Для развития у студентов мотивации к изучению русского языка и литературы, планыпроведения занятий строятся таким образом, чтобы уроки способствовали приобретению навыков самостоятельного поиска ответов на поставленные вопросы, умению анализировать и обобщать факты, делать обобщения и логические выводы. Самостоятельно найденный ответ создает положительные эмоции, устраняет неосознанное сопротивление процессу обучения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья "Интерактивные приемы в учебном процессе"»
Горбунова А. П.
Интерактивные приемы в учебном процессе
Обязательным условием достижения глобальных целей личности, общества, органов государственной власти, работодателей является качественное профессиональное образование. Для этого должны быть обеспечены необходимые ресурсы, в том числе и качественная инновационная образовательная среда.
Инновационная деятельность в системе образования обладает своими специфическими особенностями, как в научной теории, так и в педагогической практике. Однако далеко не все педагоги уделяют достаточное внимание этому моменту.
Инновационный подход к организации и реализации учебно-воспитательного процесса способствует раскрытию творческого потенциала студентов Белгородского строительного колледжа, обеспечивает эффективную деятельность учреждения, как в режиме функционирования, так и в режиме развития.
Основными целями инновационного обучения являются:
развитие интеллектуальных, коммуникативных, лингвистических и творческих способностей учащихся;
формирование личностных качеств обучающихся;
выработка умений, влияющих на учебно-познавательную деятельность и переход на уровень продуктивного творчества;
развитие различных типов мышления;
формирование качественных знаний, умений и навыков.
Данными целями определяются и задачи инновационного обучения:
оптимизация учебно-воспитательного процесса;
создание обстановки сотрудничества студента и преподавателя;
выработка долговременной положительной мотивации к обучению;
включение учащихся в креативную деятельность;
тщательный отбор материала и способов его подачи.
Для развития у студентов мотивации к изучению русского языка и литературы, планыпроведения занятий строятся таким образом, чтобы уроки способствовали приобретению навыков самостоятельного поиска ответов на поставленные вопросы, умению анализировать и обобщать факты, делать обобщения и логические выводы. Самостоятельно найденный ответ создает положительные эмоции, устраняет неосознанное сопротивление процессу обучения.
На уроках русского языка и литературы желательно создавать такую обстановку, чтобы студенты ощутили необходимость прилагать определенные усилия в процессе образования. Задача преподавателя—заметить эти усилия, поддержать и обеспечить условия для дальнейшего продвижения вперёд, а для «слабых» обучающихся стараться создать ситуацию, где бы они показали свою успешность.
Следует акцентировать внимание на практической направленности обучения русскому языку и литературе. В зависимости от темы и целей урока выбираются оптимальные формы проведения занятий, в частности, практикуются такие уроки как традиционный, урок-исследование, диспут, урок-соревнование, «мозговой штурм», зачёт, семинар, кроссворд. При этом используются разнообразные формы работы: индивидуальная работа, в парах, в группах, фронтальная, сочинения разных жанров, работа с учебником и справочной литературой, самостоятельная работа, тестирование. Это позволяет разнообразить уроки, создавать ситуацию успеха, мотивировать обучающихся на получение новых знаний.
Значительное место на уроках занимает лингвистический анализ текста, высказывание на лингвистическую тему, использование текстов художественной литературы. Это развивает способность обучающихся выражаться на языке предмета, прививает любовь к художественному слову, обеспечивает связь уроков литературы и языка.
На уроках литературы необходимо сформировать у обучающихся способность к глубокой и самостоятельной оценке произведений, умение установить внутренние связи структурных элементов произведения с биографией и творчеством писателя, литературой изучаемой эпохи, оценками современников, творчеством предшественников и последователей, мировым историко-литературным и культурным процессом. Литературному развитию способствуют исследовательские задания, связанные с сопоставлением первоначальной и окончательной редакции текста; составлением лексических, исторических, биографических и культуроведческих комментариев; выяснением связей литературы с другими искусствами; сопоставлением творчества и идейно-эстетической платформы того или иного писателя.
Студенты колледжа – это завтрашние строители, электрики, технологи, механики, поэтому они должны грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, владеть нормами русского литературного языка, уметь анализировать и обобщать факты, делать логические выводы. На занятиях они пишут изложения, эссе, сочинения в соответствии с профессиональной тематикой: «Нам жить и строить в 21 веке», «Электрика будущего», «Безопасность дороги зависит от нас», «Какими я вижу новые строительные материалы» и т.д.
Важное место в системе воспитания личности занимает внеклассная работа по предмету: участие в различных фестивалях, конкурсах, чтениях, предметных олимпиадах, литературных гостиных, конференциях, что даёт обучающимся возможность проявить свои лучшие личностные качества.
Все перечисленные способы, методы, приёмы помогают развитию интереса к урокам русского языка и литературы, достижению стабильных положительных результатов и являются средствами развития мотивации профессиональной деятельности студентов.
Литература
Беляева Н.В. Дифференциация обучения на уроках литературы / Н.В. Беляева. – М.: Первое сентября, 20013.
Буркова Н.Г., Додонова Л.А., Пимчев С.П. Образование для изменения качества жизни // Специалист. 20013. № 2. – С. 39-64
Зажигина О.А. Литература. 10-11 кл.: организация самостоятельной работы на уроке / Зажигина О.А., Федорова И.И. – Волгоград: Учитель, 2010.
Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно- воспитательного и методического процессов в школе / И.В. Никишина. – Волгоград : Учитель, 20012.
Румянцева З.П. Менеджмент организации. - М. : ИКФА-М, 2004. – 167 с.