В сегодняшнее время образовательные учреждения имеют огромное значение для формирования и укрепления здоровья обучающихся. Обществу следует нацелить свое внимание на охрану здоровья, потому что для оптимального усваивания знаний дети должны быть здоровыми. В образовании здоровьесбережение представлено как государственная, общественная и личностная ценность. Главной целью здоровьесберегающей педагогики является последовательное формирование образовательного пространства, сберегающего здоровье, с применением учителями здоровьесберегающих технологий для защиты детей от перенапряжения и утомления, воспитания культуры здоровья и повышению интереса к здоровому образу жизни.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Виды здоровьесберегающих технологий в школе »
Старцева А.А.,
учитель коми языка и литературы
Государственной общеобразовательной
школы-интерната «Гимназия искусств
при Главе Республики Коми»
имени Ю.А.Спиридонова
Виды здоровьесберегающих технологий в школе
В сегодняшнее время образовательные учреждения имеют огромное значение для формирования и укрепления здоровья обучающихся. Обществу следует нацелить свое внимание на охрану здоровья, потому что для оптимального усваивания знаний дети должны быть здоровыми. В образовании здоровьесбережение представлено как государственная, общественная и личностная ценность. Главной целью здоровьесберегающей педагогики является последовательное формирование образовательного пространства, сберегающего здоровье, с применением учителями здоровьесберегающих технологий для защиты детей от перенапряжения и утомления, воспитания культуры здоровья и повышению интереса к здоровому образу жизни.
По определению Н. К. Смирнова, «здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать и как качественную характеристику любой образовательной технологии, ее «сертификат безопасности для здоровья», и как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые, дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения»1.
В.И. Ковалько считает, что здоровьесберегательная технология – «…это педагогическая деятельность, которая по-новому выстраивает отношения между образованием и воспитанием, переводит воспитание в рамки человекообразующего и жизнеобеспечивающего процесса, направленного на сохранение и преумножение здоровья ребёнка2.
К здоровьесберегающим технологиям Г.К.Селевко3 относит:
- Условия обучения ребёнка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);
- Рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
- Соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребёнка;
- Необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.
Н.К.Смирнов выделяет следующие виды здоровьесберегающих технологий:
1) Медико-гигиенические технологии (МГТ). К медико-гигиеническим технологиям относятся контроль и помощь в обеспечении надлежащих гигиенических условий в соответствии е регламентациями СанПиНов. Медицинский кабинет школы организует проведение прививок учащимся, оказание консультативной и неотложной помощи обратившимся в медицинский кабинет, проводит мероприятия по санитарно-гигиеническому просвещению учащихся и педагогического коллектива, следит за динамикой здоровья учащихся, организует профилактические мероприятия в преддверии эпидемий (гриппа) и решает ряд других задач, относящихся к компетенции медицинской службы. Участие врача или медицинской сестры необходимо при проведении психолого-педагогических консилиумов, на которых решаются вопросы, касающиеся отдельных учащихся с проблемами здоровья. Занятия по программе «Лечебная педагогика» должны проводиться под контролем и I при участии медицинских работников. Создание в школе стоматологического, физиотерапевтического и других медицинских кабинетов для оказания каждодневной помощи и школьникам, и педагогам, проведение занятий лечебной физической культуры, организация фитобаров и т. п. — тоже элементы этой технологии.
2) Физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ). Направлены на физическое развитие занимающихся: закаливание, тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, отличающих здорового. тренированного человека от физически немощного. Реализуются на уроках физической культуры и в работе спортивных секций.
3) Экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ).
Направленность этих технологий — создание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельности людей, гармоничных взаимоотношений с природой. В школе это — и обустройство пришкольной территории, и зеленые растения в классах, рекреациях, и живой уголок, и участие в природоохранных мероприятиях.
4) Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ).Их реализуют специалисты по охране труда, защите в чрезвычайных ситуациях, архитекторы, строители, представители коммунальной, инженерно-технических служб, гражданской обороны, пожарной инспекции и т. д. Поскольку сохранение здоровья рассматривается при этом как частный случай главной задачи — сохранение жизни требования и рекомендации этих специалистов подлежат обязательному учету и интеграции в общую систему здоровьесберегающих технологий. Грамотность учащихся по этим вопросам обеспечивается изучением курса ОБЖ, педагогов — курса «Безопасность жизнедеятельности», а за обеспечение безопасности условий пребывания в школе отвечает ее директор4.
Таким образом, каждому педагогу следует применять здоровьесберегающие технологии на уроках, т.к. школа обязана формировать ценностное отношение обучающихся к своему здоровью, личный опыт здоровьесберегающей деятельности и основы безопасного поведения.
1 Смирнов, Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе / Н.К. Смирнов. – М.: АПК и ПРО, 2002. – 121с.
2 Ковалько, В. И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы / В.И. Ковалько. – М.: ВАКО, 2004. – 296 с.
3 Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко.– М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
4 Смирнов, Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе / Н.К. Смирнов. – М.: АПК и ПРО, 2002. – 121с.