произведениями писателей, посетить литературные музеи, а проследить основные этапы работы над произведениями, попробовать проникнуть в их глубинный смысл, пробудить желание к творчеству.
Актуальность работы состоит в том, что сегодня современные школьники зачастую узнают о жизни писателей и поэтов только из учебников и других печатных источников, проект же научит детей по-другому смотреть на литературные произведения, видеть в них частичку жизни писателей.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы.
«Чтение – вот лучшее учение», - утверждал А. С. Пушкин. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развить эмоциональное восприятие обучающихся, развить потребность в чтении, в книге.
С педагогической точки зрения, такое творческое объединение необходимо школе, так как оно способствует, во-первых, лучшему усвоению литературы, во-вторых, научит ребят чувствовать историческую эпоху, показанную в произведении.
Специфика данных мероприятий обусловлена характером главных целей, а именно:
- вооружение учащихся основами знаний в соответствующей области науки (познавательная цель);
- формирование у школьников необходимых умений на базе полученных знаний (практическая цель);
- воспитание и развитие учащихся средствами предмета обучения (общепредметные дидактические цели).
Психолого-педагогическое осмысление социо - культурных процессов, на фоне которых происходит становление читателя-школьника; обозначение педагогических, психологических, методических, нравственных приоритетов и принципов современного образования, предполагающих рассматривать чтение не только как результат предметного обучения, но и как показатель личностного роста обучающихся, фактора их социального успеха.
Социальная проблема проекта
Сегодня читательская культура личности высоко оценивается мировым сообществом: 2003–2013 годы объявлены ООН десятилетием грамотности. Однако в России, как и во многих странах мира, наблюдается снижение уровня читательской культуры населения. В результате огромного количества перемен в жизни общества за последние двадцать лет статус чтения, его роль, отношение к нему сильно меняется. Проблема чтения находится в зоне особо пристального внимания. Актуальность проблемы утраты интереса к чтению вызвала реакцию в стране. Российским книжным союзом была разработана и в настоящее время реализуется «Национальная программа поддержки и развития чтения», рассчитанная на 14 лет, до 2020 года, с целью противодействия снижению интереса к чтению, исходя из понимания роли чтения в развитии общества.
«В России уменьшается доля «читающего населения» — такое мнение высказал президент Российского книжного союза, Сергей Степашин.
По исследованиям работников библиотек – 90% людей приходят в библиотеку за книгами, нужными для учебы или работы. Такое прагматическое чтение даёт пищу уму, но не формирует систему нравственных и эстетических идеалов личности.
Педагогическая проблема проекта
Педагогическая проблема проекта наиболее ярко прослеживается на основе существующих сегодня противоречий в образовании:
- снижением интереса к чтению у молодого поколения и необходимостью поддерживать устойчивый эмоциональный интерес к литературе и чтению;
- уменьшением количества часов на изучение литературы, начиная с начальной школы - (3 часа) по литературному чтению и новым взглядом на воспитание читателя в начальной школе;
- наличием коллекции лучших произведений отечественной и зарубежной детской литературы и возрастанием числа обучающихся, ограничивающихся чтением литературы только в пределах школьной программы;
- информационной насыщенностью школьных предметов и возможностью их замены на другие информационные ресурсы (Интернет, медиасредства).
Сегодня утрачены или почти забыты традиции семейного чтения, самостоятельного чтения, утрачено чувство культуры и эстетики языка.
Методическая проблема проекта
Недостаточное методическое обеспечение педагогической деятельности учителей, родителей (законных представителей) обучающихся, школьных библиотекарей, ориентированной на приобщение школьников к культуре чтения и формирования читательской компетенции школьников в кругу семьи, в условиях учебной и внеурочной деятельности.
Цели проекта:
развивать творческие способности школьников, помогать в самовыражении каждому, стимулировать интерес к духовному богатству России и мировой культуры, развивать эмоциональную сферу ребенка как основы формирования культуры чувств, приобщать к миру искусства, воспитывать эстетический вкус, формировать исследовательские умения и навыки общения в разных ситуациях, познакомить учащихся с жизнью и творчеством писателей, рассмотреть основные литературоведческие термины (применительно к изучаемым в школе произведениям и произведениям, находящимся вне школьной программы).
Задачи проекта.
образовательные:
- изучить жизнь и творчество всемирно известных писателей;
- обучить учащихся навыкам лингвистического анализа текста;
- воспитывать интерес учащихся к изучению литературных произведений, биографии писателя, исторической эпохи;
- воспитывать у учащихся бережное отношение к книгам, к историческим ценностям.
Порой тексты художественных произведений напрямую связаны с биографией автора, поэтому немаловажную роль играет посещение музеев: подробный рассказ о жизни писателя или поэта, знакомство с музейными экспонатами, вещи, которые переносят в эпоху жизни писателя, учат ребят по-другому взглянуть на текст художественного произведения, увидеть существенные детали, более глубоко понять смысл книги.
Принципы реализации темы проекта
В основе подхода к обучению заложены следующие принципы:
• опора на уже имеющиеся знания и умения учащихся;
• учёт индивидуальных особенностей учащихся;
• создание условий для усвоения знаний;
• доверительные, гуманные формы и методы общения в процессе обучения.
мультимедийные ресурсы (компьютер, проектор, DVD проигрыватель)
Формы и методы проекта
Для более эффективной реализации проекта предлагается использовать различные формы занятий. Прежде всего это групповые занятия, так как занятия в группах помогают школьникам освоить теоретический материал, сформировать умения и навыки работы.
Педагогический процесс основывается на принципе индивидуального подхода к каждому учащемуся. Задача индивидуального подхода – определение индивидуальных возможностей каждого ребёнка, формирование его личности. Индивидуальный подход помогает учащемуся наиболее успешно усвоить материал и стимулирует его творческие способности.
По дидактическим целям и задачам обучение делится на следующие виды:
• знакомство с жизнью и творчеством писателей и поэтов;
• творческие работы;
• литературные игры, викторины, КВНы;
• литературно-музыкальные произведения.
Формы работы:
Лекционные занятия, беседы, диалоги, дискуссии, обсуждения, проектирование, конкурсы, практикумы, экскурсии по литературно-историческим местам, участие в творческих конкурсах и фестивалях.
Ожидаемые результаты и способы их проверки:
*Степень активности
* коммуникабельность через участие в мероприятиях;
* выступления на сцене;
* совершенствование техники чтения (конкурсы, репетиции)
Учащиеся должны знать:
Особенности исполнения лирики, прозы.
Основы сюжетно-фабульного анализа литературного произведения.
Учащиеся должны уметь:
Выразительно читать лирику, прозу.
Импровизировать, составлять монтаж, сценарий.
Организовать работу в группе при обсуждении проблемы.
Формы реализация проекта:
1. Особенности речевой культуры (инсценирование произведений разных жанров)
2. Роль литературоведческого анализа в режиссерской работе с драматургией (тестирование по литературоведению, конкурс проектов, опрос об успешности реализации проектов при постановке концерта).
3. Театральная деятельность (конкурс на лучшую роль драматического героя).
4.Экскурсии по литературно-историческим местам.
5. Посещение театров.
Гипотеза проекта
Создание пространства для эмоционально-нравственного общения в кругу товарищей, единомышленников, людей увлечённых, неравнодушных. Литературный проект, созданный вначале как только литературный, привел учащихся к постепенному пониманию связи литературы с жизнью и сближению с другим школьным проектом «Школьный музей». Следствием этого явилась серия бинарных литературно-исторических мероприятий, проведенных в школьном музее Боевой славы.
Предполагаемые результаты
Помогает учащимся оценить значимость литературы.
2. Развивает коммуникативную активность, творческие способности через создание собственных произведений, стихов.
3. Расширяет интерес к художественной, мемуарной, документальной литературе.
4. Побуждает интерес к различным формам творческих работ (рефераты, сообщения, творческие работы, проекты, сравнительные характеристики и т. д.); развивает творческие способности детей, их литературного дара; помогает в самовыражении каждому; стимулирует интерес к духовному богатству России, мировой культуры; развивает эмоциональную сферу ребенка как основы формирования «культуры чувств»; приобщает к миру искусства; воспитывает эстетический вкус; формирует исследовательские умения, навыки.
Критерии и показатели результативности проекта
Положительная динамика формирования первоначальных основ читательской компетенции: наблюдается повышение уровня развития навыков беглого, осмысленного, выразительного чтения.
Высокая степень заинтересованности родителей в решении проблемы формирования духовно-нравственного воспитания школьников: участие во внеклассных мероприятиях, родительских собраниях, организации совместной досуговой деятельности. Развитие литературно - творческих способностей детей: участие в конкурсах чтецов, литературных гостиных, викторинах по прочитанным произведениям, литературных фестивалях, просмотрах документальных кинофильмов.
«Уроки, посвященные юбилейному творчеству Константина Симонова»
ЗАРОЖДЕНИЕ ЗАМЫСЛА И ПРОДУМЫВАНИЕ СЮЖЕТА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ.
Работа по определению темы будущей «гостиной» — юбилейная дата писателя или поэта, — тема в программе по литературе, требующая углубления и расширения, — участие в литературных конкурсах, требующее более подробного знакомства с жизнью и творчеством писателя. 2. Подбор литературного материала. 3. Создание сценария. 4. Подбор «героев» для будущего сценического воплощения. 5. Знакомство учащихся с их ролью в будущей «гостиной». 6. Работа с музыкальным и художественным материалами.
РАБОТА С ТВОРЧЕСКИМИ ГРУППАМИ ПО ВОПЛОЩЕНИЮ ЗАМЫСЛА. 1. Индивидуальные консультации по работе над текстовым материалом (работа над ролью, сценическая реализация роли, выразительное чтение, занятия по технике речи). 2. Подготовка к творческому представлению писателя (биография, особенности творчества и т. д.). 3. Работа по созданию костюмов, декораций и общего оформления вечера. 4. Создание выставок. 5. Консультации, репетиционная (тренировочная) работа.
Фотоотчет:
Нормативная правовая база проекта
1. Программа общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В. Я. Коровиной, 7-е издание, М. Просвещение 2010
2. Коровина В. Я., Журавлев В. П., Коровин В. И.. Литература 5,6,7,8,9 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2012,2013.
Коровина В. Я., Журавлев В. П., Коровин В. И. Читаем, думаем, спорим…: Дидактические материалы по литературе: 5 класс. М.: Просвещение, 2010.
Полухина В. П., Коровина В. Я., Журавлев В. П., Коровин В. И. Литература. 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / Под ред. В. Я. Коровиной. М: Просвещение, 2010.
Коровина В. Я. Литература. 7 класс: Учебник для общеобра зовательных учреждений. В 2 ч. М.: Просвещение, 2010.
Коровина В. Я., Журавлев В. П., Коровин В. И. Литература. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. М.: Просвещение, 2010.
Коровина В. Я., Журавлев В. П., Коровин В. И. Читаем, думаем, спорим...: Дидактические материалы по литературе: 8 кл. Коровина, В. Я., Журавлев В. П., Коровин В. И., Збарский И. С.
Литература. 9 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. М.: Просвещение, 2010.асс. М.: Просвещение, 2011.
УМК по литературе для 10 класса под редакцией В. Г.Маранцмана.
Коровина В. Я., Забарский И. С. Литература: 5-9 класс: Методические советы. М. Просвещение. 2012г.
Обучение литературе в школе. Л. В.Байбородова. М. Владос 2008
Аркин И. И. Уроки литературы в 5-6 классах: Практическая методика: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 2008.
Беляева Н. В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного подхода к учащимся: Книга для учителя литературы / Н. В. Беляева. - М.: Вербум, 2004.
Колокольцев Е. Н. Альбом иллюстраций: Литература: 6 класс. - М.: Просвещение, 2005.
Коровина В. Я., Збарский И. С. Литература: Методические советы: 6 класс. - М.: Просвещение, 2006.
Матвеева Е. И. Литература: 6 класс: Тестовые задания к основным учебникам: Рабочая тетрадь / Е. И.