kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья "Meтoд пpoeктoв в пpeпoдaвaнии pyccкoгo языкa и литepaтуpы кaк cpeдcтвo paзвития твopчecкиx cпocoбнocтeй yчaщиxcя"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье «Meтoд пpoeктoв в пpeпoдaвaнии pyccкoгo языкa и литepaтуpы кaк cpeдcтвo paзвития твopчecкиx cпocoбнocтeй yчaщиxcя» рассматривается применение метода проектов как инновационная педагогическая технология, способствующая развитию творческого мышления учащихся, что обеспечивает развитие  творческой личности школьников, их активной жизненной позиции. А, как известно, воспитание такой личности – одна из главных задач, стоящих перед современной школой, перед каждым учителем.

Учебный проект выступает как совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Meтoд пpoeктoв в пpeпoдaвaнии pyccкoгo языкa и литepaтуpы кaк cpeдcтвo paзвития твopчecкиx cпocoбнocтeй yчaщиxcя" »

Статья «Meтoд пpoeктoв в пpeпoдaвaнии pyccкoгo языкa и литepaтуpы кaк cpeдcтвo paзвития твopчecкиx cпocoбнocтeй yчaщиxcя»


Балашова Н.П.,

учитель русского языка и литературы

МОУ Шатковская СОШ №1

р.п. Шатки Нижегородской обл.


Большое количество открытий, стрeмительность развития знания и наyки в нашeм современном общecтвe трeбyeт от чeлoвeкa paзвитого иccлeдовaтeльcкого, творчeского мышлeния. Измeняeтcя позиция чeловeкa и в обрaзовaтeльном пpостpaнствe: учeник стaновится сyбъeктoм обpaзовaния. Это тpeбуeт смeны смыслa и цeлeй обрaзовaния, выcшей ценнocтью кoтopoгo стaнoвитcя oбpaзoваннoсть, oсoзнaниe собственной индивидуaльности через личностный опыт.

К сожалению, интерес современных учащихся к изучению русского языка и литературы, снижается. Одной из причин этого, на мой взгляд, является несоответствие объёма информации, обязательной для освоения учащимися, и отводимым для этого временем.

Другой причиной, несомненно, является преобладание в учебниках заданий репродуктивного характера.

Итак, очевидно противоречие между традиционными методами и формами обучения, ориентированными на передачу готовых знаний, и необходимостью применять новые средства и методы для повышения уровня развития творческих способностей учащихся.

С целью разрешения данного противоречия и повышения качества образования необходимо овладевать новыми педагогическими технологиями, методами обучения, внедрять их в образовательный процесс. Одной из таких технологий и является «метод проектов». Используя его в своей практике, мне удаётся решать вопросы и проблемы, связанные с развитием познавательных навыков учащихся, их умением самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве. Также использование данной технологии способствует развитию творческого мышления учащихся, что обеспечивает развитие  творческой личности школьников, их активной жизненной позиции. А, как известно, воспитание такой личности – одна из главных задач, стоящих перед современной школой, перед каждым учителем.

Учебный проект выступает как совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.

Работа над проектом проходит в несколько этапов:

  1. Подготовительный – формулируются тема и цели проекта.

  2. Планирование – определяются источники и способы сбора, анализа и представления информации, устанавливаются критерии оценки результатов, распределяются обязанности.

  3. Исследовательский – осуществляется сбор и анализ информации, оформление результатов.

  4. Отчет-представление результатов исследования. Возможны различные формы отчета: устный, письменный, с использованием средств новых информационных и коммуникационных технологий.

  5. Оценка деятельности.

По характеру доминирующей в проекте деятельности, при преподавании выделяются следующие типы проектов, наиболее удачно сочетающиеся с изучаемыми предметами:

1. Исследовательский проект.
2.  Творческий проект.
3.  Прикладной проект.
4.  Информационный проект.

Под исследовательским проектом подразумевается деятельность учащихся, направленная на решение творческой, исследовательской проблемы, то есть задачи с заранее не известным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования:

  1. Выявление и постановка проблемы исследования.

  2. Формулирование гипотезы.

  3. Планирование и разработка исследовательских действий.

  4. Сбор данных, их анализ и синтез.

  5. Сопоставление данных и умозаключений, их проверка.

  6. Подготовка и написание сообщения.

  7. Переосмысление результатов о ходе ответов на вопросы.

  8. Построение выводов, заключений.

В творческих проектах структура только намечается и остается открытой до завершения работы. Результаты таких проектов намечаются в самом начале, но окончательно вырисовываются только в конце. Степень творчества здесь очень высока.
Примером может служить ролевая творческая игра "Клуб детективов"

Информационные проекты направлены на работу с информацией о каком-либо объекте, явлении. Предполагается ознакомление участников проекта с конкретной информацией, ее анализ и обобщение уже для широкой аудитории. Такие проекты, как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры и возможности ее коррекции по ходу работы. Структура подобного проекта может выглядеть приблизительно так:
Цель проекта, его актуальность.
Источники информации (литературные, СМИ, базы данных, включая электронные, интервью, анкетирование).
Методы обработки информации (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы).
Результаты (статья, реферат, электронный учебник).
Презентация проекта (публикация, в том числе в Интернет, обсуждение в телеконференции и т.д.).

В течение пяти лет осваиваем с учащимися технологию проектного обучения. В продолжение этого времени были созданы буклеты по русскому языку и литературе: «Говори правильно!», «Путешествие по пушкинским местам»; теоретические кроссворды по русскому языку и литературе в программе Microsoft Office Excel; компьютерные презентации к урокам изучения биографии писателей и поэтов, в которые включается музыкальное сопровождение, актёрское исполнение произведений или их фрагментов, видеофрагменты экранизаций; тематические проекты по литературе и проекты-исследования, созданные в рамках предметной недели, например, проект «Тема родины в стихотворениях С.А.Есенина».

Создан исследовательский проект «Слова, засоряющие речь моих сверстников» в рамках НИК «Старт в науку».

Метод проектов применяется на всех этапах обучения литературе: некоторые элементы исследовательского подхода школьниками осваиваются уже в 5 классе, тогда более реально ощутим подъем к высшему уровню творческой самостоятельности в старших классах.

Например, после изучения раздела «Устное народное творчество» предусмотрено знакомство с литературными сказками. Познакомив учащихся с методом проектов, можно предложить выбрать объектом исследования (и создания мини-проекта) теоретико-литературную проблему «Сходство и отличие народной и литературной сказки». Школьники с энтузиазмом сопоставляют теоретико-литературные факты, изученные в данных разделах (конечно же, пока под руководством учителя). Совершают первые свои «научные» открытия: определяют черты, объединяющие народную и литературную сказки, находят и фиксируют отличия. Например:

Сказка народная

Сказка литературная

ОБЩЕЕ: 1. Сказочный зачин и концовка.

  1. Сказочные события.

  2. Сказочные формулы (скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается; и согласно все опять стали жить и поживать).

  3. постоянные эпитеты (люди добрые; красная девица; молодцы честные; белы руки; губы алые; красно солнце; месяц ясный; сине море; ветер буйный).

РАЗНОЕ:

  1. Автор – народ.

  2. Возможно наличие нескольких вариантов одной сказки.


РАЗНОЕ:

  1. Автор – конкретный человек, писатель (Например,А.С.Пушкин).

  2. Авторский текст неизменен.


На старшей ступени ученики, подготовленные к научно – исследовательской работе и желающие попробовать силы в поисковой деятельности, предпочтение, как правило, отдают рефератам, носящим поисковый характер, и тематическим проектам, например:

Друзья А.С.Пушкина.

Адресаты лирики А.С.Пушкина

«Невольник чести» - последние годы жизни А.С.Пушкина.

Имена собственные в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин».

Окказионализмы в поэзии И.Северянина.

Задача учителя - грамотно организовать этапы деятельности учащихся по подготовке к созданию проекта-исследования. Результаты проведенного исследования оформляются в следующих формах: реферат, научная статья, доклад, тезисы докладов и выступлений, сопровождающиеся компьютерной презентацией-проектом. Например, ученица выполняла проект «Невольник чести» (последние годы жизни А.С.Пушкина). Сначала составляется план исследования.

