Урок литературы в 9 классе общеобразовательных учреждений о жизненном пути и особенностях творчества А. С. Пушкина. Задачи урока: повторить основные сведения о жизни поэта, углубить знания об истоках и своеобразии пушкинского романтизма, о новаторском звучании в его творчестве традиционных романтических мотивов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«А. С. Пушкин: жизнь и творчество»
Урок русской литературы в 9 классе
Тема. А. С. Пушкин: жизнь и творчество.
Использованная литература:
Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И., Литература. 9 класс. В 2 ч.
Беляева Н. В. Уроки литературы в 9 классе. Поурочные разработки. Пособие для учителей общеобразовательных организаций. — М.: Изд-во «Просвещение», 2014.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Мотивация учебной деятельности (?). Актуализация опорных знаний.
Прием «Завершите предложение».
Среди писателей бывают такие, в творчестве которых сконцентрирован дух и особый способ мышления всего народа. Традиционно к таким относятся как к пророкам. Для испанцев — это Мигель Сервантес, для англичан — Вильям Шекспир, для шотландцев — Роберт Бернс, для поляков — Адам Мицкевич, для украинцев — Тарас Шевченко, для русских — Александр Пушкин.
Беседа:
Какие произведения А. С. Пушкина вам знакомы?
Прием «Кто больше?».
Кто назовет наибольшее количество произведений А. С. Пушкина.
Напр., «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Руслан и Людмила», «Дубровский», «Капитанская дочка», «Пиковая дама», «Арап Петра Великого», «Борис Годунов», «Повести Белкина» («Метель», «Станционный смотритель», «Выстрел»), «Евгений Онегин» и др.
Что вы знаете о писателе?
Прием «Ассоциативный куст».
2019 г. — 220 лет со дня рождения Пушкина. Документальный фильм «Душа-пушинка».
Прадед — арап Петра Великого.
Пушкина переводят в Эфиопии на родине прадеда.
Выпускные экзамены по словесности в Царскосельском лицее принимал Державин.
Подсказал идею «Ревизора» и «Мертвых душ» Гоголю.
Первое известное стихотворение Лермонтова — «На смерть поэта», посвященное Пушкину.
Дочь Пушкина Мария Гартунг стала прототипом для Анны Карениной Толстого.
В 1826 г. познакомился с Мицкевичем.
Существует псевдотеория о том, что Пушкин не умер, а эмигрировал во Францию и стал писать под псевдонимом Ал. Дюма-старший (осн. — мавританские корни Дюма).
Дантес был мужем сестры Натальи Гончаровой, и его семья содержит гостиницу «Пушкин» во Франции.
Даль — врач Пушкина, ему Гончарова подарила перстень мужа.
Пушкин — модник, носил длинные ногти.
Отчет об уничтожении поля на юге России: «Саранча летела-летела, прилетела и все съела».
Пушкин — гений, Дельвиг — дипломат.
Встает на западе багряный лик природы,
И удивленные народы не знают,
Что им предпринять:
Ложиться спать или вставать?
Пушкин верил в приметы: ситуация с зайцем и декабристами.
Цензор — Николай II.
На украинский переводил М. Рыльский. «Паду ли я, стрелой пронзенный?» — «Чи я впаду, стрiлою стятий?» — народн. «Чи я впаду, дрючком пропертий?»: спекуляции.
III. Изучение нового материала.
Слово учителя: зачем изучать Пушкина?
Гоголь: «Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его конечном развитии, в каком он может явиться через 200 лет» (масштабность, разноплановость дарований), «У Пушкина в каждом слове — бездна пространства».
Творчество Пушкина — итог всего предшествовавшего развития русской литературы, обобщение творческих исканий русских писателей 18 — начала 19 веков, в то же время в творчестве писателя содержатся перспективы дальнейшего развития русской литературы.
1) В творчестве Пушкина были намечены и сконцентрированы основные темы, проблемы и смысловые оппозиции русской литературы.
Проблемы: человек — мир, человек — общество, личность — государство, народ — власть, народ — история, народ — дворянство, отцы — дети.
Темы: нравственного выбора и нравственной ответственности, творческой и личной состоятельности, преступление и наказание, безумия, демонизма (добра и зла), Украины, Петербурга, кавказская.
2) В творчестве Пушкина намечается типология героев и конфликтов: лишний человек (герой времени), маленький человек, тип русской женщины, ситуация «русский человек на рандеву» (герой сталкивается с женщиной, превосходящей его по нравственным качествам), диалогический конфликт (неразрешимая конфликтная ситуация), человек и рок, коллизия, связанная со всевластием денег.
3) В творчестве Пушкина формируется жанровая система русской литературы 19 века: лирическое стихотворение, роман в стихах, маленькие трагедии, жанр петербургской повести и др.
4) В творчестве Пушкина намечается общий путь развития русской литературы: становление реализма и историзма, тенденции к изображению жизни во всем ее многообразии. В творчестве Пушкна встречаются разные аспекты: философские, социальные.
Работа с табл. «А. С. Пушкин. Жизненный путь».
Александр Сергеевич Пушкин. Жизненный путь
Время
Событие
26 мая 1799 г.
Родился в Москве.
1808 г.
Сочинял стихи на французском. Глубины родного языка познал благодаря стараниям бабушки Марии Алексеевны Ганнибал, а также няни Арины Родионовны.
1811 г.
Пушкин учится в Царскосельском лицее. Во время учебы сблизился с Пущиным, Дельвигом, Кюхельбекером.
1815 г.
В журнале «Вестник Европы» опубликовано стихотворение Пушкина «К другу-стихотворцу».
Январь 1815 г.
На переводных экзаменах в лицее произошла встреча Пушкина с Державиным.
1817 г.
Окончив лицей, Пушкин приезжает в Санкт-Петербург. Получает назначение в Коллегию иностранных дел. В пушкинской лирике петербургского периода возникает цикл «вольных стихов».
1820 г.
Закончена начатая еще в лицее работа над поэмой «Руслан и Людмила».
Пушкин переезжает из Кишинева в Одессу. Конфликт с генерал-губернатором города Воронцовым послужил для ссылки в Михайловское — родовое поместье Ганнибалов-Пушкиных (Псковская губерния). Пушкин написал трагедию «Борис Годунов».
1828 г.
Написал поэму «Полтава».
Май 1830 г.
Помолвка с Натальей Николаевной Гончаровой.
Осень 1830 г.
Пушкин отправился в нижегородское имение своего отца, чтобы заложить в банке наследственную деревеньку Кистеневку и получить сумму, необходимую для приданого своей невесте. В России началась эпидемия холеры, был объявлен карантин, поэтому Пушкин был вынужден остаться в Болдино. Здесь были написаны «Повести Белкина», цикл «Маленькие трагедии», поэма «Домик в Коломне», «Сказка о попе и работнике его Балде», почти закончен роман в стихах «Евгений Онегин».
18 февраля 1831 г.
Обвенчался с Гончаровой.
1832 г.
Написал повесть «Капитанская дочка».
1834 г.
Публикует повесть «Пиковая дама». Занимает должность камер-юнкера.
1836 г.
Издает журнал «Современник».
29 января 1837 г.
Смертельно ранен на дуэли с Дантесом.
Периодизация творчества А. С. Пушкина
1) Лицейский период (1813 – 1817 гг.)
2) Первый петербургский период (1817 г. – май 1820 г.)
3) Период южной ссылки (май 1820 г. – август 1824 г.)
Повторяем по табл., сост. 5 вопросов товарищу о жизни и творчестве Пушкина.
1) А. С. Пушкин. Кто еще А. С.? 2) Периоды. 3) Гончарова.
. С. 154 – 158 — сост. тезисы, рассказывать о жизни Пушкина по табл.
Листок для работы на уроке русской литературы в 9 классе
Александр Сергеевич Пушкин
Александр Сергеевич Пушкин. Жизненный путь
Время
Событие
26 мая 1799 г.
Родился в Москве.
1808 г.
Сочинял стихи на французском. Глубины родного языка познал благодаря стараниям бабушки Марии Алексеевны Ганнибал, а также няни Арины Родионовны.
1811 г.
Пушкин учится в Царскосельском лицее. Во время учебы сблизился с Пущиным, Дельвигом, Кюхельбекером.
1815 г.
В журнале «Вестник Европы» опубликовано стихотворение Пушкина «К другу-стихотворцу».
Январь 1815 г.
На переводных экзаменах в лицее произошла встреча Пушкина с Державиным.
1817 г.
Окончив лицей, Пушкин приезжает в Санкт-Петербург. Получает назначение в Коллегию иностранных дел. В пушкинской лирике петербургского периода возникает цикл «вольных стихов».
1820 г.
Закончена начатая еще в лицее работа над поэмой «Руслан и Людмила».
Пушкин переезжает из Кишинева в Одессу. Конфликт с генерал-губернатором города Воронцовым послужил для ссылки в Михайловское — родовое поместье Ганнибалов-Пушкиных (Псковская губерния). Пушкин написал трагедию «Борис Годунов».
1828 г.
Написал поэму «Полтава».
Май 1830 г.
Помолвка с Натальей Николаевной Гончаровой.
Осень 1830 г.
Пушкин отправился в нижегородское имение своего отца, чтобы заложить в банке наследственную деревеньку Кистеневку и получить сумму, необходимую для приданого своей невесте. В России началась эпидемия холеры, был объявлен карантин, поэтому Пушкин был вынужден остаться в Болдино. Здесь были написаны «Повести Белкина», цикл «Маленькие трагедии», поэма «Домик в Коломне», «Сказка о попе и работнике его Балде», почти закончен роман в стихах «Евгений Онегин».
18 февраля 1831 г.
Обвенчался с Гончаровой.
1832 г.
Написал повесть «Капитанская дочка».
1834 г.
Публикует повесть «Пиковая дама». Занимает должность камер-юнкера.
1836 г.
Издает журнал «Современник».
29 января 1837 г.
Смертельно ранен на дуэли с Дантесом.
Периодизация творчества А. С. Пушкина
1) Лицейский период (1813 – 1817 гг.)
2) Первый петербургский период (1817 г. – май 1820 г.)
3) Период южной ссылки (май 1820 г. – август 1824 г.)