kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Война в литературе, живописи, музыке, кинематографии и театральном искусстве

Нажмите, чтобы узнать подробности

В этом году наша страна отмечала семидесятую годовщину Великой победы. Много лет прошло с той ужасной войны. Мы - счастливые люди. Нам не придется помнить и вспоминать все ужасы войны на протяжении всей жизни. Но иметь представление о трудностях и лишениях военных лет мы должны. Хотя бы для того чтобы ценить наше настоящее - мирное время и чтобы понять, через что пришлось пройти нашим ветеранам, чтобы мы сейчас жили в мире и согласии.

Полную и правдивую картину войны могут показать произведения писателей, поэтов, художников, композиторов, создававших свои шедевры в годы войны, будучи участниками военных событий.

Цель работы показать значимость и первостепенное значение произведений литературы и искусства в становлении и развитии патриотической личности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Война в литературе, живописи, музыке, кинематографии и театральном искусстве »



















Война в литературе, живописи, музыке, кинематографии и театральном искусстве.

Посвящается 70 летию Великой Победы















Подготовила учитель русского языка и литературы

МБОУ «Шеморданский лицей» Сабинского района Республики Татарстан

Лутфуллина Ландыш Ильфатовна







Содержание

Введение

Глава I. Великая Отечественная война в литературе

1.1. Проза, поэзия и публицистика о Великой Отечественной войне

Глава II. Вклад художников, композиторов и народа в искусство о Великой Отечественной войне

2.1.Труд художников

2.2.Шедевры композиторов

2.3.Народное творчество. Солдатский фольклор

Глава III. Театральное искусство и кинематография в годы войны

3.1.Кинематография

3.2.Театральное искусство



Заключение

Список источников

Приложения









Введение.

Актуальность темы состоит в том, что нынешнее поколение мало знает о войне. А ведь сегодняшним мирным небом над головой мы обязаны нашим ветеранам. Помнить и чтить - вот малая часть того, что мы можем сделать для них.

Цель: показать ценность и первостепенное значение произведений литературы и искусства военного времени в становлении и развитии патриотической личности.

Задачи:
1. Развитие интереса к изучению истории Великой Отечественной войны.

2. Приобщение подрастающего поколения к чтению художественных произведений.

3. Отражение Великой Отечественной войны через мастерство писателя, художника, композитора, народа.
4. Формирование представления о необходимости чтить и помнить участников войны, воспитание чувства уважения и благодарности к ним.

Объект исследования: произведения писателей, поэтов, художников, композиторов, режиссеров.

Предмет исследования: сохранение памяти подрастающего поколения и всех российских граждан о войне.

Методы исследования: Получение информации о войне из дополнительной литературы и сети Интернет. Обобщение полученных данных. Работа с библиотечными источниками.

Значимость и ценность полученных результатов заключается в сохранении памяти о военных годах, а также в обострении чувства долга и благодарности по отношению к участникам военных событий.















«От Москвы до Бреста нет такого места

Где бы ни скитались мы в пыли, с «лейкой» и с блокнотом,

А то и с пулеметом, сквозь огонь и стужу мы прошли».

К.Симонов



1.Великая Отечественная война в литературе.

1.1.Проза, поэзия и публицистика о Великой Отечественной войне.

Война - жестокое слово. Война - страшное, как сама смерть, слово.

Что она приносит человечеству?

Только огромные разрушения, страдания и несчастья. Во все времена человек мечтал о мире. В войнах погибало миллионы людей. Это цифры… А за ними судьбы, целые жизни, перевернутые, искорёженные войной, потеря близких, утраченное здоровье, счастье.

Война - это разрушенные города, это лишенные счастливого детства де

В этом году исполнилось 70 лет со дня Великой Победы. Все эти годы память о бессмертном подвиге народа, отстоявшего независимость Родины, живет и всегда должна жить в сердце каждого россиянина. И  эта память не должна померкнуть!

У Альберта Лиханова есть замечательные слова: «Пройдёт время, и все, кто был взрослым, когда шла война, умрут. Останетесь только вы, современные дети. Дети минувшей войны. И может случиться, что новые малыши забудут наше горе, нашу радость, наши слёзы…».

В этих словах призыв — никогда не забывать тех, кто подарил нам победу, сохранить мир, самое святое и дорогое. Как важно нам помнить это сегодня, в наше напряжённое время. И ничто иное как произведения искусства и литература способны воспроизвести в памяти минувшие события.

Это великое событие осталось не только в благодарной памяти людей или на страницах учебников, но и в поэтических строчках, звуках музыки, в красках и кинопленках.

Хочу остановиться на значении произведений литературы в годы Великой Отечественной войны.

Тема войны особая в русской литературе XX века. Поэзия этого периода просто уникальное явление. Вопреки старинному афоризму «когда грохочут пушки, музы молчат», хочется сказать, что в годы Великой Отечественной войны голоса муз не только не молчали, а перекрывали грохот пушек.

Уже в первые дни войны начали появляться стихи. Поэты писали о войне, о ее тяготах, о трагедии отступления, о смерти близких людей. К примеру, написанное в ночь с 22 на 23 июня замечательное стихотворение «Священная война» В.И.Лебедева-Кумача, явилось своего рода военным гимном. Это и опорные строки, которые находили отзвук в душах людей, и в то же время призыв:

Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой

С фашистской силой темною, с проклятою ордой.

Позже на эти стихи написал мелодию А.В.Александров. С этой песней на вокзалах Москвы родные и друзья провожали солдат на смертный бой с фашизмом. Проникновенные слова и величавая мелодия песни звучали почти как воинская присяга.

Что касается публицистики, в дни тяжелых испытаний на первое место вышла патриотическая публицистика, в основе которой лежала патриотическая пропаганда. Были созданы образы новых героев. К примеру, Николай Гастелло, который обрушил свой подбитый самолет на колонну вражеских танков. Или бойцы дивизии генерала И.В.Панфилова, ценой собственной жизни не пропустившие немецкие танки к Москве.

Несомненно, публицистика А.Н.Толстого, М.И.Шолохова, К.М.Симонова и многих других стала еще одним видом оружия, разящим врага. Перед ними стояла задача: отобразить жизнь воюющего народа и передать величие его подвига. Этой задачи достиг Константин Симонов, работавший во время войны корреспондентом газеты «Красная звезда», при этом постоянно находившийся в действующей армии. В своей статье «Июнь-декабрь», написанной 24 июня 1941 года, Симонов пишет о полковнике-танкисте, сплотившем сотни людей в лесу под Борисовым. Находящиеся несколько дней под бомбежкой и обстреливанием немецких самолетов люди поверили в него и повиновались его тихому голосу, «в котором слышалась железная нотка». Бесспорно, статьи публицистов вызывали глубокие патриотические чувства советского народа.

Наряду с публицистическими жанрами, в военные годы создавались повести, романы, поэтические произведения, главными героями и темой которых был народ, его стойкость и героизм в борьбе с врагом. Таких произведений огромное количество. Но я в качестве примера хочу привести поэму А.Т.Твардовского «Василий Теркин». Открывая поэму образом воды, Твардовский хочет донести до читателя, что героизмом уже является умение приспособиться к трудной походной жизни. И здесь, как считает Твардовский, помимо во­ды и еды необходимо кое-что еще, без чего не выжить в суровых испы­таниях войны. И этим лекарством от страха и уныния, от горечи утрат и поражений становится шутка, прибаутка, присказка — юмор, которым так богат русский фольклор. Приложение №1.

Так возникает в поэме образ простого солдата Василия Тер­кина, человека душевного, легкого на подъем, весельчака и хо­рошего рассказчика, который умеет скрасить своим оптимисти­ческим отношением к жизни тяготы военных испытаний. Эта поэма была очень важна и значима в разгар войны. Она описывала почти что былинного героя, и в то же время рассказывала о нем простым, понятным для каждого советского бойца языком, так, что многие узнавали в Теркине самих себя, и чувствовали, и вели себя, как он, героически, и в то же время скромно.

В этом огромное патриотическое значение поэмы и в военное время, и после войны.

С первых дней войны советские писатели и поэты вместе со всем народом встали на борьбу с фашистами. Их оружием были и винтовка, и пулемет, и слово. В первый день войны А.Сурков обратился к стране со стихотворением «Присягаем победой». Цикл стихов «Моабитская тетрадь» М.Джалиля стал свидетелем борьбы, страданий и мужества поэта.

Поэзия немало сделала для того чтобы в грозных обстоятельствах пробудить у людей чувство ответственности, понимание того, что от них, от каждого, именно от него, - зависит судьба страны.

Стихи Суркова, Симонова, Исаковского учили воевать, преодолевать военные и тыловые тяготы. Более того, они помогали не только воевать, но и жить. В самые тяжелые первые месяцы военной страды были созданы поэтические шедевры Симонова: «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…», «Если бы нас своим могуществом…», «Майор привез мальчишку на лафете».

«Жди меня, и я вернусь» Симонова призывало вопреки всему надеяться и ждать. А фронтовику верить в то, что дома его очень ждут. «Жди меня» -стихотворение-молитва, в нем предсказано, что война будет долгой и жестокой, и угадано, что человек сильнее войны.

Стихотворение «В прифронтовом лесу» М.Исаковского выделяется редкой жизнерадостностью, хотя поэт не скрывал: десятки тысяч людей ежедневно сознательно шли на смерть.

«Как ни приходилось мокнуть, дрогнуть и чертыхаться на дорогах нашему брату – военному корреспонденту, все его жалобы на то, что ему чаще приходится тащить машину на себе, чем ехать на ней, в конце концов, просто смешны перед лицом того, что делает сейчас самый обыкновенный рядовой пехотинец, один из миллионов, идущих по этим дорогам, иногда совершая переходы по сорок километров в сутки…», писал К.Симонов.

2.Вклад художников, композиторов, народа в искусство о Великой Отечественной войне.

2.1.Труд художников.

«Четыре долгих года кровь и пот.

В бинтах госпиталей утихнут стоны.

Усталые пехотные колонны

В.Берлине свой закончили поход…»

В.Макарченко



Важное историческое событие нашей страны не могло не привлечь внимание и чувства советских художников. Поживши бок о бок с войной, художники близко увидели кадры, которые, не медля, старались перенести на бумагу.

Героизм советских людей, проявляемый на каждом шагу – на поле боя, в тылу врага, в партизанских отрядах, становится одной из ведущих тем в советской живописи этих лет.

К примеру, замечательным шедевром можно считать картину С.В.Герасимова «Мать партизана», где центральной фигурой является рядовая советская женщина. Приложение №2. Ее не могут запугать фашистские изверги. За нею стоит родная земля, опаленная и оскверненная врагами, но не сломленная, не покоренная. В эпизоде столкновения женщины-патриотки и захватчика художник показал присущие советским людям мужество, стойкость в борьбе и твердая вера в победу.

Картина «Фашист пролетел» А.А.Пластова была написана художником в 1942 году – в то время, когда наш народ нес огромные потери, а немцы продвигались вперед вглубь страны все дальше и дальше, сокрушая все на своем пути. Боль потерь, которую испытывали мирные люди, отразилась на полотне искусного мастера. Приложение №3.

На фоне красивого осеннего пейзажа недалеко от рощи молодых берез лежит неподвижно молодой пастушок с огромным алым пятном на голове. Сердце сжимается от горечи утраты. Зачем нужна эта смерть? Кому мог помешать мальчик, мирно пасший коров на лугу? Только бесчеловечным, бездушным фашистам, один из которых прервал хрупкую детскую жизнь.

В страшные ноябрьские дни сорок первого года, когда враг подходил к Москве, казалось, было не до парадов. Но традиционный парад в день годовщины Октября все-таки состоялся. И сам этот факт был свидетельством того, что страна не сломлена и что она готовит ответный удар. На следующий день, сразу же после парада, советский художник К.Юон взялся за кисть и написал замечательную картину «Парад на Красной площади 7 ноября 1941 года». Приложение №4.

Кроме картин, создавались также и агитационные плакаты, напоминавшие об ответственности перед Родиной. Самым известным является плакат «Родина-мать зовет!», созданный в июне 1941 года художником Ираклием Тоидзе. Приложение №5.

Эти и другие работы мастеров кисти являются картинами памяти, которую надо бережно хранить, пронеся через поколения, ценить героический подвиг наших людей, которые смогли ценой собственной жизни отстоять свободу нашей Родины.

2.2. Шедевры композиторов.

«Кто сказал, что надо бросить

песню на войне?

После боя сердце просит

музыки вдвойне».

(В. Лебедев-Кумач 1943г.)



Война и песня: что может быть общего? Казалось бы, тяготы и страдания военного времени не оставляют места для песен... И тем не менее песня всегда сопровождала солдата в походе и на привале, а иногда и в бою...

В минуты отдыха песня позволяла расслабиться, сделать передышку, а в решительные минуты помогала собрать все силы, уберечься от слабости и паники.

Потому у многих бойцов и командиров в карманах гимнастерок, у самого сердца, вместе с солдатской книжкой и фотографиями родных хранились блокноты с записями фронтовых песен. Иной старшина даже требовал, чтобы солдаты знали строевые песни как личное оружие. Говорилось, что фронтовая песня — это вторая винтовка, что враг боится песни больше, чем огнестрельного оружия, потому что боец-песенник будет сражаться до последнего, не сдаваясь, не отступая.

Фронтовые песни звучали не только на передовой, но и в тылу, объединяя страну в единый фронт. Тыл снабжал солдат военной техникой, оружием, одеждой и обувью, продовольствием. Песня восстанавливала силы усталых тружеников и вдохновляла их на трудовой подвиг.

Хотелось бы отметить некоторые значимые музыкальные произведения периода войны.

«Священная война» (сл. В.И.Лебедева-Кумача, муз. А.В.Александрова)

В один из июньских дней 1941 г. на Белорусском вокзале в Москве эшелоны с бойцами готовились к отправке на фронт. Провожавшие их артисты Краснознаменного ансамбля запели новую песню. Ее чеканная мелодия, суровость, мужественная сдержанность так захватили всех присутствующих, что песню пришлось повторить пять раз. Это была «Священная война», написанная композитором А. В. Александровым на стихи поэта В.И.Лебедева-Кумача.  
Приложение №6.

Отсюда она начала свой боевой путь и прошла его вместе с советскими воинами через все испытания к победе. Песня быстрее всех других музыкальных жанров вошла в будни войны, стала частью жизни фронта и тыла.

«В лесу прифронтовом» (сл.М.Исаковского, муз. М.Блантера)

«Стихи написаны на Каме, - вспоминал о рождении этой песни Михаил Исаковский, -когда шел второй год войны. Работая, я представил себе русский лес, чуть-чуть окрашенный осенью, тишину, непривычную для солдат, только что вышедших из боя, тишину, которую не может нарушить даже гармонь. Послал стихи старому товарищу Матвею Блантеру, через несколько месяцев на свет появилась песня «В лесу прифронтовом». Мелодия проникнута не только раздумьями и воспоминаниями о мирной жизни, но и призывом к борьбе с ненавистным врагом.

«Катюша» (сл.М.Исаковского, муз. М.Блантера)

У этого союза, М.Исаковский и М.Блантер, есть еще одно совместное детище – песня «Катюша», которая особую популярность получила в дни Великой Отечественной войны. Миллионы людей воспринимали героиню как реальную девушку, которая любит бойца и ждет ответа. Бойцы, подражая «Катюше», пели на свой лад идущие от всего сердца слова и посвящали их любимой девушке.

Трогательны эти слова фронтового фольклора и сегодня, спустя десятилетия, их нельзя читать без волнения.

На фронте было немало реальных героинь с песенным именем. Одна из них – старший сержант Катюша Пастушенко, отважная пулеметчица, награжденная орденом Красной Звезды, уничтожившая немало фашистских автоматчиков.

«Седьмая симфония» Д.Д.Шостаковича

У Анны Ахматовой есть замечательное стихотворение «Музыка», посвященное Д.Д.Шостаковичу. Приложение №7. Как позднее вспоминала поэтесса, именно музыка Шостаковича помогла выжить ей и тысячам горожан в это страшное голодное время. В частности, речь идет о Седьмой симфонии, посвященной всем жителям Ленинграда, которая стала своеобразным гимном блокадного города, вымирающего, но не покоренного.

Очень популярной среди фронтовиков была песня Никиты Богословского на стихи В. Агапова “Тёмная ночь”. Обычно она звучала в часы отдыха: кто-то дремал, кто-то негромко заводил песню...

Великая сила в этих песнях: стоит только услышать полкуплета - и мы переносимся в военное прошлое.





2.3.Народное творчество. Солдатский фольклор.

Там, где переходы и завалы, рваная колючка на столбах,

Умирали наши запевалы с недопетой песней на губах.

М.Дудин

Народное творчество Великой Отечественной войны – это произведения различных жанров: песенные, прозаические, афористические. Они создавались самими участниками событий и боев, тружениками фабрик и заводов, партизанами, жителями временно оккупированных районов, узниками фашистских лагерей. В этих произведениях нашли художественное отображение жизнь и борьба народов нашей страны, героизм защитников отечества, вера в победу, преданность Родине, предательство и верность в любви. Фронтовой фольклор был распространен во всех родах войск: среди летчиков, моряков, танкистов, связистов, пехотинцев, саперов. Основные жанры фронтового фольклора – песни, частушки, предания, устные рассказы, анекдоты, пословицы, поговорки, загадки. Приложение № 8-9.

Фольклорист-фронтовик Л. Н. Пушкарев записывал прозаические жанры русского фольклора непосредственно в боевой обстановке. Он поделился своими воспоминаниями.

"Большой популярностью пользовались сказки о солдатах и вообще о военной службе. Во время войны солдат занял прочное место среди сказочных персонажей. Герои фронтовых сказок, как правило, поступали на службу, быстро продвигались по служебной лестнице и дослуживались до генералов (в крайнем случае — до полковников!).

Гимн. Весьма интересными можно назвать и войсковые «гимны», как, например песня минометчиков 291-го минометного полка.

Пословицы и поговорки. Среди многочисленных жанров солдатского фольклора особое место отводится пословицам и поговоркам.

К примеру, слова «лечь костьми, но разгромить врага» вошли в поговорку и в разных вариантах повторялись в годы Великой Отечественной войны.

В дни Великой Отечественной войны возникло огромное количество новых пословиц и поговорок. Народ запечатлел в них патриотический подъем, беспощадную борьбу с врагом, славу своего оружия. Приложение №10.

Перекличка. Любопытны и своеобразные переругивания с немцами, и присказки, сопровождающие удачную атаку. Жанровое разнообразие солдатского юмора вносят частушки, анекдоты, а также забавные сценки, переклички.

Немцы: «Сталинград возьмем бомбежкой, а в Москву придем с гармошкой».

Русские: «Не поможет вам бомбежка, отнесут вас без гармошки»

Анекдот. Особой проблематикой является армейский  анекдот. Нередко в их основу положены реальные события. Вот только один пример. Эту историю рассказал участник войны Владимир Петрович Пономарев. «Во время военных действий в Белоруссии поставки продовольствия в нашу часть осуществлялись с перебоями. И однажды спускаются несколько солдат к берегу речушки, а там боец (родом откуда-то из Средней Азии) что-то жарит на костре и ест.

- Что ешь? – спрашивают его.

- Рыбу ем, – отвечает он.

- А как ты ее поймал?

- А зачем его ловить? Он сам припрыгал, – сказал боец, доедая лягушку».

Частушка.  Бесхитростные, зачастую наивные припевки частушек выражали подлинную любовь к Родине, помогали пережить тяготы и потери, являли собой подлинный образец стойкости духа.

 В частушках военной поры слышится то плач, то смех, а если выстроить ряд из солдатских и тыловых куплетов, то обнаружится своеобразная переписка фронтовиков с семьями – искренняя, откровенная, сердечная.

И боль сердечную выплакивали надрывно в частушках. Сколько волнения в непритязательных куплетах, в идущих от самого сердца словах:

На войну хотела ехать,

До вокзала не дошла,

Как сказали, что на Колю

Похоронная пришла.



Глава III. Театральное искусство и кинематография в годы войны

«Тут каждый биться был готов.

Стоял кромешный ад.

А до войны без лишних слов,

Здесь цвел красивый сад».

Г.Ильин

3.1. Кинематография

Кинематографисты в годы войны продолжали вести хронику героической борьбы против фашистских захватчиков. Их называли "солдатами с двумя автоматами", потому что в их арсенале, помимо боевого оружия, главным оставалось оружие профессиональное - кинокамера.

Кинохроника во всех её видах была выдвинута на первый план. Работа фронтовых операторов - постоянный творческий поиск, отбор из огромного количества отснятого материала самого главного в суровых буднях Великой Отечественной.

В первые месяцы войны Московская киностудия сумела быстро укомплектовать фронтовые киногруппы и разослать их в действующую армию. И уже 25 июня 1941 года в 70-й номер "Союзкиножурнала" были включены первые фронтовые киносъёмки, а с начала июля 1941 года в нём уже была постоянная рубрика "Кинорепортаж с фронтов Отечественной войны".

С ноября 1941 года студия приступила к выпуску киножурнала "На защиту родной Москвы". Первые бои с фашистской авиацией в небе столицы изо дня в день снимала группа операторов во главе с режиссёром М.Слуцким. Результатом стал фильм "Наша Москва", созданный летом 1941 года.

23 июня 1942 года 160 операторов зафиксировали основные события 356-го дня войны на всех фронтах, а также работу тыла. Отснятые кадры были объединены в фильм "День войны".

Первым публицистическим фильмом о войне стал фильм "Разгром немецких войск под Москвой" режиссёров И.Копалина и Л.Варламова, с триумфальным успехом прошедший по экранам всего мира (только в США его посмотрели более 7 миллионов зрителей) и удостоенный высшей награды Американской киноакадемии - премии "Оскар" как лучший зарубежный документальный фильм 1942 года.

Всего за годы войны было выпущено 34 полнометражных документальных фильма, 67 короткометражных, 24 фронтовых выпуска и более 460 номеров "Союзкиножурнала" и журнала "Новости дня". 14 документальных фильмов - среди них "Разгром немецких войск под Москвой", "Ленинград в борьбе", "Берлин" - были удостоены Государственной премии СССР.

Великая Отечественная война стала особым героическим периодом в развитии советского кинематографа, связующим звеном советского киноискусства 30-ых годов и послевоенного периода, а также временем, подарившим режиссерам ценный материал, отражающий нашу историю.

Кинокартины военных лет, особенно документальные, до сих пор имеют большую силу воздействия на общественное сознание. В настоящее время многие режиссеры используют материалы тех фильмов как основу для создания собственных кинокартин. Но только киноискусство военных лет может вселить глубокое чувство патриотизма и настоящей любви к своей Родине.

3.2. Театральное искусство.

В годы Великой Отечественной войны не ослабевал интерес и к настоящему искусству. Артисты драматических и музыкальных театров, филармоний и концертных групп вносили свой вклад в общее дело борьбы с врагом. Огромной популярностью пользовались фронтовые театры и концертные бригады. Рискуя жизнью, эти люди своими выступлениями доказывали, что красота искусства жива, что убить ее невозможно. Тишину прифронтового леса нарушали не только артиллерийский обстрел врага, но и восхищенные аплодисменты восторженных зрителей, вызывая на сцену вновь и вновь своих любимых исполнителей: Лидию Русланову, Леонида Утесова, Клавдию Шульженко.

Для обслуживания армии было сформировано около 400 театрально-концертных и цирковых бригад, создано 25 фронтовых театров. Всего за годы войны на фронт выезжало 42 тыс. артистов, которые дали 1350 тыс. представлений, в том числе 437 тыс. непосредственно на передовой. Основными темами в репертуаре театров и бригад являлись единство и сплоченность народа перед лицом врага, героизм воинов, патриотизм, раскрытие характера советского человека, отечественная история и др. Среди театральных постановок того времени широкую известность получили спектакли Малого театра "Нашествие" (1943 г., режиссер И. Я. Судаков), театра имени Вахтангова "Фронт" (1942 г., режиссер Р. Н. Симонов), МХАТа "Офицер флота" (1945 г., режиссеры А. М. Горчаков и И. М. Раевский) и др.

Заключение.

«Нельзя любить Россию завтрашнюю, забывая о России сегодняшней» - я восхищаюсь словами критика и поэта А.Чеботаревской, сказанными во время этой, унёсшей тысячи жизней, войны. Проблема, поднятая поэтессой, злободневна. Её важность очевидна, прежде всего, тем, что эта проблема является неотъемлемой частью вопроса о месте войны в нашей памяти.

Страницы истории переносят нас в то время, а стихи, произведения искусства, фильмы помогают увидеть величайший подвиг простых людей и осознать, какими силами им этот подвиг дался. Ведь тема Великой Отечественной войны в искусстве (литературе, живописи, музыке, театре, кино, народном творчестве) интереснейшая. Память о войне остаётся в сердцах поколений, благодаря фильмам, книгам, картинам…

Мы не должны забывать, какой ценой была достигнута наша победа, какой ценой был сохранен мир. Нашему поколению стоит брать пример с еще живых, и почитать уже ушедших от нас героев Великой Отечественной войны. Они подарили всем нам будущее. А без знания своего прошлого, никогда не будет будущего. Вечная память героям ВОВ, и огромное спасибо им. Это меньшее из того, что можем сделать мы для них! Помнить!















Список литературы



  1. Н.С.Пантелеймонов. «Народ-победитель. Советская литература о Великой Отечественной войне». Ленинград, Лениздат, 1985г.

  2. П.К.Суздалев. «Советское искусство в период Великой Отечественной войны в первые и послевоенные годы». Москва, изд. «Академия художеств», 1963 г.

  3. А.Луковников. «Друзья-однополчане. Рассказы о песнях, рожденных войной, мелодии и тексты». Москва, «Музыка», 1985 г.

  4. Е.В.Зайцев. «Художественная летопись Великой Отечественной. Графика, живопись, театрально-декорационное искусство, народное искусство». Москва, изд. «Искусство», 1986 г.

  5. В.Г.Гришин. «Великая Отечественная в письмах». Москва, изд. «Политическая литература», 1980 г.

  6. Ю.Н.Афанасьева. «Публицистика периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет». Москва, изд. «Советская Россия», 1985 г.

Интернет - ресурсы

http://www.otvoyna.ru/proza3.htm

Фольклор/ Кругосвет: онлайн энциклопедия: http://www. /taxonomy/term/33

http://kitaphane.tatarstan.ru/rus/victory/lit.htm

http://library.psu.ru/

http://www.school-city.by/











Приложения.

Приложение №1

Приложение №2

Приложение №3

Приложение №4





Приложение №5

Слушай воинов, Родина-мать: мы клянемся над кровью – огнем и мечом наше будущее отстоять!

Приложение №6



Приложение №7

«Музыка» Анна Ахматова

В ней что-то чудотворное горит,
И на глазах ее края гранятся.
Она одна со мною говорит,
Когда другие подойти боятся.

Когда последний друг отвел глаза,
Она была со мной в моей могиле
И пела словно первая гроза
Иль будто все цветы заговорили.

* Д.Д.Шостаковичу



Приложение №8



Приложение №9

Приложение №10

Наша армия не одна: с нею — вся страна

Бдительного воина врасплох не застанешь

Бесстрашие — мать победы

Бесчестья больше пули бойся

Вода все смоет, только бесчестье не может смыть

Красна битва храбрыми воинами

С врагами биться — надо крепиться

Бей редко, да метко (русская, азербайджанская).

Славна богатырями земля русская

Не родом богатырь славен, а подвигом

Сталь закаляется в огне, боец — в пылу сражения

Русский боец — всем образец

В бою нет смены, есть только поддержка

На полях войны нетерпимы болтуны








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Война в литературе, живописи, музыке, кинематографии и театральном искусстве

Автор: Лутфуллина Ландыш Ильфатовна

Дата: 24.08.2015

Номер свидетельства: 226734


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства