Цели: 1. Продолжить знакомство учащихся с особенностями басни как литературного жанра; подчеркнуть важность морали как композиционного элемента, являющегося средоточием идейного содержания басни; познакомить с термином «аллегория»;
2. Развивать чуткость к художественному слову; развивать эстетическое восприятие, эмоции, чувства и ощущения, интуицию;
3. Обогащать духовный мир ученика, воспитывать сопротивление невежеству.
Этапы урока:
1. Оргмомент
2. Проверка готовности к уроку
3. Повторение
4. Физкультминутка
5. Подготовка восприятия
6. Сообщение темы урока, задач
7. Работа по теме
8. Итоги урока
9. Домашнее задание
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Аллегория и мораль" (урок литературы)»
Тема: Понятия аллегории и морали
Цели: 1. Продолжить знакомство учащихся с особенностями басни как литературного жанра; подчеркнуть важность морали как композиционного элемента, являющегося средоточием идейного содержания басни; познакомить с термином «аллегория»;
2. Развивать чуткость к художественному слову; развивать эстетическое восприятие, эмоции, чувства и ощущения, интуицию;
3. Обогащать духовный мир ученика, воспитывать сопротивление невежеству.
Этапы урока:
1. Оргмомент
2. Проверка готовности к уроку
3. Повторение
4. Физкультминутка
5. Подготовка восприятия
6. Сообщение темы урока, задач
7. Работа по теме
8. Итоги урока
9. Домашнее задание
Забавой он людей исправил, Сметая с них пороков пыль; Он баснями себя прославил, И слава эта – наша быль. И не забудут этой были, Пока по-русски говорят, Ее давно мы затвердили, Ее и внуки затвердят. (П.Вяземский)
1. Оргмомент
Приветствие. Выявление отсутствующих.
2. Проверка готовности к уроку
Чтение басен Крылова наизусть (часть у доски, часть «рассказывают» басни, отражая их на листах бумаги).
3. Повторение Беседа по вопросам: 1. Что такое басня? 2. В чем ее особенности? 3. Кто чаще всего выступает в роли главных героев? Все верно, ребята. А теперь, давайте представим себе некоторых из них
4. Физкультминутка
Дети встают со своих мест.
А теперь вспомним героев басен. Я называю, а вы жестами показываете героя.
МЕДВЕДЬ (ребята должны изобразить, что он большой, неуклюжий)
Говорящие лисички, мартышки, вороны и медведи в баснях Крылова – лишь средство донести до читателя важные истины, которые потом помогут разобраться в том, “что такое хорошо и что такое плохо”.
В разных литературных жанрах свои средства и способы выражения оценки поступков, мыслей отношений.
6. Целью нашего урока сегодня будет изучение басен Крылова со стороны средств и способов выражения оценок поступков и ситуаций.
Запишем сегодняшнюю дату и тему урока: средства выражения оценки поступков и ситуаций в баснях И. А. Крылова.
Чтобы цель урока была достигнута, нам необходимо поставить перед собой ряд задач, которые поведут к цели:
1. Вспомнить изученные и знакомые с детства басни и их героев.
2. Познакомиться с понятием «аллегория».
2. Поговорить о морали басен.
Итак, начнем с пункта 1: какие басни вы можете вспомнить и кто в них выступает в роли главных персонажей? Характеризуя героев, о чем мы будем говорить: о внешности или о характерах? Почему?
Мы будем описывать характеры, так как басня - это литературный жанр, сатирически изображающий человеческие поступки и отношения (а о человеке судят по его поступкам, в первую очередь) через иносказание.
Иносказание – выражение иного, другого, скрытого смысла. Басни полны иносказаниями. Например под ситуацией, в которой волк , желая попасть в овчарню, неожиданно попадает на псарню, мы можем разглядеть ситуацию войны 1812 года, а в волке увидеть французского императора Наполеона.
С понятием «иносказание» тесно связано понятие «аллегория».
Аллегория – изображение предмета, за которым скрывается другое понятие или другой предмет. Аллегория – это процесс охарактеризовывания персонажа, при котором его качества закрепляются в нашей памяти и ассоциируются только с этим животным. Например, лису мы считаем хитрой, поэтому под аллегорией лисы мы распознаем хитрого человека, за ягненком – беззащитный человек, свинья – неблагодарная, наглая, ленивая.
Чтобы подкрепить вышесказанное, обратимся к басне “Свинья под Дубом”. Глазками пробежались по тексту – освежили содержание басни в своей памяти.
С какой интонацией надо читать слова Свиньи? (лениво, спокойно, нагло). А почему?
Давайте в тетрадочках запишем слова, которые характеризуют Свинью. (Наглая, необразованная, ленивая, глупая и др.) А Дуб? (мудрый, умный и др.).
Что означает выражение: “поступить по-свински”, “подложить свинью”? (Совершить подлость)
Ребята, не просто так в баснях используется иносказание и аллегории, а с целью того, чтобы через образы животных обличить отрицательные качества и поступки и показать нам со стороны, как это низко, подло, некрасиво, но особенность басни в том, что в ней нам не читают нотаций, не поучают. Басня наблюдает и предоставляет читателю самому расценивать его наблюдения. Каждая басня – это своего рода нравственный суд над теми или иными видами порока. Хотя мы четко угадываем мнение автора, басня объективна: Крылов не дает оценок своим персонажам, он их просто показывает. А мы с вами делаем выводы в соответствии с нашими моральными принципами.
Мора́ль (лат. moralis — касающийся нравов) — один из основных способов поведения человека. Мораль охватывает нравственные взгляды и чувства, жизненные ориентации и принципы, цели и мотивы поступков и отношений, проводя границу между добром и злом, совестливостью и бессовестностью, честью и бесчестием, справедливостью и несправедливостью, нормой и ненормальностью, милосердием и жестокостью и т. д.
Какова мораль басни «Свинья под дубом», какой вывод делает сам Крылов?
(Невежда так же в ослепленье
Бранит науку и ученье,
И все ученые труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды.)
8. Итоги урока
В чем проявляется аллегория в басне «Свинья под дубом»? Для чего автор использует аллегорию, иносказание.
Итак, ребята, целью нашего урока сегодня было изучение басен Крылова со стороны средств и способов выражения оценок поступков и ситуаций. И путем анализа мы выяснили, что И.А. Крылов выражает оценку поступков и ситуаций с помощью иносказания, аллегории, а также такой структурной части басни, как мораль, в которой и заключен тот смысл, то нравоучение, ради которого создавалась басня.
9. Домашнее задание
Найти 2-3 басни Эзопа и приготовиться к выразительному чтению. Индивидуально – сообщение об Эзопе.