Но как с Как сделать процесс чтения радостью для учащихся на уроках литература? Как сделать так,чтобы ученики полюбили чтение? Эти вопросы заставляют искать, пробовать, накапливать в своём опыте.
Чтобы воспитать у детей любовь и интерес к книге, надо прежде учить их на уроке литературы читать правильно и вдумчиво.
Правильное чтение – это наиболее простой способ научиться ставить вопросы и отвечать на них, залог формирования творческой личности
Вдумчивое чтение расширяет сознание человека, стимулирует воображение, помогает ребёнку научиться мыслить.
Ученику нужно понять, в чём же польза чтения. Для этого я разработала памятку «Польза от книг невероятна!», которая состоит из следующих пунктов:
-чтение книг увеличивает словарный запас человека;
-способствует выработке более чёткого и ясного мышления, что позволяет формулировать и выражать мысли яснее;
-чтение- это зарядка для мозга, оно оказывает на него такое же влияние, как спорт на состояние тела;
-начитанность гарантирует учебные успехи по всем предметам. Ведь чтение в школе связано не только с литературой. Оно является основой для изучения всех дисциплин.
-помните: огромная масса профессий, так или иначе связана с чтением различных деловых бумаг, что требует языкового развития;
-помните: В.Сухомлинский, великий педагог, говорил: « Чтение- это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя». Так увидьте и познайте этот мир и самих себя!
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья "Воспитывать читателя"»
Учитель русского языка и литературы Бухарбаева Дамелы Рамашовна. Город Житикара, Костанайская обл., КГУ «Средняя школа №3»
Воспитывать читателя
Сегодня, в наш компьютерный век, когда книга «сдаёт свои позиции», когда мы обеспокоенно говорим о не читающем поколении, одна из основных задач словесника – сформировать у своих учеников интерес к книге, пробудить у них желание обратиться к произведениям.
Но как сделать процесс чтения радостью для учащихся? Как сделать так, чтобы ученики полюбили чтение? Эти вопросы заставляют искать, пробовать, накапливать в своём опыте.
Чтобы воспитать у детей любовь и интерес к книге, надо прежде учить их на уроке литературы читать правильно и вдумчиво.
Правильное чтение – это наиболее простой способ научиться ставить вопросы и отвечать на них, залог формирования творческой личности
Вдумчивое чтение расширяет сознание человека, стимулирует воображение, помогает ребёнку научиться мыслить.
Ученику нужно понять, в чём же польза чтения. Для этого я разработала памятку «Польза от книг невероятна!», которая состоит из следующих пунктов:
-чтение книг увеличивает словарный запас человека;
-способствует выработке более чёткого и ясного мышления, что позволяет формулировать и выражать мысли яснее;
-чтение- это зарядка для мозга, оно оказывает на него такое же влияние, как спорт на состояние тела;
-начитанность гарантирует учебные успехи по всем предметам. Ведь чтение в школе связано не только с литературой. Оно является основой для изучения всех дисциплин.
-помните: огромная масса профессий , так или иначе связана с чтением различных деловых бумаг, что требует языкового развития;
-помните: В.Сухомлинский, великий педагог, говорил: « Чтение- это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя». Так увидьте и познайте этот мир и самих себя!
Каждый урок литературы я начинаю словами В.Сухомлинского: « Можно жить и быть счастливым, не овладев математикой, но нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения - невоспитанный человек, нравственный невежда».
.Далее обращаю внимание ребят на то, что чтение - далеко не простое дело: чтобы книга осталась в памяти, чтобы её герои стали близки, надо приложить усилие. Важно запомнить автора, основных героев, разобраться, где и когда происходит действие, узнать значение непонятных слов. И в этом ученикам помогает дневник чтения, который они заводят с пятого класса. Он состоит из следующих граф:
-дата;
-автор;
-название;
-главный герой, действующие лица;
-содержание, о чём говорится;
-значение слов
-моё мнение.
Для повышения эффективности уроков использую работу в группах, парах. Групповая работа помогает сильным ученикам не только в изучении нового материала, но и в самоконтроле. На уроках создаю ситуации, направленные на то, чтобы ребёнок пропустил через себя поступки, совершённые литературным героем, учился верить, дружить, любить, сопереживать.
Учитывая читательские интересы учащихся, в своей практике применяю различные методы и приёмы работы:
-создание проблемно-поисковых ситуаций, настраивающих всех детей на активное участие и решение проблемных вопросов;
-беседы-дискуссии, которые учат школьников размышлять о прочитанном, высказывать своё мнение ( например, А.С.Пушкин «Повести Белкина» - нужно устроить свою жизнь или выполнять долг перед родителями; М.Горький «На дне» -сладкая ложь или горькая правда; Л.Толстой «После бала» - счастливая любовь, семейная жизнь или одиночество, разочарование…);
-словарная работа, особенно при чтении сложных текстов;
-литературные конкурсы, викторины с использованием ИКТ.
- Описание героя в разных жизненных ситуациях Учащийся представляет героя в разных жизненных ситуациях, даже если это не подразумевается в тексте.
- Цитатная характеристика героя.Анализируя образ того или иного персонажа, можно провести работу с «разбросанной» в произведении характеристикой с целью сравнить описания героя в разных ситуациях, что позволяет глубже проникнуть в характер героя, понять смысл его поступков.
Заинтересовать учащихся произведениями поэта или прозаика можно и тогда, когда они будут знать об основных этапах его жизни, о том, как связаны его жизнь и творчество. Поэтому так важны обзорные уроки, на которые по программе не отводится достаточно часов. Эту задачу приходится выполнять во внеурочное время на внеклассных мероприятиях. Интересно и увлекательно были проведены литературные вечера о жизни и творчестве М.Цветаевой, А.Ахматовой, М.Булгакова, А.С.Пушкина…
Современная жизнь требует от молодёжи эрудиции, творческого мышления, а значит – начитанности. Человек, обладающий капиталом, базирующемся на чтении, легче находит общественное признание, у него лучше развита речь, он более востребован, более успешен в любом деле, свободнее выражает себя в общении, лучше понимает других. От того, читают ли наши подростки, что и как читают, зависит их сегодняшний успех и завтрашняя судьба, а значит судьба страны, её будущее.