Далее определялся объект и предмет исследования (объект – последние годы жизни А.С.Пушкина; предмет - монографии, посвящённые А.С.Пушкину, его стихотворения); выявлялись хронологические рамки (с 1836 по 1837 гг.); указывалась теоретико-методологическая основа исследования (при работе по данной теме были проанализированы монографии Скатова Н.Н. Пушкин: Очерк жизни и творчества – Л., Дет. Лит., 1991; Высочиной Е.И. Образ, бережно хранимый: Жизнь Пушкина в памяти поколений. – М., Просвещение, 1989; Жизнь Пушкина, рассказанная им самим его современниками: переписка, воспоминания; дневники. В 2-х томах. Т.2 / Сост. В.В.Кунин.– М.: Правда,1987г. Последний год жизни Пушкина. Сост.В.В.Кунин. – М.,1989г.); определялся метод исследования – анализ литературы, стихотворений, обобщение и систематизация полученной информации.

Определялась цель: исследование причин, приведших А.С.Пушкина к дуэли, и причин гибели поэта.

Выявлялся круг задач (Подобрать и исследовать биографические материалы о последних годах жизни А.С.Пушкина;

познакомиться с документами (дневники, письма Пушкина, его современников);

прочитать и проанализировать стихи Пушкина последних лет;

способствовать укреплению интереса к личности великого русского поэта).

Ход исследования выглядел следующим образом:

подобрали литературу в библиотеке, материалы в Интернете, прочитали статьи учебника о последних годах жизни Пушкина.

Исследовали письма поэта к жене и друзьям последних лет жизни:

  • В письме к жене он писал: «Ты что ж думаешь, мне не надоел этот свинский Петербург?»

Позже в стихах он говорит о том,что хочет покоя:

Пора, мой друг, пора!

Покоя сердце просит…

  • Сравнили стихотворения Пушкина, написанные им в разные моменты жизни: радостные ранние и стихотворение, написанное в последние годы жизни.

Предмет сопоставления

Стих. «Деревня» (1 ч )

1819 г.

«Пора мой друг, пора…», 1836 г.

1

Историч. комментарий



2

Тема, идея



3

Настроение лир. героя



4

Тропы



5

Какое впечатление производит




  • Проведён опрос одноклассников и их родителей по теме исследования. Были заданы следующие вопросы:

  1. Знаете ли Вы, почему погиб Пушкин?

  2. Интересно ли вам, почему погиб Пушкин?

  3. Сожалеете ли Вы о том, что Пушкин так рано ушёл из жизни?

Выводы

  • Сравнивая стихи Пушкина, написанные им в последние годы жизни, и стихи, написанные в лучшие моменты его жизни, приходим к выводу, что в стихах всё больше звучат мотивы грусти, одиночества, отчаяния.

  • Последние два года жизни поэт чувствовал себя бесконечно усталым от постоянной критики, преследований цензуры, от необходимости нести навязанную Николаем 1 придворную службу.

  • Не было покоя и в семье. Французский подданный Жорж Дантес навязчиво ухаживал за женой Пушкина Натальей Николаевной. Позже он получит анонимное письмо, порочащее честь его жены.

  • Пушкин вызвал Дантеса на дуэль, которая состоялась 27 января 1837года на Чёрной речке, где А.С.Пушкин был смертельно ранен.

  • Результаты соцопроса: из 20 опрошенных учащихся и 20 родителей дали следующие ответы, что свидетельствует об интересе к исследуемой проблеме и о необходимости нашей работы.


















Результатом работы над проектом стала мультимедийная презентация, которую и демонстрировали учащиеся на защите проекта.

Именно при оформлении результатов проведенной работы и подготовке доклада школьники испытывают наибольшую трудность.

