kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

А. С. Пушкин: жизнь и творчество

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы в 9 классе общеобразовательных учреждений о жизненном пути и особенностях творчества А. С. Пушкина. Задачи урока: повторить основные сведения о жизни поэта, углубить знания об истоках и своеобразии пушкинского романтизма, о новаторском звучании в его творчестве традиционных романтических мотивов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«А. С. Пушкин: жизнь и творчество»

Урок русской литературы в 9 классе

Тема. А. С. Пушкин: жизнь и творчество.

Использованная литература:

  • Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И., Литература. 9 класс. В 2 ч.

  • Беляева Н. В. Уроки литературы в 9 классе. Поурочные разработки. Пособие для учителей общеобразовательных организаций. — М.: Изд-во «Просвещение», 2014.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Мотивация учебной деятельности (?). Актуализация опорных знаний.

Прием «Завершите предложение».

Среди писателей бывают такие, в творчестве которых сконцентрирован дух и особый способ мышления всего народа. Традиционно к таким относятся как к пророкам. Для испанцев — это Мигель Сервантес, для англичан — Вильям Шекспир, для шотландцев — Роберт Бернс, для поляков — Адам Мицкевич, для украинцев — Тарас Шевченко, для русских — Александр Пушкин.

Беседа:

  • Какие произведения А. С. Пушкина вам знакомы?

Прием «Кто больше?».

Кто назовет наибольшее количество произведений А. С. Пушкина.

Напр., «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Руслан и Людмила», «Дубровский», «Капитанская дочка», «Пиковая дама», «Арап Петра Великого», «Борис Годунов», «Повести Белкина» («Метель», «Станционный смотритель», «Выстрел»), «Евгений Онегин» и др.

  • Что вы знаете о писателе?

Прием «Ассоциативный куст».

2019 г. — 220 лет со дня рождения Пушкина. Документальный фильм «Душа-пушинка».

Прадед — арап Петра Великого.

Пушкина переводят в Эфиопии на родине прадеда.

Выпускные экзамены по словесности в Царскосельском лицее принимал Державин.

Подсказал идею «Ревизора» и «Мертвых душ» Гоголю.

Первое известное стихотворение Лермонтова — «На смерть поэта», посвященное Пушкину.

Дочь Пушкина Мария Гартунг стала прототипом для Анны Карениной Толстого.

В 1826 г. познакомился с Мицкевичем.

Существует псевдотеория о том, что Пушкин не умер, а эмигрировал во Францию и стал писать под псевдонимом Ал. Дюма-старший (осн. — мавританские корни Дюма).

Дантес был мужем сестры Натальи Гончаровой, и его семья содержит гостиницу «Пушкин» во Франции.

Даль — врач Пушкина, ему Гончарова подарила перстень мужа.

Пушкин — модник, носил длинные ногти.

Отчет об уничтожении поля на юге России: «Саранча летела-летела, прилетела и все съела».

Пушкин — гений, Дельвиг — дипломат.

Встает на западе багряный лик природы,

И удивленные народы не знают,

Что им предпринять:

Ложиться спать или вставать?

Пушкин верил в приметы: ситуация с зайцем и декабристами.

Цензор — Николай II.

На украинский переводил М. Рыльский. «Паду ли я, стрелой пронзенный?» — «Чи я впаду, стрiлою стятий?» — народн. «Чи я впаду, дрючком пропертий?»: спекуляции.

III. Изучение нового материала.

Слово учителя: зачем изучать Пушкина?

Гоголь: «Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его конечном развитии, в каком он может явиться через 200 лет» (масштабность, разноплановость дарований), «У Пушкина в каждом слове — бездна пространства».

Творчество Пушкина — итог всего предшествовавшего развития русской литературы, обобщение творческих исканий русских писателей 18 — начала 19 веков, в то же время в творчестве писателя содержатся перспективы дальнейшего развития русской литературы.

1) В творчестве Пушкина были намечены и сконцентрированы основные темы, проблемы и смысловые оппозиции русской литературы.

Проблемы: человек — мир, человек — общество, личность — государство, народ — власть, народ — история, народ — дворянство, отцы — дети.

Темы: нравственного выбора и нравственной ответственности, творческой и личной состоятельности, преступление и наказание, безумия, демонизма (добра и зла), Украины, Петербурга, кавказская.

2) В творчестве Пушкина намечается типология героев и конфликтов: лишний человек (герой времени), маленький человек, тип русской женщины, ситуация «русский человек на рандеву» (герой сталкивается с женщиной, превосходящей его по нравственным качествам), диалогический конфликт (неразрешимая конфликтная ситуация), человек и рок, коллизия, связанная со всевластием денег.

3) В творчестве Пушкина формируется жанровая система русской литературы 19 века: лирическое стихотворение, роман в стихах, маленькие трагедии, жанр петербургской повести и др.

4) В творчестве Пушкина намечается общий путь развития русской литературы: становление реализма и историзма, тенденции к изображению жизни во всем ее многообразии. В творчестве Пушкна встречаются разные аспекты: философские, социальные.

Работа с табл. «А. С. Пушкин. Жизненный путь».

Александр Сергеевич Пушкин. Жизненный путь

Время

Событие

26 мая 1799 г.

Родился в Москве.

1808 г.

Сочинял стихи на французском. Глубины родного языка познал благодаря стараниям бабушки Марии Алексеевны Ганнибал, а также няни Арины Родионовны.

1811 г.

Пушкин учится в Царскосельском лицее. Во время учебы сблизился с Пущиным, Дельвигом, Кюхельбекером.

1815 г.

В журнале «Вестник Европы» опубликовано стихотворение Пушкина «К другу-стихотворцу».

Январь 1815 г.

На переводных экзаменах в лицее произошла встреча Пушкина с Державиным.

1817 г.

Окончив лицей, Пушкин приезжает в Санкт-Петербург. Получает назначение в Коллегию иностранных дел. В пушкинской лирике петербургского периода возникает цикл «вольных стихов».

1820 г.

Закончена начатая еще в лицее работа над поэмой «Руслан и Людмила».

Май 1820 г.

Пушкин «наводнил Россию возмутительными стихами». Южная ссылка. Южные поэмы: «Кавказский пленник» (1820 – 1821 гг.), «Братья-разбойники» (1821 – 1822 гг.), «Бахчисарайский фонтан» (1821 – 1823 гг.), «Цыганы» (1824 г.; закончена в Михайловском).

1823 г.

Пушкин переезжает из Кишинева в Одессу. Конфликт с генерал-губернатором города Воронцовым послужил для ссылки в Михайловское — родовое поместье Ганнибалов-Пушкиных (Псковская губерния). Пушкин написал трагедию «Борис Годунов».

1828 г.

Написал поэму «Полтава».

Май 1830 г.

Помолвка с Натальей Николаевной Гончаровой.

Осень 1830 г.

Пушкин отправился в нижегородское имение своего отца, чтобы заложить в банке наследственную деревеньку Кистеневку и получить сумму, необходимую для приданого своей невесте. В России началась эпидемия холеры, был объявлен карантин, поэтому Пушкин был вынужден остаться в Болдино. Здесь были написаны «Повести Белкина», цикл «Маленькие трагедии», поэма «Домик в Коломне», «Сказка о попе и работнике его Балде», почти закончен роман в стихах «Евгений Онегин».

18 февраля 1831 г.

Обвенчался с Гончаровой.

1832 г.

Написал повесть «Капитанская дочка».

1834 г.

Публикует повесть «Пиковая дама». Занимает должность камер-юнкера.

1836 г.

Издает журнал «Современник».

29 января 1837 г.

Смертельно ранен на дуэли с Дантесом.

Периодизация творчества А. С. Пушкина

1) Лицейский период (1813 – 1817 гг.)

2) Первый петербургский период (1817 г. – май 1820 г.)

3) Период южной ссылки (май 1820 г. – август 1824 г.)

4) Период северной ссылки (1824 – 1826 гг.)

5) Второй петербургский период (1826 – 1830 гг.)

6) Болдинская осень (осень 1830 г.)

7) Зрелое творчество (1830 – 1837 гг.)


1) Доонегинский (1816 – 1823 гг.): романтизм.

2) Онегинский (1823 – 1830 гг.): реализм.

3) Постонегинский (1830 – 1837 гг.): философское раздумье.

III. Закрепление темы.

Повторяем по табл., сост. 5 вопросов товарищу о жизни и творчестве Пушкина.

 1) А. С. Пушкин. Кто еще А. С.? 2) Периоды. 3) Гончарова.

. С. 154 – 158 — сост. тезисы, рассказывать о жизни Пушкина по табл.

Листок для работы на уроке русской литературы в 9 классе




Александр Сергеевич Пушкин







Александр Сергеевич Пушкин. Жизненный путь

Время

Событие

26 мая 1799 г.

Родился в Москве.

1808 г.

Сочинял стихи на французском. Глубины родного языка познал благодаря стараниям бабушки Марии Алексеевны Ганнибал, а также няни Арины Родионовны.

1811 г.

Пушкин учится в Царскосельском лицее. Во время учебы сблизился с Пущиным, Дельвигом, Кюхельбекером.

1815 г.

В журнале «Вестник Европы» опубликовано стихотворение Пушкина «К другу-стихотворцу».

Январь 1815 г.

На переводных экзаменах в лицее произошла встреча Пушкина с Державиным.

1817 г.

Окончив лицей, Пушкин приезжает в Санкт-Петербург. Получает назначение в Коллегию иностранных дел. В пушкинской лирике петербургского периода возникает цикл «вольных стихов».

1820 г.

Закончена начатая еще в лицее работа над поэмой «Руслан и Людмила».

Май 1820 г.

Пушкин «наводнил Россию возмутительными стихами». Южная ссылка. Южные поэмы: «Кавказский пленник» (1820 – 1821 гг.), «Братья-разбойники» (1821 – 1822 гг.), «Бахчисарайский фонтан» (1821 – 1823 гг.), «Цыганы» (1824 г.; закончена в Михайловском).

1823 г.

Пушкин переезжает из Кишинева в Одессу. Конфликт с генерал-губернатором города Воронцовым послужил для ссылки в Михайловское — родовое поместье Ганнибалов-Пушкиных (Псковская губерния). Пушкин написал трагедию «Борис Годунов».

1828 г.

Написал поэму «Полтава».

Май 1830 г.

Помолвка с Натальей Николаевной Гончаровой.

Осень 1830 г.

Пушкин отправился в нижегородское имение своего отца, чтобы заложить в банке наследственную деревеньку Кистеневку и получить сумму, необходимую для приданого своей невесте. В России началась эпидемия холеры, был объявлен карантин, поэтому Пушкин был вынужден остаться в Болдино. Здесь были написаны «Повести Белкина», цикл «Маленькие трагедии», поэма «Домик в Коломне», «Сказка о попе и работнике его Балде», почти закончен роман в стихах «Евгений Онегин».

18 февраля 1831 г.

Обвенчался с Гончаровой.

1832 г.

Написал повесть «Капитанская дочка».

1834 г.

Публикует повесть «Пиковая дама». Занимает должность камер-юнкера.

1836 г.

Издает журнал «Современник».

29 января 1837 г.

Смертельно ранен на дуэли с Дантесом.

Периодизация творчества А. С. Пушкина

1) Лицейский период (1813 – 1817 гг.)

2) Первый петербургский период (1817 г. – май 1820 г.)

3) Период южной ссылки (май 1820 г. – август 1824 г.)

4) Период северной ссылки (1824 – 1826 гг.)

5) Второй петербургский период (1826 – 1830 гг.)

6) Болдинская осень (осень 1830 г.)

7) Зрелое творчество (1830 – 1837 гг.)


1) Доонегинский (1816 – 1823 гг.): романтизм.

2) Онегинский (1823 – 1830 гг.): реализм.

3) Постонегинский (1830 – 1837 гг.): философское раздумье.




Вопросы к С. 154 – 158.

1. Кто является автором фразы: «Пушкин — наше все»? (Аполлон Григорьев.)

2. В какую историческую пору Пушкин вступил на литературное поприще? (Когда живы были классицисты.)

3. Почему Пушкин в ранних стихах выражал настроения русского гражданского вольнолюбия? (Испытал влияние декабристов.)

4. Предмет поэзии Пушкина — это... (действительная жизнь.)

5. Отличительная примета пушкинского слога — это... («нагая простота» лирического высказывания.)

6. Пушкин сделал нормой национального литературного стиля... (народный способ выражать мысль прямо.)

7. Что Пушкин признает как будущий господствующий принцип отношений между людьми? (Гуманность.)

9. Какое произведение Пушкина писалось как жизнь? («Евгений Онегин».)


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
А. С. Пушкин: жизнь и творчество

Автор: Мокрушина Полина Владимировна

Дата: 07.01.2025

Номер свидетельства: 663122

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "А.С.Пушкин. Жизнь и творчество. Лицейская лирика"
    ["seo_title"] => string(50) "a_s_pushkin_zhizn_i_tvorchestvo_litseiskaia_lirika"
    ["file_id"] => string(6) "639143"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1698819005"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Конспект урока на тему "В небе вечности сверкай- Пушкин и Тукай" "
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-na-tiemu-v-niebie-viechnosti-svierkai-pushkin-i-tukai"
    ["file_id"] => string(6) "126118"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415117166"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Традиции Байрона в    творчестве  А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова». "
    ["seo_title"] => string(65) "traditsii-bairona-v-tvorchiestvie-a-s-pushkina-i-m-iu-liermontova"
    ["file_id"] => string(6) "161019"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422173150"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Книжная выставка Как способ раскрытия личности А.С.Пушкина к 225-летию гения слова"
    ["seo_title"] => string(80) "knizhnaia_vystavka_kak_sposob_raskrytiia_lichnosti_a_s_pushkina_k_225_letiiu_gen"
    ["file_id"] => string(6) "653646"
    ["category_seo"] => string(9) "librarian"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1719318450"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "Тема природы в лирике А.С. Пушкина/ "
    ["seo_title"] => string(36) "tiema-prirody-v-lirikie-a-s-pushkina"
    ["file_id"] => string(6) "101783"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402446021"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства