Статья "Чтение - важный фактор формирования духовной личности"
Статья "Чтение - важный фактор формирования духовной личности"
Данная статья -размышление о мотивации учащихся к чтению художественных текстов.Падение интереса подростков и юношества к свободному чтению вызывает беспокойство. Обедняются эмоциональная и интеллектуальная сферы развития школьника. В ходе работы над формированием читательских интересов нами было выявлено снижение уровня читательской активности учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья "Чтение - важный фактор формирования духовной личности" »
Чтение – важный фактор формирования духовной личности
Детство – такая пора в развитии личности человека, когда закладываются основы дальнейшей жизни, и от того, что получит в свой багаж ребенок, зависит степень его вхождения в современное общество. В свой багаж он должен получить книгу.
Книга – главный носитель общей культуры. Она выступает в качестве средства сохранения информации для следующих поколений и средством коммуникации в виде произведения, неисчерпаемый источник знаний. Книга сопровождает человека с раннего детства и до последних дней, неся свет разума и знаний, воспитывая и направляя духовно и эстетично. Книги, словно реки, которые наполняют собой весь мир, это источник мудрости. Никого не нужно убеждать, что книга и чтение непосредственно влияют на процесс духовного воспитания ребенка. Вхождение ребенка в книжную Вселенную происходит, в первую очередь, с помощью литературы, специально созданной для детей. Именно детская и юношеская литература питают ум и воображение ребенка, открывая ему новые миры, образы и модели поведения, являясь мощным средством духовного развития личности.
Падение интереса подростков и юношества к свободному чтению вызывает беспокойство. Обедняются эмоциональная и интеллектуальная сферы развития школьника. В ходе работы над формированием читательских интересов нами было выявлено снижение уровня читательской активности учащихся. Обозначив злободневную проблему «Снижение интереса детей к чтению» наметили следующие направления работы:
- использование метода проектов в урочной и внеурочной деятельности с целью повышения уровня мотивации учащихся к чтению художественной литературы;
- формирование навыка самостоятельного отбора и анализа художественной и критической литературы;
- формирование способности учащихся к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного изучения художественной литературы.
Мною реализуется проект «Летнее чтение», который предлагает Областная детская библиотека им. Горького. Он ориентирован на самостоятельную деятельность читателей, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Считаем, что приобщение к чтению не должно быть для ребенка мучительным и скучным, оно должно быть притягательным и захватывающим.
Какие детские библиотеки нужны сейчас? С навороченными компьютерами и интерактивными программами? Компьютеры есть и дома. Может быть, не техника и даже не уникальный фонд (книги, журналы, мультимедийность всякая) главное. А что? Или кто? Да, оживляют все эти раритеты люди. Экспериментально доказано: развиваются речь и мышление, обогащаются эмоции и высшие чувства, совершенствуется ориентировка в нравственных ценностях, возникают разные виды рефлексии, независимость и самостоятельность, умение отстаивать свое мнение и, в тоже время, способность сотрудничать и слышать другого; развивается художественное воображение, произвольность, опосредованность и креативность.
Сегодня для того, чтобы дети и подростки читали, обществу необходимо прикладывать гораздо больше усилий, чем раньше; сложную задачу воспитания читателя нужно решать библиотекарям в тесной кооперации с педагогами и родителями. Нынешний талантливый читатель, как показало наше исследование, - продукт совместных усилий семьи, школы и библиотеки. Причем согласно педагогике сотворчества это процесс не должен быть для ребенка чем-то мучительным и скучным, навязанным кем-то. Он должен быть притязательным и захватывающим. В чтении детей и подростков сегодня происходят очень серьезные перемены. Читают «не то» и «не так», как предыдущие поколения. Они читают, и в тоже время идет процесс коренного изменения их читательских привычек. Меняются: статус чтения, его длительность, репертуар, мотив и стимулы чтения. Чтение становится другим – более прагматичным, информационным и поверхностным. Это взаимодействие должно идти по основным направлениям развития общества и детства, в частности, предусматривать:
- обеспечение образовательной деятельности совместно с учебными заведениями и органами управления образованием, библиотеками всех типов и видов;
- организацию досуговой деятельности совместно с клубами, домами культуры, театрами, музеями, кинотеатрами, другими учреждениями;
- организацию читательской деятельности совместно с семьей, школой, общественными организациями.
В проблеме нечтения не все так просто еще и потому, что чтение – это работа, требующая усилий. Это не пассивный процесс, не просто развлечение – это формирование сознания. Ребенок, любящий книгу, никогда не вырастет плохим человеком. Творческому чтению, как и творчеству в отношениях, должны научить их мы. Это трудно еще и потому, что вначале научиться должны мы сами.
Чтение – это не только получение информации. Это еще и постоянная духовно-нравственная работа над собой.