Статья "Литература -средоточие русской духовности"
Статья "Литература -средоточие русской духовности"
Со статьей "Литература -средоточие русской духовности"выступила на II-х Епархиальных Рождественских образовательных чтениях, посвященных 1000-летию со дня представления святого равноапостольного князя Владимира. Статья посвящена актуальным вопросам воспитания подрастающего поколения в современных условиях.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья "Литература -средоточие русской духовности" »
Орлова В.И.
учитель русского языка и литературы
МОУ «Майская гимназия Белгородского района
Белгородской области»
Литература – средоточие русской духовности
СЛАЙД №1
Уважаемые коллеги! Мы живем в непростое для нашей страны время. В течение последних лет многое изменилось: изменились ценностные ориентиры, взаимоотношения между людьми, отношения гражданина с государством и обществом, меняются жизненные приоритеты молодежи, происходит разрушение ценностей старшего поколения, а также деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок. И мы, учителя, меняемся, многое переосмысливаем, особенно свою роль в воспитании молодежи. Каждый из нас считает себя ответственным за формирование личности учащегося, за воспитание будущего поколения . Для учителя важно передать детям то, что поможет им сохранить человеческое в себе и в мире, защитить от глупости, беспамятства, духовной глухоты и трагедии мира.
Как формировать сегодня нравственную личность, способную творить добро, сострадать, терпимую к человеку другой веры?
Эффективное духовно-нравственное воспитание личности обеспечивает древнерусская литература, являющаяся средоточием русской духовности и патриотизма. Специфика ее нравственного воздействия и заключается в том, что читатель имеет возможность познакомиться с событиями древней истории Руси, сверить свои оценки жизни с мудрыми оценками писателей того далекого времени. В процессе восприятия древнерусских произведений учащиеся могут усваивать сложные мировоззренческие понятия о месте человека в жизни, о его целях и устремлениях, убеждаться в истинности тех или иных нравственных решений, получать опыт нравственной оценки. Это особенно актуально в наше время, когда Россия переживает глубокие преобразования, сопровождающиеся серьезными духовными потерями. Знакомить учащихся с памятниками древнерусской православной литературы я начинаю с 5 класса. Конечно, это "Повесть временных лет”, "Житие протопопа Аввакума, им самим написанное”, "Слово о полку Игореве, "Поучение Владимира Мономаха”, "Житие Сергия Радонежского”, "Слово о погибели Русской земли” и другие. Без знания той далекой традиции трудно будет разобраться в нравственных исканиях героев А.С.Пушкина "Капитанская дочка”, "Евгений Онегин", М.Ю.Лермонтова " Песня про купца Калашникова...” и лирических стихотворениях " Молитва”, поэме "Мцыри”.
СЛАЙД №2 Изучая «Слово о полку Игореве», мы учителя, обращаем внимание на идею государственного единства Русской земли, на характеры князей Игоря, Всеволода, Святослава: их любовь к Русской земле, братскую помощь друг другу, мужество и воинскую доблесть как качества, воплощающие добро в борьбе против зла, олицетворённого в «поганых полках половецких». Особое внимание уделяем страницам «Слова о полку Игореве» и рисуем образ Ярославны – первой в русской литературе женщины, не только верной и любящей жены, но и горячей патриотки, проявляющей любовь и милосердие к ближнему – молящей силы природы о «воинах моего милого». Но упускаем важные рассуждения неизвестного автора о честолюбии и человеческой гордыне, как об одном из смертных грехов человека.Гордыня и потеря ответственности за свои поступки влекут за собой огромные человеческие трагедии. СЛАЙД № 3-4 Эти истины усваивают девятиклассники. Об этом мы можем судить, читая их сочинения. Так, например, ученик считает, что «Игорь не пугается затмения солнца, которое предвещает опасность, и ведет свою дружину навстречу врагу. Им руководит единственное желание – защитить от половцев родную землю и получить себе честь и славу. Смелость, искренность, чувство чести столкнулись в характере Игоря с его недальновидностью, любовь к Родине – с отсутствием ясного представления о необходимости единения, общей борьбы».
Другой ученик думает немного иначе: «Игорь честолюбив и очень упрям. Мне кажется, пойти «посмотреть синего Дона» его заставило не столько патриотическое чувство, сколько желание испытать свои силы, одержать победу, прославиться. Именно поэтому, я думаю, автор несколько иронично и неодобрительно говорит про него:
Вспала князю на ум охота,
А знаменье заступило ему
Желание отведать Дона великого. Игорь Святославич еще очень молод, горяч, самоуверен. Он считает, что все подвластно ему. Именно поэтому он не хочет видеть тех тревожных знаков, что подает ему родная природа, русская земля:
Солнце дорогу ему тьмой заступило;
Ночь, грозою шумя на него,
Птиц пробудила…
Ученица отмечает, что «Слово о полку Игореве» - произведение о вечных, непреходящих ценностях, главная из них - любовь к Родине, которая пронизывает всё произведение: она находит своё выражение в стремлении Игоря освободить Русскую землю от "поганых" половцев, она - в сцене прощания дружинников с родной землёй». Вторая ученица считает, что «единение людей особенно актуально в наши дни. Разве не могут жить в дружбе и мире люди разных национальностей, почему гибнут люди из-за национальной ненависти? Может быть, нам, живущим в XXI веке, надо внимательней прислушаться к этому голосу из глубины веков? Люди должны жить в едином мире, тогда они сильны, тогда они смогут защитить свою землю. Сила - в единении. Мы разучились присматриваться и прислушиваться, мы забыли, что мы дети природы. А " Слово..." нам напоминает об этом»
Сомнения, мучения, ошибки и победы, через которые проходят литературные герои, максимально приближаются нами к действительности и проблемам, которые волнуют учащихся этого возраста сегодня. Традиционными в нашей школе стали посещения литературного музея, СЛАЙД №5 библиотеки А. Лиханова, СЛАЙД №6 встречи с писателями: Ю.Макаровым, П. Лыковым, СЛАЙД №7-8-9 А.Дончаком, СЛАЙД №10 В.Шаповаловым, СЛАЙД №11 и др. Встреча с Владиславом Мефодьевичем Шаповаловым, СЛАЙД №12-13 который рассказал об истории написания очерка «Руки матери», о судьбе главной героини рассказа Наталье Константиновне Травкиной, о ее чувстве любви к своему родному краю, Отечеству, никого не оставила равнодушными. От строк, прочитанных автором, на глазах многих детей выступали слезы. Отрадно, что сердца наших детей не очерствели. Вот некоторые отклики учащихся: «Рассказ «Руки матери» наполнен болью и ужасом переживших войну людей. Но это не только боль женщины, потерявшей четверых детей, это боль всего народа»; «Сердце сжимается от мысли, что война может повториться. Давайте беречь мир!» Встреча с писателем стала для наших учащихся настоящим уроком нравственности, уроком духовного взросления.
Для решения гражданственного, духовно-нравственного воспитания на уроках литературы проводим нетрадиционные уроки-исследования, беседы, семинары, дискуссии, которые позволяют в непринужденной беседе рассуждать о настоящих человеческих ценностях: о долге, о чести, об ответственности за свои поступки, о величайшей силе любви, о семье. Результатом урочной и внеклассной деятельности стало исследование, тему которогомы определили: "Страна детства" в стихах для детей Юрия Макарова». СЛАЙД №14 С данным проектом мы приняли участие в 1-м Областном фестивале наук и стали победителем регионального симпозиума научно-исследовательских проектов обучающихся «Мои исследования – родному краю».
СЛАЙД №15-16 Погрузившись в мир поэзии Ю.Макарова, мы открыли для себя удивительный мир, в котором царит особый порядок. Оказалось, что за внешней веселостью скрываются серьёзные размышления поэта Юрия Макарова о жизни человека, но именно эти размышления помогают детям получить важные уроки сочувствия и сопереживания, ответственности и смелости. В этом направлении мы продолжаем исследовать творчество писателей-земляков. СЛАЙД №17-18 И следующим объектом исследования стали рассказы для детей Владислава Шаповалова, предметом - приемы создания мира детства в его рассказах и их восприятие школьниками. Исследуя рассказы автора для детей, мы открыли для себя удивительный мир, мир гармонии, в котором всё находится в тесной взаимосвязи, всему есть место, если только это несет добро, наполняет жизнь глубоким смыслом и теплым светом. СЛАЙД №19-20 Детство, в понимании Владислава Шаповалова, - источник духовно-нравственного становления литературных героев писателя и личности человека
Жизнь и опыт показывают, что духовность и нравственность в обществе тесно взаимосвязаны: там, где нет духовности, падает нравственность. Сегодня нам необходима нравственная сила, способная вернуть веру в самих себя. Время безжалостно, но все может человек, который помнит слова А.С.Пушкина: «Уважение к минувшему — вот черта, отличающая цивилизованность от дикости». Бездуховность народа – бедствие в современном обществе.
И если после наших уроков учащиеся станут хоть немного чище, добрее душой друг к другу и окружающим людям, если понятия долг, честь, ответственность, порядочность не останутся для многих фразой из книги, то учитель может считать свою задачу выполненной, пусть и не полностью.
СЛАЙД №21
Список литературы
Донченко Л. М. Духовно-нравственное воспитание старшеклассников: На уроках литературы и во внеурочной деятельности. Сайт www.dissland.com/catalog/duhovno_nravstvennoe_vosp...
Лушникова О. Н. Духовно-нравственный потенциал современного урока литературы. Сайт pokrov-forum.ru/science/blagodat_edu/pokrov-listky...
Эти истины должны усвоить девятиклассники, анализирующие «Слово о полку Игореве».
Читая "Слово", мы видим, что и природа тоже откликается на то, что происходит. Чувства автора настолько велики, он так близко принимает чужое горе и чужие радости, что природа не может не отреагировать на это. Автор наделяет человеческими чувствами животных, деревья, цветы, даже городские стены. Ему кажется, что все эти предметы тоже могут сочувствовать добру и ненавидеть зло, предупреждать русских воинов о грозящих им несчастьях, переживать вместе с ними радость и горе. Автор в своей позиции соединяется с природой, и его чувства благодаря чувствам природы усиливаются.
В образах русских князей отображены его мечты о сильной власти на Руси. Ведь в то время процесс феодального дробления достиг высочайшей силы. Множество мелких феодальных княжеств враждует между собой, спорит за владычество, прибегает к братоубийственным войнам во имя эгоистических княжеских интересов. В эти годы падает значение Киева как центра Русской земли. Действия Игоря осуждаются, подчеркивая, однако, что его поступки обусловлены в первую очередь представлениями его среды, а не личными свойствами. Игорь - неплохой человек, но поступки его плохие, так как над ним властвуют предрассудки феодального общества, идеология господствующего класса. Именно поэтому в образе Игоря на первый план выступает общее, а не индивидуальное. Характеризуя князя Игоря, мы будто характеризуем всех князей, для которых главенствующими были личные интересы. Именно за это осуждает их Святослав (вспомните его «золотое слово»).
Игорь честолюбив и очень упрям. Мне кажется, пойти «посмотреть синего Дона» его заставило не столько патриотическое чувство, сколько желание испытать свои силы, одержать победу, прославиться. Именно поэтому, я думаю, автор несколько иронично и неодобрительно говорит про него: Вспала князю на ум охота, А знаменье заступило ему желание Отведать Дона великого. Игорь Святославич еще очень молод, горяч, самоуверен. Он считает, что все подвластно ему. Именно поэтому он не хочет видеть тех тревожных знаков, что подает ему родная природа, русская земля: «Солнце дорогу ему тьмой заступило; Ночь, грозою шумя на него, птиц пробудила…» В результате войска князя проиграли битву и сам князь Игорь попал в плен. Лишь при помощи всей земли Русской – природы, людей, высших сил – Игорю Святославичу удается вырваться из половецкого плена и вернуться в родные земли. Князь Игорь эгоистичен и чересчур самоуверен. Он, в первую очередь, думает о своих интересах, а не об интересах своей родины. Поэтому этот герой мне, можно сказать, несимпатичен. Значительно больше мне нравится двоюродный брат Игоря - Всеволод, который стал для князя «правой рукой», помощью и поддержкой в походе. Он сразу же откликнулся на призыв брата: «Один мне брат, один свет светлый ты, Игорь! Оба Святославичи! Седлай же, брат, борзых коней своих, А мои тебе готовы…» Всеволод до конца был с Игорем, являясь ему опорой и поддержкой до самой последней минуты. Такая преданность, большая значимость семьи для этого героя, его мужество и отвага вызывают у меня уважение. Но более всего из князей, мне симпатичен образ великого князя Киевского Святослава. Он показан как мудрый правитель, моральный наставник всех русских князей. Именно этот человек искренне, всей душой переживает за свое отечество и всех князей, считая их своими духовными сыновьями. В своем «золотом слове» Святослав предстает не только как истинный правитель, но и как человек большой внутренней культуры, знаток истории своей родины, ее нравственных корней. Этот князь ратует за объединение всех русских земель, прекращение междоусобиц, примирение князей: О, стонать тебе, земля Русская, Вспоминая времена первые и первых князей! Жена Игоря – глубоко русская натура. Это подтверждается и тем, что она обращается за помощью к силам природы, и тем, что ее страдания переданы именно в жанре плача (фольклорный жанр): «Ты, светлое, ты, пресветлое солнышко! Ты для всех тепло, ты для всех красно! Что ж так простерло ты свой горячий луч на воинов лады моей…» Ярославна очень любит своего мужа, предана ему, ждет «свою ладу» и готова ради него на все. Она обращается ко всем стихиям, в высшей силе, чтобы те помогли ее любимому вернуться домой из плена. Я думаю, что во многом именно любовь этой героини помогли князю Игорю бежать от половцев. Образы половецких ханов представлены в «Слове» в мрачных и хищных тонах. Это враги, поэтому они обрисованы сугубо негативно. Мое отношение к ним совпадает с соотношением неизвестного автора. Кроме перечисленных героев, в произведении есть еще один немаловажный образ. Это образ самого автора. Он предстает перед нами как глубоко образованный и культурный человек, знакомый со многими князьями, о которых он пишет, с «вещим Баяном». Мне очень симпатичен этот образ, поскольку автор выступает как истинный патриот, всей душой болеющий за свое отечество, призывающий к объединению и защите родной страны от внешних врагов. Кроме того, автор «Слова» предстает и как талантливый писатель, новатор, отошедший от традиций воспевания подвигов князей и рассказавший «печальную повесть о битвах Игоря» «по былинам сего времени», то есть достоверно. Таким образом, ни один из основных героев «Слова» не оставил меня равнодушным. К кому-то я испытываю искренне уважение и симпатию (князь Святослав, княз ь Всеволод, Ярославна, автор). К кому-то из героев питаю противоречивые чувства (князь Игорь), к кому-то лишь негатив (половецкие князья Гзак и Кончак). Я считаю, в том, что герои «Слова» вызывают в читателе живые эмоции, в том, что мы переживаем за них, негодуем и радуемся вместе с ними, есть большая заслуга неизвестного автора этого произведения. Он призывает и своих современников, и нас, их далеких потомков, любить свою страну и работать ради ее процветания. Ведь от состояния нашей родины зависит и состояние ее народа. И в этом я с автором «Слова о полку Игореве» полностью согласен.