Современные проблемы саморазвития личности ученика на уроках литературы
Современные проблемы саморазвития личности ученика на уроках литературы
Данная работа раскрывает понятие "саморазвития личности", очерчивает сферу влияния уроков, внеклассной деятельности по литературе на саморазвитие личности ученика. В этой статье описаны основные проблемы изучения литературы и пути их решения, роль литературы в сфере развития личности ученика, основные формы работы по литературе, способствующие саморазвитию личности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Современные проблемы саморазвития личности ученика на уроках литературы»
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ УЧЕНИКА И ПРОЦЕСС ЕГО СТАНОВЛЕНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ.
По данным многих социологических исследований чтения художественной литературы перестало быть выдающейся чертой наших современников. Результаты социологических исследований свидетельствуют, что более 50% нашего населения в последние годы совсем перестали читать книги. К сожалению, это перестало быть предметом гордости. В это непростое время на плечи учителей-словесников легла нелегкая задача обновления духовно-эстетического саморазвития и становления личности ученика.
Почему мы сейчас говорим именно о саморазвитии личности? Потому что, чтобы преодолеть эти «пробелы» нужно говорить о непрерывном процессе общения с литературой, то есть не только на уроке, но и вне его.
Но на современном этапе развития общества это почти невозможно. На это повлияло, во-первых, увеличение количества произведений в программах в противовес уменьшения времени на изучение этих произведений, которые, в свою очередь, привели к тому, что школьники проходят мимо литературу. Также этому способствовало огромное количество сжатых пересказов произведений на рынке. По словам Т. Б. Недайновой, современные школьники не подозревают о значимости настоящего слова писателя [1, c. 97].
В современной методике преподавания литературы существует много методов и форм внеклассной работы: эпизодические и постоянные.
Но какие бы формы внеклассного чтения не использовались, главной задачей учителя считается помощь и содействие саморазвитию и становления личности ученика произведениями литературы. «Это одна из самых больших проблем работы с литературой, ведь сегодня телевидение, кино потеснили чтения и книгу как таковую» [1, с. 99].
Что же такое саморазвитие личности? Ответ на этот вопрос мы можем увидеть в одной из научных работ Слободян О.П., в которой она отмечает, что «саморазвитие личности - это индивидуальная активность, направленная на построение своего существования, на развитие в себе того, что не наследуется, и определена свойствами, качествами, представлениями личности, то есть такими, которые несут на себе отпечаток личных усилий, напряжения и труда »[2, с.3].
Роль художественной литературы саморазвития личности ученика изучали такие исследователи этого вопроса, как Н.Б. Берхин, Н.И. Волошина, В.И. Глоцер, А.И. Капская, Е.В. Квятковский, Е.П. Крупник, Г.Н. Кудина. В.А. Левин, А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Повлянська, Ж.В. Петрочко, В.С. Собкин и другие.
Учитывая все сложности и противоречия подросткового саморазвития в литературном контексте, Т.И. Сухова предлагает особое внимание сосредоточить на выработке «у школьников собственного мнения, подведение их к неформальному переживания искусства, когда развивается относительно стойкая для среднего возраста внутренняя позиция, собственная творческая установка, потребность в художественных переживаниях. Самостоятельное чтение, начитанность в черте отечественной и зарубежной художественной литературы содержат тот читательский капитал, который лежит на основе общекультурного саморазвития личности »[3, с. 128].
Основная функция чтения художественной литературы, бесспорно, обогащение жизненного опыта человека, в свою очередь, довольно активно способствует саморазвитию и мировоззрения духовно богатой личности.
По мнению С. Шевченко «одна из характерных особенностей саморазвития личности является убеждение, первым признаком которого является не только знания литературного факта, но и уверенность в его истинности. Вторая особенность - эмоциональное переживание »[4, с.23].
