kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья "Воспитывать читателя"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Но как с   Как сделать процесс чтения радостью для учащихся на уроках литература? Как сделать так,чтобы ученики полюбили чтение? Эти вопросы заставляют искать, пробовать, накапливать в своём опыте. 

Чтобы воспитать у детей любовь и интерес к книге, надо прежде учить их на уроке литературы читать правильно и вдумчиво.

Правильное чтение – это наиболее простой способ научиться ставить вопросы и отвечать на них, залог формирования творческой личности

Вдумчивое чтение расширяет сознание человека, стимулирует воображение, помогает ребёнку научиться мыслить.

Ученику нужно понять, в чём же польза чтения. Для этого я разработала памятку «Польза от книг невероятна!», которая состоит из следующих пунктов:

-чтение книг увеличивает словарный запас человека;

-способствует выработке более чёткого и ясного мышления, что позволяет формулировать и выражать мысли яснее;

-чтение- это зарядка для мозга, оно оказывает на него такое же влияние, как спорт на состояние тела;

-начитанность гарантирует учебные успехи по всем предметам. Ведь чтение в школе связано не только с литературой. Оно является основой для изучения всех дисциплин.

-помните: огромная масса профессий, так или иначе связана с чтением различных деловых бумаг, что требует языкового развития;

-помните: В.Сухомлинский, великий педагог, говорил: « Чтение- это окошко, через которое дети видят  и познают мир и самих себя». Так увидьте и познайте этот мир и самих себя!

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Воспитывать читателя"»

Учитель русского языка и литературы Бухарбаева Дамелы Рамашовна. Город Житикара, Костанайская обл., КГУ «Средняя школа №3»


Воспитывать читателя


Сегодня, в наш компьютерный век, когда книга «сдаёт свои позиции», когда мы обеспокоенно говорим о не читающем поколении, одна из основных задач словесника – сформировать у своих учеников интерес к книге, пробудить у них желание обратиться к произведениям.

Но как сделать процесс чтения радостью для учащихся? Как сделать так, чтобы ученики полюбили чтение? Эти вопросы заставляют искать, пробовать, накапливать в своём опыте.

Чтобы воспитать у детей любовь и интерес к книге, надо прежде учить их на уроке литературы читать правильно и вдумчиво.

Правильное чтение – это наиболее простой способ научиться ставить вопросы и отвечать на них, залог формирования творческой личности

Вдумчивое чтение расширяет сознание человека, стимулирует воображение, помогает ребёнку научиться мыслить.

Ученику нужно понять, в чём же польза чтения. Для этого я разработала памятку «Польза от книг невероятна!», которая состоит из следующих пунктов:

-чтение книг увеличивает словарный запас человека;

-способствует выработке более чёткого и ясного мышления, что позволяет формулировать и выражать мысли яснее;

-чтение- это зарядка для мозга, оно оказывает на него такое же влияние, как спорт на состояние тела;

-начитанность гарантирует учебные успехи по всем предметам. Ведь чтение в школе связано не только с литературой. Оно является основой для изучения всех дисциплин.

-помните: огромная масса профессий , так или иначе связана с чтением различных деловых бумаг, что требует языкового развития;

-помните: В.Сухомлинский, великий педагог, говорил: « Чтение- это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя». Так увидьте и познайте этот мир и самих себя!

Каждый урок литературы я начинаю словами В.Сухомлинского: « Можно жить и быть счастливым, не овладев математикой, но нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения - невоспитанный человек, нравственный невежда».

.Далее обращаю внимание ребят на то, что чтение - далеко не простое дело: чтобы книга осталась в памяти, чтобы её герои стали близки, надо приложить усилие. Важно запомнить автора, основных героев, разобраться, где и когда происходит действие, узнать значение непонятных слов. И в этом ученикам помогает дневник чтения, который они заводят с пятого класса. Он состоит из следующих граф:

-дата;

-автор;

-название;

-главный герой, действующие лица;

-содержание, о чём говорится;

-значение слов

-моё мнение.

Для повышения эффективности уроков использую работу в группах, парах. Групповая работа помогает сильным ученикам не только в изучении нового материала, но и в самоконтроле. На уроках создаю ситуации, направленные на то, чтобы ребёнок пропустил через себя поступки, совершённые литературным героем, учился верить, дружить, любить, сопереживать.

Учитывая читательские интересы учащихся, в своей практике применяю различные методы и приёмы работы:

-создание проблемно-поисковых ситуаций, настраивающих всех детей на активное участие и решение проблемных вопросов;

-беседы-дискуссии, которые учат школьников размышлять о прочитанном, высказывать своё мнение ( например, А.С.Пушкин «Повести Белкина» - нужно устроить свою жизнь или выполнять долг перед родителями; М.Горький «На дне» -сладкая ложь или горькая правда; Л.Толстой «После бала» - счастливая любовь, семейная жизнь или одиночество, разочарование…);

-использование приёма устного словесного рисования;

-словарная работа, особенно при чтении сложных текстов;

-литературные конкурсы, викторины с использованием ИКТ.

- Описание героя в разных жизненных ситуациях Учащийся представляет героя в разных жизненных ситуациях, даже если это не подразумевается в тексте.

- Цитатная характеристика героя. Анализируя образ того или иного персонажа, можно провести работу с «разбросанной» в произведении характеристикой с целью сравнить описания героя в разных ситуациях, что позволяет глубже проникнуть в характер героя, понять смысл его поступков.

Заинтересовать учащихся произведениями поэта или прозаика можно и тогда, когда они будут знать об основных этапах его жизни, о том, как связаны его жизнь и творчество. Поэтому так важны обзорные уроки, на которые по программе не отводится достаточно часов. Эту задачу приходится выполнять во внеурочное время на внеклассных мероприятиях. Интересно и увлекательно были проведены литературные вечера о жизни и творчестве М.Цветаевой, А.Ахматовой, М.Булгакова, А.С.Пушкина…


Современная жизнь требует от молодёжи эрудиции, творческого мышления, а значит – начитанности. Человек, обладающий капиталом, базирующемся на чтении, легче находит общественное признание, у него лучше развита речь, он более востребован, более успешен в любом деле, свободнее выражает себя в общении, лучше понимает других. От того, читают ли наши подростки, что и как читают, зависит их сегодняшний успех и завтрашняя судьба, а значит судьба страны, её будущее.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Статья "Воспитывать читателя"

Автор: Бухарбаева Дамелы Рамашовна

Дата: 25.11.2015

Номер свидетельства: 258188

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Образовательная программа кружкового объединения  «Пресс-центр» и школьная газета «Первая». "
    ["seo_title"] => string(101) "obrazovatiel-naia-proghramma-kruzhkovogho-obiedinieniia-priess-tsientr-i-shkol-naia-ghazieta-piervaia"
    ["file_id"] => string(6) "124166"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1414654217"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Статья " Чтение - это шанс для ребёнка, нечтение - риск для общества""
    ["seo_title"] => string(78) "stat-ia-chtieniie-eto-shans-dlia-riebionka-niechtieniie-risk-dlia-obshchiestva"
    ["file_id"] => string(6) "308558"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1458619677"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Презентация к статье  "Роль книги в жизни и воспитании ребенка""
    ["seo_title"] => string(58) "priezientatsiiakstatierolknighivzhizniivospitaniiriebienka"
    ["file_id"] => string(6) "282788"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1453734529"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(224) "Статья для учителей русского языка и литературы на тему: "Развитие творческой деятельности учащихся на уроках литературы""
    ["seo_title"] => string(80) "statia_dlia_uchitelei_russkogo_iazyka_i_literatury_na_temu_razvitie_tvorcheskoi_"
    ["file_id"] => string(6) "529738"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1575229110"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Конспект урока по рассказу Н.Н.Носова "На горке""
    ["seo_title"] => string(41) "konspiekturokaporasskazunnnosovanaghorkie"
    ["file_id"] => string(6) "280142"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453320074"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства