А.П.Чехов "Злоумышленник". Тема, приёмы создания характеров и ситуаций. ( урок в формате офлайн).
А.П.Чехов "Злоумышленник". Тема, приёмы создания характеров и ситуаций. ( урок в формате офлайн).
В период пандемии преподавание уроки литературы проводятся в режиме не только в формате онлайн, но и в офлайн.Такие уроки напоминают лабораторные работы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«А.П.Чехов "Злоумышленник". Тема, приёмы создания характеров и ситуаций. ( урок в формате офлайн).»
Доброе утро! В тетради записываем число и тему урока:
А. П. Чехов «Злоумышленник». Тема, приемы создания характеров и ситуаций; отношения писателя к персонажам.
1. Главный вопрос урока: почему рассказ так называется?
На этот вопрос нужно в конце занятия дать письменный ответ.
2. Работаем устно и письменно.
-Как вы понимаете слово "юмор"?
-Смех всегда одинаковый или он имеет разные оттенки? Какие?
Юмор - это веселый, незлой смех;
Ирония - это скрытый смех, усмешка;
Сатира - это уже смех недовольства, отрицательного отношения к явлению или человеку;
Сарказм - это злой, громовой, преувеличенный хохот.
Теория литературы
Юмор — особый вид комического, изображение героев в смешном виде. В отличие от сатиры, юмор — смех веселый, добродушный, помогающий человеку освободиться от предрассудков, ошибочных убеждений, недостатков.
Ирония —особый вид комического, осмеяние, насмешка. При иронии отрицательный смысл скрыт за внешней положительной формой высказывания.
Сатира — особый вид комического: высмеивание, разоблачение отрицательных сторон жизни, изображение их в нелепом, карикатурном виде.
Сарказм — особый вид комического, язвительная насмешка, высшая степень иронии, когда негодование высказывается вполне открыто.
Гротеск — литературный прием, соединение реального и фантастического, создающее абсурдные ситуации, комические несоответствия.
3. Работа по рассказу «Злоумышленник».
А) История создания.
В 1885 году в «Петербургской газете» был напечатан рассказ А.П.Чехова «Злоумышленник», который вошёл в сборник «Пёстрые рассказы».
Б) Чтение рассказа ( см.учебник).
В) Лексическая и аналитическая работа.
Все начинается с заглавия. Оно имеет особое значение. По мнению писателя, заглавие - это стержень произведения, оно должно быть ярким, кратким, ясным.
- Что необычного в заглавии только что прочитанного рассказа?
-Кто такой «злоумышленник»?
Злоумышленник – человек, который совершил преступление с заранее обдуманным намерением.
– Как объяснить название рассказа? (Замыслил злое дело. Злой умысел.Рассказ так называется, потому что следователь решил, что Денис Григорьев умышленно отвинтил «гайку, коей рельсы прикрепляются к шпалам»).
Умысел – одна из форм вины, противопоставляемая неосторожности; обдуманное заранее намерение совершить что-нибудь (преимущ. дурное, предосудительное).
-Назовите главных героев рассказа.
(судебный следователь и мужик Денис Григорьев).
-Что мы узнаём о главных героях? Найдите портрет ( можно с опорой на иллюстрацию)
(Денис Григорьев: маленький, чрезвычайно тощий мужичонка в пестрядинной рубахе и латаных штанах … Он бос. Измучен работой и нищетой. Тщедушный мужичонка.
Судебный следователь: широкоплечий, полный мужчина; ухоженный).
Тщедушный - хилый, слабый, обычно худой или болезненный
Ухоженный - такой, о котором заботятся, за которым ухаживают
-Для чего Денис отвинтил гайку?
(Чтобы сделать из неё грузило.)
– Виновен ли Денис?
– Каково содержание статьи 1081?
– Знал ли виновный (Денис), что может произойти с поездом?
– Один ли Денис занимался отвинчиванием гаек?
– Справедливо ли следователь обвиняет крестьянина во лжи?
-Почему следователь не понял Дениса Григорьева?
(Эти два человека принадлежат к разным социальным классам, к разным сословиям. Один не понимает потребностей другого. Они на допросе как будто говорят «на разных языках». Следователь стремится решить проблему для нужд следствия, а Денис даёт объяснение, исходя из реальных событий, не подозревая, что его слова могут быть восприняты следствием, как подтверждение преступления.)
-Где в рассказе видно непонимание, столкновение Григорьева и следователя?
(«Послушай, братец…: Дураку закон не писан…»,«Недогляди сторож……тьфу! гайка!»,«Мне идтить?... –:Хоть и высеки, но чтоб за дело, по совести…»)
-Кому из героев можно посочувствовать?
(Конечно, Денису Григорьеву, потому что он не знает, за что его обвинили, его не поняли, а он не понял следователя и закон. А следователь по цепочке соединил прошлогоднее крушение поезда с отвинчиванием гаек. И раз виновный уже тут, он должен понести наказание. Денис даже после объявления следователем статьи закона по факту преступления и обвинения Дениса в умышленном преступлении не понимает, что хочет ему сказать следователь. И только после того, как его берут под стражу, Денис соображает, что допрос касался его поведения).
– Какое чувство вызывает этот рассказ?(Чувство горечи, сожаления: мужик будет наказан, но он не понял и не поймет, за что наказан.)
-О чём этот рассказ? Тема?
(Этот рассказ о двух сословиях, их взаимоотношениях и непонимании друг друга).
--Каким способом, с помощью какого средства выражения автор это передаёт в рассказе?
(С помощью сатиры)
Сатира – беспощадное, уничтожающее осмеяние, критика действительности, человека, явления.
Вывод.Читатель не смеется потому, что нет ничего смешного, только грустно, горько становится от всего увиденного и услышанного.
4. Подведение итогов урока. Сможешь ли составить устный рассказ об одном из героев (твой выбор)
План.
1. Место, занимаемое в произведении.
2. Положение героя в обществе. Как это отражается на поведении героя?
3. Портретная характеристика героя. Какие черты характера раскрывает портрет?
4. Речевая характеристика. Проанализируйте словарный запас.
5. Герой вызывает у вас больше смеха или сочувствия?
5. Домашнее задание: почему рассказ так называется (письменно).
Советую дополнительно прочитать рассказы А. П. Чехова «Тоска», «Пересолил», «Размазня». Читайте с удовольствием небольшие произведения писателя, который заявил: «Краткость – сестра таланта».