Аннотация.Автор акцентирует внимание на актуальной задаче развития текстовой деятельности, формирования навыков чтения и письма.В статье подчёркивается значимость обучения стратегиям чтения, в том числе, стратегиямпредтекстовой деятельности, организующим этап предчтения, благодаря которому результат осмысления текста очевиден. Ключевые слова: стратегии чтения, стратегии предтекстовой деятельности, мозговой штурм, глоссарий.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«СОВРЕМЕННЫЕ СПОСОБЫ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ »
Калинина Н.В.
Воспитание культуры чтения на уроках литературы.
СОВРЕМЕННЫЕ СПОСОБЫ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ
Аннотация.Автор акцентирует внимание на актуальной задаче развития текстовой деятельности, формирования навыков чтения и письма.В статье подчёркивается значимость обучения стратегиям чтения, в том числе, стратегиямпредтекстовой деятельности, организующим этап предчтения, благодаря которому результат осмысления текста очевиден. Ключевые слова: стратегии чтения, стратегии предтекстовой деятельности, мозговой штурм, глоссарий.
Сведения об авторе:Калинина Наталья Викторовна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №3 Барабинского района Новосибирской области.
По данным статистики, в число активно читающих книги россиян сегодня входит лишь 23% населения. Качество чтения учеников указывает на снижение роли книги в системе духовных ценностей, и как следствие, – бедность словарного запаса, невысокая языковая, речевая, читательская культура обучающихся. Снижается не только активность, но и объём чтения. Для преодоления негативных тенденций необходимо находить пути приобщения ребёнка к чтению, развития его как читателя, более разнообразные пути обучения учащихся работе с текстами различного содержания, характера и формата, необходимо понимать, что грамотное в широком смысле чтение лежит в основе всей деятельности человека как в период его обучения в школе, так и в будущем.
Чтение – процесс двусторонний. Необходимо заинтересовать, оставить эмоциональный след в душе ученика, поскольку ни одна форма проведения не является столь крепкой, как связанная с эмоцией. Пробудить эмоционально, приобщить к чтению помогают читательские конференции, презентации прочитанных книг, информационные карточки книг с рекомендациями для чтения, литературные игры, викторины, конкурсы. А как важно на уроке найти общую для всех интригующую страницу, которая с помощью ассоциативных связей ведёт к другой странице, к следующей и дальше – к новой главе, от эпизода к книге. Ребятам нравится приём - узелком тематических страниц сближать между собой книги. Например, тема дуэли встречается в романах: «Капитанская дочка», «Евгений Онегин», «Герой нашего времени», «Отцы и дети», «Война и мир» и др. Как ведут себя герои накануне, каково их душевное состояние? Почему спокойны одни герои и истерзаны волнением другие, с чем это связано? Множество «почему», на которые любопытно ответить, полистав страницы книги.
Актуальная задача на современном этапе – развитие текстовой деятельности, формирование навыков чтения и письма. Данная задача нацелена на реализацию ФГОС, где чтение рассматривается как универсальное учебное действие, как один из основных способов работы с информацией и как средство воспитания и развития обучающихся.
Прежде всего необходимо создать такие условия, чтобы школьник хотел читать, понимал прочитанное, постепенно постигая более сложные литературные тексты, чтобы сформировалась его читательская компетентность, чтобы в итоге он стал человеком читающим, личностью, владеющей культурой чтения, испытывающей потребность в чтении. Это возможно через обучение стратегиям чтения, стратегиям предтекстовой, текстовой и послетекстовой деятельности. Стратегия чтения означает путь, программу действий читателя по обработке различной информации текста.
Стратегии предтекстовой деятельности организуют этап предчтения, благодаря которому легче читать и воспринимать текст. Появление данной стратегии связанос осознанием важной роли ориентировочной основы для организации начала деятельности.
Целью предтекстовой стратегии «Мозговой штурм» является актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношение к теме текста. По сути, «Мозговой штурм» - это набор ассоциаций, возникающих по поводу заявленной темы и требующих уточнения по мере освоения информации из текста.
Цель стратегии «Глоссарий» - актуализация и повторение словаря, связанного с темой текста. В качестве варианта применения данной стратегии может быть предложен список слов-понятий с целью предположения, выделения тех из них, которые могут быть связаны с текстом.
Стратегия «Ориентиры предвосхищения» основана на предварительном чтении суждений, с которыми обучающиеся пробуют согласиться или не согласиться. Отмечаются суждения дважды, ещё раз после прочтения текста.
«Батарея вопросов» предполагает фронтальный характер работы, касается припоминания важной информации с помощью разноплановых вопросов.
Целью стратегии «Рассечение вопроса» является смысловая догадка о возможном содержании текста на основе анализа его заглавия, разделения на смысловые группы.
«Иллюстрации содержания» - стратегия, связанная с визуальным восприятием текста через тематические изображения, иллюстрации, которые помогают определить сущность темы.
В русле поиска современных подходов к обучению, на мой взгляд, заслуживает внимания построение урока с использованием данных стратегий, а также приёмов педагогической техники А.А. Гина и технологии развития критического мышления, стимулирующих учащихся на самостоятельный поиск: «погружение», «отсроченная отгадка», «Лови ошибку», «Повтор с расширением», «Кластер», когда идеи группируются в определённые блоки и располагаются вокруг ключевого слова, «Чтение с остановкой».
Эффективные приёмы работы с текстом:
«Карта алфавита» или «алфавит за«круглым столом».
«Кластер».
«Инсерт» (маркировочное чтение).
«Мудрые совы».
«Синквейн», «Эссе», «Письмо» и др.
«Компрессия текста (свёртывание, сжатие информации)»: аннотация-краткий пересказ.
«Составление плана».
«Составление таблицы»:
Знаю
Хочу узнать
Узнал
Вспомните всё, что вы знаете по указанной в тексте теме…
Запишите вопросы, которые у вас появились в ходе обсуждения…
Прочитайте текст и ответьте на поставленные вопросы… Если информации недостаточно, найдите ответы в Интернете и других источниках.
«Графические схемы при считывании текстовой информации».
«Кроссворд», «Загадка», «Догадка по контексту».
«Пирамида фактов» (выстраивание информации по степени значимости: детали - важные факты - основные знания).