На данном этапе необходимо оказывать помощь в структурировании материала, в формулировании основных положений, в выборе формы выступления, которая не всегда должна иметь академический характер. Оригинальная композиция доклада, эмоциональность и убедительность, умение выразительно прочитать отрывок из анализируемого произведения, свободное владение необходимыми понятиями и готовность ответить на заданные вопросы — все это несомненные достоинства, которые нужно учитывать, оценивая проект-исследование старшеклассника.







Метод проектов применяется и на уроках русского языка, но это несколько сложнее сделать, чем на уроках литературы. Изменения в языке происходят очень медленно, и у учащихся складывается представление о нём как о «застывшем» явлении. Поэтому интерес представляют проекты, связанные с историческими изменениями в языке, с изучением лексических пластов, с лингвистическим анализом текста.

При работе над тем или иным орфографическим правилом или освоением новых знаний о грамматике русского языка также можно привлекать учащихся к проектной деятельности. На уроках можно использовать объяснение новых тем через лингвистические сказки (для учеников 5-6 классов). Поэтому уместно обращение к созданию сказок с орфографическим или грамматическим заданием. Например, ученикам 6 класса, рекомендуется нацелено использовать в творческой работе определенные группы слов (прилагательные определённого разряда, разносклоняемые существительные, местоимения различных разрядов и т.д.), указать их в тексте, обозначая орфограммы, если речь идет об орфографическом правиле.

Вот, к примеру, результаты творческого переосмысления учащимися темы «Разносклоняемые существительные». При подготовке к созданию творческого проекта (предполагаемый результат проекта – журнал «Мы сочиняем…») оговаривалось, что работа должна быть написана в жанре сказки, рассказа, очерка, стихотворения. В качестве примера можно привести одну из работ ученика 6 класса.



В стародавнее время жило одно воинственное племя. Воины садились на коней, ногу - в стремя, в руки – знамя, пылающее, как пламя, шлем – на темя, и пускались в путь. В мирное же время бросали в землю семя, чтоб жито вырастало, коровушек питало, из вымя добывали молоко они. Вот только как им имя, никто не знает ныне.



Подобный вид деятельности привлекает школьников к обращению словесных образов в материальные, осязаемые и вызывает у учащихся интерес. Конечно, предварительно ученикам предлагается алгоритм создания лингвистической сказки:

  1. Выбери лингвистический материал, сведения о лингвистическом понятии.

  2. Придумай героев.

  3. Продумай композицию и сюжет.

  4. Составь план.

  5. Напиши сказку (можно проиллюстрировать или создать слайд-фильм).

  6. Проверь, нет ли логических или фактических ошибок.

  7. Отредактируй текст.

  8. Подготовься к устному воспроизведению.

В рамках данного проекта были написаны и сугубо лингвистические сказки, например, «Сказка-быль о разносклоняемых существительных», «Спор Подлежащего и Сказуемого».

Лингвистическая сказка сразу акцентирует внимание учащихся на теме, помогает им увидеть основное в изученном явлении, легко запомнить главное. Проблемный вопрос, поставленный перед сказкой, нацеливает учеников на активное её восприятие, потому что нужно не просто прослушать, но и найти ответ.

В результате реализации данного проекта, бесспорно, развиваются творческие способности школьников.

Следует отметить самое существенное, что может внести учебный проект-исследование в процесс преподавания русского языка и литературы, – это помощь в формировании творческих способностей учащихся, их самореализации и самоопределении, в обретении позиции заинтересованного и ответственного участия в познавательной и творческой работе на уроках.

Таким образом, использование в преподавании русского языка и литературы проектной деятельности учащихся позволяет реализовать «…компетентностный подход в обучении, учит самостоятельной деятельности персонально каждого ученика и работе в группе»[1]. Все больше активизируется самостоятельная творческая деятельность детей, в которой преобладает проектно-исследовательский подход, используются новые методы интеграции информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе; повышается интерес к изучению русского языка и литературы.



Список литературы


  1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Под ред. Е.С.Полат. – М.: Академия, 2009

  2. Intel. «Обучение для будущего»: Учеб. пособие. – М.: Интернет-Университет Информационных технологий, 2008.


7



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Балашова Наталья Павловна

Дата: 01.12.2014

Номер свидетельства: 137940


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства