План урока | Методы обучения | Формируемые УУД | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала. |
Организация начала урока | Словесный, метод мотивации учебной деятельности | Личностные: внимание, уважение к окружающим; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками; Регулятивные: саморегуляция | Психологический настрой детей на урок. -Посмотри в глаза своему соседу по парте и мысленно пожелай ему успеха на уроке, улыбнись ему, учителю. | Оценивание готовности к уроку. Самоорганизация на учебную деятельность |
Этап 2. Мотивация к учебной деятельности |
1.Сквозной элемент урока | Индивидуальная работа, парная, коллективная | Регулятивные: саморегуляция | Чтение отрывков из ранее прочитанных рассказов А.П.Чехова | Подготовка к восприятию биографии Чехова, рассказа «Толстый и тонкий» |
2.Мотивация к учебной деятельности | Проблемный, метод фронтальной организации обучающихся | Познавательные УУД: выбор оснований и критериев для сравнения и классификации материала; Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные УУД: целеполагание | Проблемный вопрос: Кто автор прочитанных рассказов? Из каких рассказов отрывки? -Сегодня мы продолжим знакомство с известным вам писателем А.П.Чеховым . Защита презентации заранее подготовленными учениками. Проблемный вопрос: Подумайте, как эта презентация будет связана с нашим занятием и какая будет тема нашего урока. | Анализ, сопоставление. Построение развернутого ответа на поставленный вопрос. Формулируют предполагаемую тему занятия; составляют план своей деятельности, направленный на получение недостающих знаний и умений. |
3.Сообщение темы урока. Постановка учебных задач. | Проблемный, метод фронтальной организации обучающихся | Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; регулятивные УУД: целеполагание | Задание: Вспомните героев и названия рассказов А.П.Чехова, прочитанных в 5 классе Целеполагание. Сформулируйте тему нашего урока. | Отвечают на вопросы. Построение развернутого ответа на поставленный вопрос. Определяют тему урока, записывают в тетрадь. Постановка учебной задачи на этот урок |
Этап 3. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи. |
1.Выборочная проверка домашнего задания | Словесный, познавательный, эвристический | Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать; коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; соблюдать правила общения; личностные УУД: смыслообразование (уметь находить ответ на вопрос «Какое значение, смысл имеет для меня учение? »; ценностное отношение к человеку; регулятивные УУД: предвидеть возможности получения конкретного результата. | Проверка пересказа учащимися воспоминаний о писателе. Беседа. -Каким человеком предстает перед вами А.П.Чехов по воспоминаниям К.И.Чуковского? -Какие особенности характера помогли ему стать мастером юмористического рассказа? -Что особенно высоко ценил Л.Н.Толстой в творчестве Чехова? -С написания каких произведений началась его писательская деятельность? | Отвечают на вопросы учителя. 1 группа – читали дома воспоминания К.И.Чуковского 2 группа – воспоминания Л.Н.Толстого |
2.Работа с литературоведческими понятиями. | | Составление карты жанра рассказа – Восстановите схему жанра рассказа, выбрав нужные элементы. -Вспомните и дайте определение рассказа. | Групповая работа. Каждая группа должна выбрать верные элементы жанра рассказа. Оценивается правильность и скорость выполнения задания). Коллективная проверка. Предполагаемый ответ: Рассказ – это малая форма повествования, в которой дается изображение эпизода из жизни героя |
3.Мини-исследование в группе. | | | Задание. Попробуйте дать определение термину художественная деталь. | Исследовательская работа. Обсуждение и поиск общего решения группы, представление результатов работы в группе. Предполагаемый ответ: Художественная деталь – одно из средств создания образа, может воспроизводить черты внешности, одежды, обстановки. Отвечают на вопрос учителя. |
Физ. минутка (пауза релаксации) | | Личностные УУД: работа в команде одноклассников под руководством учителя; коммуникативные УУД: интегрироваться в группу и строить продуктивное взаимодействие. | Физ.минутка «Бабочка» Организует разминку. | Активно выполняют физические упражнения |
Этап 4. Практикум. Аналитическая работа с текстом |
Работа с текстом рассказа. | Проблемный, метод фронтальной организации учащихся | Личностные УУД: стремление к речевому самосовершенствованию, формирование навыков развернутого анализа; познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать; коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Беседа: - Сегодня мы познакомимся с рассказом Чехова «Толстый и тонкий». -Не читая рассказ, можете сказать, о чем он? | Отвечают на вопросы учителя. Дают развёрнутые ответы. |
1. Просмотр инсценирования рассказа учениками | | Беседа о просмотренном. -Понравилось ли вам инсценирование ? - Подтвердилось ли ваше предположение о характере героев? - Как актеры передали характерные черты персонажей рассказа? — Какое явление жизни высмеивает писатель? — В каких ситуациях этот рассказ может служить уроком для нас? | Смотрят инсценирование. Делятся впечатлением. Дают развёрнутые ответы на вопросы учителя. Предполагаемый ответ: Автор высмеивает чинопочитание, угодничество, лицемерие, нежелание человека оставаться самим собой при любых обстоятельствах жизни. |
2.Словарная работа | | Формирование познавательной активности через творческое задание и корректировка полученных ответов. Выполняет роль консультанта | Групповая работа. Выпишите 8 непонятных слов. Группы обмениваются листочками и обсуждают значение данных слов. Коллективная проверка. |
3.Выразительное чтение обучающимися | | | Чтение по ролям рассказа Подготовка к чтению. Чтение. |
4. Словесное рисование. | Метод словесного рисования | -Какую иллюстрацию к рассказу вы бы нарисовали? | Словесное рисование. Самостоятельное создание микротекста на заданную тему |
5. Знакомство с иллюстрациями к рассказу Чехова | Наглядный, частично-поисковый | Какая иллюстрация вам больше понравилась, почему? — Как изображены персонажи на иллюстрации В.Бритвина? Какой намек содержит такое изображение? | Дают развёрнутый ответ на вопросы. |
| | | |
Этап 5. Закрепление полученных знаний |
Групповая работа. Самостоятельный анализ рассказа. | Работа в группах и выступление перед аудиторией. | Личностные УУД: формирование эстетических потребностей, наблюдательности и фантазии; нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания; регулятивные УУД : адекватно воспринимать предложения учителя, одноклассников и адекватно использовать речь; познавательные УУД: осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям; коммуникативные УУД: строить монологические высказывания; проявлять активность в решении познавательных задач | Организационная. Правила работы в группе. Разработка критериев оценки работы в группе. | Групповая работа. Обсуждение и поиск общего решения группы, представление результатов работы в группе. Самостоятельный анализ рассказа. 1 Задание. 1 группа. 1. О чем говорит название рассказа? 2.Каковы основные элементы композиции рассказа? 3.Найдите кульминацию 2 группа. 1.В чем особенность речи героев? 2.Есть ли портреты героев? 3. Какова их роль? 3 группа. 1.Найдите детали, характеризующие героев и их поведение 2.Сопоставьте поведение героев в начале и в конце встречи. |
Этап 6. Подведение итогов урока |
1.Обобщение | Индивидуальная работа, выступление перед аудиторией. | Личностные: соотносить свою часть работы с общим замыслом; регулятивные: умение рационально организовывать самостоятельную деятельность; познавательные: овладение логическими действиями сравнения, обобщения; активность в решении творческой задачи; коммуникативные: навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками | Формирование познавательной активности через творческое задание и корректировка полученных ответов. Выполняет роль консультанта. | Составление сравнительной таблицы Сопоставление редакций рассказа. |
2.Самооценка | Самоанализ | | Анализ работы учащихся. | Самооценка работы на уроке. |
3.Домашнее задание | Словесный, наглядный | | Дифференцированное домашнее задание. 1.Сочинение-миниатюра. Придумайте современную ситуацию, где бы можно было использовать идею рассказа «Толстый и тонкий» 2. Составьте ребус или кроссворд по рассказу. 3.Нарисуйте иллюстрации к рассказу Чехова. | Обучающиеся оценивают свою деятельность с помощью сигнальных карточек: красная – «отлично», зеленая – «хорошо», коричневая – «удовлетворительно». Записывают задания в дневники. |
4.Рефлексия | Метод контроля, познавательно-рефлексивный | Регулятивные УУД: рефлексия; коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Что удалось нам сегодня на уроке? Чем запомнится эта встреча? Кто узнал новое для себя? Итоговый комментарий. | Дают развернутый ответ на вопрос |