Убеждение, как известно, образуются в процессе общения, которое требует соответствующего уровня развития речи. Но в современной практике школьного преподавания литературы можно увидеть, что школьникам присуща определенная нерешительность и неуверенность в своих собственных мыслях, поэтому, как следствие, они остаются только наблюдателями и слушателями на уроке.
По нашему мнению, это негативное явление современного преподавания литературы в школе, которое никак не способствует саморазвитию личности ученика. Не следует забывать, что общение ученика с учителем, особенно при обсуждении и художественном анализе произведения, чрезвычайно серьезный аспект саморазвития личности.
По мнению многих ученых и учителей-практиков в обмене мнениями о произведении ученикам приходится мыслить, подбирать слова, которые воссоздадут их внутренний мир, дают толчок к более глубокому раскрытию творческого потенциала учащихся.
Поэтому, опираясь на это мнение, можно вывести определенные формы занятий на уроках литературы, которые будут способствовать раскрытию творческого потенциала подростка, высказыванию собственной точки зрения, которые, в свою очередь имеют определенное влияние на саморазвитие личности.
Наиболее подходящей формой занятий по литературе, которая способствует творческому саморазвитию личности ученика, является, на наш взгляд, семинары. Такие занятия имеют определенную формулу: выступления учеников + комментарии и выводы учителя. Также желательно, чтобы деятельность участников имела характер турнирных соревнований.
Следует отметить целесообразность внедрения на уроках литературы семинара-диспута, на котором имеют место дискуссия и полемика. При обсуждении художественного произведения на семинаре-диспуте ученики свободно выражают свое понимание ими художественного произведения, но и не обязательно доходят единого мнения. Именно в этот момент можно проследить тенденцию к защите своего собственного мнения учениками.
Также положительным последствием введения семинара-диспута можно назвать возможность учеников послушать мнение литературных критиков, но и другие взгляды своих одноклассников. Нельзя не согласиться с мнением составителей хрестоматии «Украинское слово», которые отмечают, что «учитель, ученик, студент примет ту точку зрения, удобную ему, но и будет знать и другие взгляды» [5, с.5].
Не следует также забывать, что правильно организованная внеклассная работа имеет также большое влияние на саморазвитие личности ученика. Это могут быть литературные кружки, факультативы, театр, литературные вечера, олимпиады, конкурсы, фестивали, читательские конференции, направленные на толчок учителя для самостоятельного раскрытия творческого потенциала учащихся. Следует отметить значимость индивидуального подхода к ученикам в разработке плана внеклассной работы.
Каждый педагог, работающий с детьми, может быть сознательно, интуитивно способствовать формированию ребенка, он прикасается к таким основам, к которым представители других профессий не имеют доступа. Именно на учителях лежит ответственность за будущее народа, как системы. Выдающийся педагог Я.А. Коменский в свое время сказал: «Чем плодороднее поле, тем обильнее оно проводит терновник и чертополох. Так и выдающийся ум полный пустыми мечтами, если его не засеют семенами мудрости и добродетели. Как действующий ветряк, если в него не подсыпать зерна, то есть материала для перемалывания, он стирает сам себя и, отрывая от жернова куски и даже повреждая и разрывая отдельные части, бесполезно с шумом и треском пылит. Так и ум, лишенный серьезной работы будет вообще наполняться ничтожным, пустым и вредным содержанием и станет причиной своей собственной смерти »[6, с.450]. Литература: 1. Недайнова Т.Б. Искусство преподавания литературы в школе. - Л., 2007.
2. Слободян А.П. Методологические аспекты творческого саморазвития личности // Педагогика и психология формирования творческой личности: проблемы и поиски.- К-С, 2002.
3. Сухова Т.И. Слово, язык, творчество // Народное образование. - 1998. - №5.
4. Шевченко С. Об изучении литературы в условиях дифференцированного обучения // Дивослово. - 1995. - №12.
5. Украинское слово. Хрестоматия украинской литературы и литературной критики XX в .: В 3 т. - М., 1994. - Т.1.