Просмотр содержимого документа
«Александр Иванович Куприн "Белый пудель". »
Тема: Александр Иванович Куприн "Белый пудель".
Ценность: доброта.
Качество: дружба.
Цели: углубление представления учащихся об общечеловеческой ценности «доброта». Продолжить знакомство с биографией и творчеством А.И.Куприна , его произведением "Белый пудель" ; учить беглому, осознанному и выразительному чтению, работать с текстом, работать над совершенствованием навыков чтения; развивать диалогическую и монологическую речь учащихся, обогащать их словарный запас новыми словами, развивать чувство юмора; воспитывать культуру речи, уважительное отношение к товарищам; выполнять тест; давать точные ответы на поставленные вопросы; способствовать формированию высоких нравственных принципов: честности, порядочности, сострадания, трудолюбия; прививать любовь к чтению; воспитывать наблюдательность, трудолюбие, стремление к получению знаний; помочь понять смысл дружбы.
Задачи: 1.Обучать вдумчивому чтению произведения детской литературы, формировать осознанное стремление быть добрым. 2. Развивать способность осмысливать и оценивать различные жизненные ситуации, развивать устойчивый интерес к книге как к источнику знаний; развивать коммуникативные навыки учащихся - умение вести диалог, участвовать в беседе, слушать и дополнять ответы товарищей, работать в парах. 3. Воспитывать внимательное отношение к окружающим. Способствовать формированию высоких нравственных качеств: честности, порядочности, сострадания; воспитывать качества личности: целеустремленность, трудолюбие, усидчивость.
Оборудование: Книги А.И.Куприна, мультимедийный проектор с презентацией, карточки, учебник, тесты.
Тип: урок изучения нового материала. Технологии: проблемно-развивающая, здоровьесберегающие, личностно-ориентированный, дифферинцированная, современные информационные технологии.
Ход урока:
Цитатой к уроку является народная мудрость: «Доброе дело добром отзовется».
I. Орг. момент:
- Встали, подравнялись! Садитесь!
- Начинаем урок литературного чтения.
- Всё ли необходимое лежит на парте? (дневник, книга литературного чтения, ручка, простой карандаш, книга дополнительного чтения)?
II. Эмоциональный настрой.
– Доброго дня! Солнцу и птицам!
Доброго дня улыбчивым лицам!
– Пожелаем друг другу успехов на сегодняшний урок.
III. Позитивный настрой: Мысленная прогулка в лесу.
Сядьте, держа спину прямо. Закройте глаза и дышите глубоко. С каждым вздохом старайтесь все больше расслабиться и стать спокойными. Сейчас мы идем гулять в лес. Представьте, как вы идете к двери класса, открываете дверь, проходите по коридору и выходите на улицу. Вдыхаете свежий воздух, ощущаете дуновение ветра на волосах и лучи солнца, мягко греющие лицо. Начинайте идти в сторону леса. Будьте осторожны, когда идете, не наступайте на насекомых. Остановитесь на минуту и оглянитесь вокруг. Ощутите красоту и свежесть природы. Подойдите к какому-нибудь цветку, наклонитесь и посмотрите на него внимательно, какой он хрупкий и тоненький. Понюхайте его и вдохните его аромат. Идите дальше, замечая все, что есть вокруг. Цвета, запахи цветов и деревьев, песни птиц и негромкое жужжание насекомых. Углубляясь в лес, смотрите, как деревья становятся выше и больше. Полюбуйтесь игрой света и тени, послушайте шелест листьев. В лесу мы чувствуем себя в безопасности. Мы выходим на поляну, здесь мы отдохнем несколько минут. Выберите дерево, под которым вам хочется посидеть. Подойдите к дереву и обхватите руками ствол. Ощутите, какой он мощный, постарайтесь почувствовать и осознать энергию жизни, текущую в нем. Теперь сядьте под ним. Прислонившись спиной к стволу. Закройте глаза, глубоко вдохните и обратите внимание на покой и тишину, которые окружают нас ( В этом месте учитель может сделать паузу на 1-2 минуты). Нам легко и спокойно, мы ощущаем счастье. Как удивительна природа, и мы понимаем, как должны любить и уважать её, заботясь о том, чтобы не причинять зла ни одному живому существу. Помните о том, что это ваше собственное дерево и вы можете к нему вернуться в любое время. А сейчас приготовьтесь идти обратно в школу. Поднимитесь и посмотрите вокруг ещё раз. Медленно идите назад по той же тропинке, не наступая по пути на насекомых. И вот мы дошли до дверей школы. Оглянитесь вокруг ещё раз, глубоко вдохните свежий воздух, откройте дверь и вернитесь на свое место. Сохраните в себе это чувство тишины, покоя и удовлетворенности. Откройте глаза и улыбнитесь!
IV. 5´ - чтение:
- Откройте книгу дополнительного чтения, приготовились, начали читать.
- О чём прочитали?
- Что запомнили?
V. «Человек нашёл слово для всего, что обнаружено им во вселенной» - писал Самуил Яковлевич Маршак.
А писатели и поэты с помощью слов создают удивительный, особый мир в своих произведениях. И наша задача, читая эти произведения, перенестись туда на крыльях фантазии, воображения, осмотреться, услышать звуки, почувствовать запахи, пережить события, что происходят там, а когда придёт пора вернуться обратно в класс, то не забыть унести в душе с собой самое важное, что заметили там; и сказать спасибо человеку, подарившему такое путешествие.
Отправляемся в удивительный мир путешествий, слыша, переживая, чувствуя самое важное, что происходит на уроке.
VI. Постановка учебной задачи.
– Чему бы вы хотели научиться сегодня на уроке? (Учиться бегло и выразительно читать. Уметь находить в тексте важное, нужное. Уметь владеть своим голосом.)
– Что нам с вами поможет выполнению поставленных задач? (упражнения)
VII. Речевая разминка.
Упражнение для дыхания: “Представьте, что у вас на ладони лежит пушинка. Наберите воздуха в легкие, вздохните глубоко и подуйте на пушинку, чтобы она улетела как можно дальше” (2-3 раза).
Дети выполняют упражнения на дыхание, для губ для языка.
1. Заборчик.
Зубы ровно мы смыкаем
и заборчик получаем.
А сейчас раздвинем губы –
посчитаем наши зубы.
1 – 2 – 3 – 4 – 5.
2. Трубочка.
Мои губы трубочка
превратились в дудочку.
Ду-ду-ду.
3. Лопатка.
Язык лопаткой положи
и спокойно подержи.
1 – 2 – 3 – 4 – 5.
Язык можно убирать.
4. Иголочка.
Язык в иголку превращаю.
Напрягаю и сужаю.
Острый кончик потяну
до пяти считать начну.
1 – 2 – 3 – 4 – 5.
Иголку я могу держать.
– Молодцы! Умение владеть своим голосом поможет нам на уроке выполнению остальных задач, а именно: выразительно и безошибочно читать. Хорошее чтение поможет понять текст.
VIII. Проверка домашнего задания: Николай Алексеевич Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»-выразительно читать, отвечать на вопросы.
1 . Зайцы собрались на островке (толпой/ гурьбой) 2. Дед Мазай увидел на островке (зайчишку /белку) 3. У куста копошилась (детвора/зайчиха). 4. На бревне спасалось (десяток/ двадцать) зайцев. 5.В лодке осталось (6 зайцев/ 2 пары). 6. Действие в стихотворении происходит (осенью/весной)
IX. Притча. Учитель читает притчу, используя методический прием «чтение с остановкой». А сейчас весна! Теплым солнечным днем все вокруг радовалось весне. Цвели сады, щебетали птицы. В лазурном небе летел журавлиный клин. Где-то весело журчал ручеек. А под высоким тополем стоял маленький мальчик и плакал. Он не видел, как цветут сады. Он не слышал, как щебечут птицы. Небо казалось ему не голубым, а черным. Журавлиный клин казался мальчику ниточкой слез. А люди шли мимо маленького мальчика и не замечали, что он плачет... • Как вы думаете, почему мальчик не видел красоты жизни вокруг себя? (Ответы учащихся) Плачущего мальчика увидел дедушка, подошел к нему, положил руку на голову. Дедушка что-то долго говорил мальчику, о чем-то его расспрашивал. Мальчик сквозь слезы поведал о чем-то пожилому человеку. Так они говорили около часа. Разговор закончился тем, что мальчик улыбнулся. Он увидел, что вокруг него цветут сады. Он услышал, как весело щебечут птицы. В голубом небе перед ним задрожал журавлиный клин, и мальчик подумал: «А сейчас весна!» • Как вы думаете, о чем говорили дедушка с мальчиком? • Какие чувства вызывает у вас эта притча? (Ответы учащихся) - В жизни каждого из нас встречаются люди, общение с которыми доставляет нам радость. Мы учимся у них доброте, мудрости. Полюбить другого человека как самого себя и относиться к нему так, как мы хотели бы, чтобы относились к нам, - в этом достоинство человека. Изучая самопознание, мы идем дорогою любви и добра.
X. Работа над загадкой.
Заворчал живой замок, Лёг у двери поперек. Две медали на груди - Лучше в дом не заходи. (собака) -Хорошо, молодцы!
XI. Сегодня на уроке познакомимся с биографией и творчеством А.И.Куприна , и отрывком из его произведением "Белый пудель".
-Как вы думаете о чем или о ком это произведение?
ПУДЕЛЬ – порода декоративных собак. Предположительно эта порода произошла в 16 веке от старинных длинношерстных пастушьих и охотничьих «водяных собак». Пудели приобрели огромную популярность, но впоследствии их перестали использовать для охоты и они постепенно превратились в комнатно-декоративных. Прекрасно дрессируются, послушны и дружелюбны. Пудели были любимцами многих известных людей. Бетховен написал элегию на смерть своего любимца, Г. Гейне сочинил стихотворение «Добродетельная собака», а перу А. И. Куприна принадлежит трогательный рассказ «Белый пудель».
XII.Биография А.И.Куприна.
Слово учителя.
В детские и юношеские годы судьба сталкивала Куприна с талантливыми сверстниками. С известным клоуном и дрессировщиком А.Л.Дуровым Куприн повстречался в 1879 г. «Анатолий, — вспоминал позднее Kyприн безудержно, бесшабашно демонстрировал тогда уже свои номера перед товарищами. Он вертелся колесом, ходил на руках и изображал клоуна… Тайно я благоговел перед ним...»
Композитор А.Н.Скрябин в те же годы, что и Куприн, был воспитанником кадетского корпуса. В свободные вечера вокруг старинного рояля кадеты слушали талантливую игру своего товарища. Из первых учителей и наставников оказал особое влияние на будущего писателя талантливый педагог-словесник М.И. Цуханов, единственный учитель, «которого ценили и любили воспитанники корпуса». Активный член московского «Артистического кружка», Цуханов заражал своих воспитанников любовью к искусству, к литературе, к меткому русскому слову. Поэт-искровец Л.И.Пальмин стал для Куприна «крестным отцом» в литературе. Он отговорил юношу сочинять стихи, посоветовал писать прозу. При посредстве Пальмина, сотрудничавшего в 1880-е гг. в юмористических журналах, первый рассказ Куприна «Последний дебют» был опубликован в журнале («Русский сатирический листок» (3 декабря 1889 г.). О поэте Пальмине Куприн не раз упоминал (под другим именем) в своих автобиографических произведениях «Первенец», «Типографская краска», «Юнкера». В автобиографических повестях «Кадеты» и «Юнкера» писатель рассказал о воздействии на него произведений Пушкина, Гейне, Л.Толстого.
И вcё-таки всю жизнь Куприн ощущал недостаток глубоких знаний, той культуры, что впитывается с малых лет. Поруганные детство и юность не прошли бесследно и не раз впоследствии давали о себе знать. И хотя после выхода в отставку Куприн с ненасытной жадностью «накинулся на жизнь и на книги», он убедился, «что для усвоения знаний существуют пределы возраста и что никакой талант ничего не стоит без систематического образования».
Недостатки образования писатель неутомимо восполнял все новыми и новыми жизненными впечатлениями. Сама жизнь Куприна с многочисленными странствиями, встречами и происшествиями превращалась, по словам Батюшкова, в «роман приключений, герой которого проходил через все слои и состояния».
XIII. Физминутки: «Бабочка»,
Куанамын менде, куанасын сенде,
Куанамыз бәріміз, арайлы атқан күнге.
XIV.Словарная работа:
-Как понимаете значение слов? Лексическая работа. Шарманка — механический музыкальный инструмент, в котором вращающийся металлический валик с выступающими из него шипами (штифтами) управляет многочисленными органными трубками, куда поступает воздух из воздушной камеры.
- Какое это слово? (устаревшее). Работа со словарем.
XV. Первичное знакомство с текстом. Чтение учителем и детьми цепочкой
XVI. Анализ содержания сказки.
Выявление первоначальных впечатлений.
- Кто из героев рассказа вызывает ваши симпатии? Почему?
- Чьи поступки вы осуждаете? Почему
XVII. Физминутка: игра на внимание. Учитель предлагает учащимся по хлопать в ладоши, если речь идет о добром деле, и потопать ногами, если речь идет о плохом. Учитель каждый раз проговаривает слова «хорошо или плохо...» • Покормить птиц зимой? • Утаить от родителей плохую отметку, полученную в школе? • Сломать ветку на дереве? • Помочь пожилому человеку донести тяжелые сумки? • Изрисовать стену жилого дома краской из баллончика? • Помочь библиотекарю подклеить старые книжки? • Принять участие в субботнике по уборке территории школы? • Уступить место в автобусе пожилому человеку?
XVIII. Чтение текста учащимися по цепочке.
XIX. Вопросы:
– Почему же рассказ назван «Белый пудель»? - Рассказ Куприна (можно, нельзя) считать повествованием о собаке.
– С каким героем связаны все важные события, происходящие в рассказе? – В чём заключалась работа пуделя-артиста? – Почему его так ценил дедушка Лодыжкин? – Какие человеческие качества героев рассказа (дедушки Лодыжкина, Серёжи, Трилли, барыни, дворника) высвечивает их отношение к собаке?
– Помог ли Куприну герой рассказа, пудель, объяснить читателю, что такое доброта, честность, неподкупность, верность и преданность в дружбе, смелость?
-Хотели бы вы быть похожими на Сережу? Почему?
-Какими качествами обладает мальчик?
- Почему и хозяева дачи, и их слуги так непочтительны по отношению к бродячим артистам?
Они не понимают, что хлеб бродячего артиста не сладок: нужно много трудиться, чтобы научиться трюкам, которые выполняет Сергей; нужно много терпеть, чтобы, превозмогая усталость, в летнюю жару переходить от дачи к даче в надежде получить кусок хлеба. Обитатели дачи видят в них не честных тружеников, а голодранцев и обманщиков.
- Как работают артисты?
Артисты работают на совесть, несмотря на то что это очень трудно на сильной жаре, «когда Реомюр показывает двадцать два градуса в тени».
-В каких эпизодах проявляются лучшие качества Сережи и старика Лодыжкина?
XX. Выполнение дифференцированных заданий. 1. Соедини героев с качествами, которыми их наделил А.И. Куприн:
герои
качества
Дедушка Лодыжкин Сережа Дворник Трилли Барыня
2. Какова тема произведения? 1) О братьях наших меньших животных. 2) О взаимоотношении людей и животных. 3) О жизни людей до революции. 3. Какова главная мысль этого произведения? 1) Добиваться цели нужно любыми способами. 2) Купить можно все, были бы деньги. 3) Преданность, верность, дружба – это самое главное в жизни человека.
XXI. Рефлексия: У. Чему учит это произведение? – Учит тому, что в дружбе жить лучше.
XXII. Картинная галерея:
А если бы вы получили от автора такое задание: подсказать новый образ героев, чтобы вы поменяли?
Какое имя предложили?
Чем он мог заниматься?
XXIII.Итог урока:
- С каким произведением мы сегодня познакомились?
- Кто его автор?
- Какова его главная мысль?
- Важна ли для нас эта тема?
-Почему?
Берясь за дело, нужно несмотря ни на что довести его до конца. Если не умеешь - учись, но делай это как положено!
У нас у всех есть друзья, мы не должны так поступать.
XXIV. Выводы: – Преданность, верность, дружба – это самое главное в жизни человека. Куприн учит читателей быть человечными, добрыми, благородными по отношению друг к другу и к животным, осуждает черствость и бездушие людей.
– Отношение к белому пуделю позволило А.И.Куприну в рассказе показать достоинства и недостатки героев произведения: неподкупность Лодыжкина и смелость Серёжи, безнравственность обитателей дачи и преступность дворника.
XXV. Домашнее задание: Выразительное чтение отрывка рассказа с. 76-83.
На выбор:
1 вариант. Творческий пересказ
от лица Сережи.
от лица дедушки.
от Арто.
2 вариант. ЖЗЛ (жизнь замечательных людей). Рассказ об А.И.Куприне.
Учитель: -Вы ответьте, на уроке не было ли скуки?
Кому было интересно поднимите руки.
XXVI. Оценивание учащихся. Наш урок подошел к концу. Вы все очень активно работали, поэтому я предлагаю вам оценить свою работу на уроке. -Продолжите предложение: Мне было интересно… Мне захотелось… Я учился …. У меня получилось…
XXVII. Круг Радости: «От сердца к сердцу».
Собрав учеников в круг, учитель предлагает взяться за руки и исполнить песнюТатьяныMyхаметшиной «О доброте».
Песня о доброте
Сл. и муз. Татьяны Мухаметшиной
В этом мире огромном, в котором живем я и ты,
Не хватает тепла, не хватает людской доброты.
Будем вместе учиться друг друга беречь и любить,
Будем вместе учиться друг другу, как звезды, светить.
Припев:
Весной зашумит вода,
Зимой запоют ветра.
Давайте, друзья, всегда
Друг другу желать добра!
Пусть не ставят нам в школе отметок за щедрость души,
Ты однажды возьми и добро просто так соверши,
И тогда на морозе щемящей запахнет весной,
И тогда на земле станет больше улыбкой одной!
Ждут нас сотни дорог, но у каждого будет своя,
И до цели добраться, конечно, помогут друзья.
Чтоб скорее исполнились давние наши мечты,
Пусть всегда будет главным уроком урок доброты!
-Задала я вам заданье. Что ж, ребята, до свиданья! Прозвенит сейчас звонок,
И закончится урок, спасибо вам мои, друзья! Всем очень благодарна я.