kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Березники – звучит красиво…» (образ малой Родины в творчестве березниковских поэтов)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методическая разработка идеальна для обучающихся любого возраста. Её можно использовать не только на уроках литературы, но и на классных часах. Разработка носит региональный характер, но грамотный педагог сможет её использовать и для других своих уроков. Структура разработки может использоваться как идеальное клише для уроков и классных часов подобной тематики.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Березники – звучит красиво…» (образ малой Родины в творчестве березниковских поэтов) »

Конспект урока


«Березники – звучит красиво…» (образ малой Родины в творчестве березниковских поэтов)

На доске эпиграф:

Этот город в плену у рябин,

У берёз, у тайги непроглядной.

Этот город на свете один-

Необычный и своеобразный.

А. Горюшкин.

Также на доске запись имён и фамилий поэтов:

С. Божков С. Малышев

А. Медведев Л. Гуревич

П. Петухов В. Лапшин

В. Болотов М. Глубоковская

В. Радкевич Н. Воронцова

Ю. Марков Ф. Якупов

Ю. Святопольский И. Бельмас

В. Гусев И. Гилёв

Т. Царенко А. Вятских

Л. Ильиных Л. Мезрин

Д. Ценёв О. Шерстобитов

Н. Ябурова М. Шерстнёв

Ю. Могунов Ю. Змеев

Г. Голева А. Мартынов

А. Морозов В. Белявских

В. Кудрявцев Н. Политов

  1. Организационный момент


Звучит песня о Березниках, учитель начинает урок.

Здравствуйте, дорогие учащиеся, а также гости сегодняшнего урока. Мне захотелось начать наш урок именно этой лирической мелодией. Давайте вслушаемся в неё. О чём она? Как вы думаете, почему звучит именно эта мелодия, и как она будет связана с нашим уроком? (учащиеся выдвигают предположения, что речь на уроке пойдёт о городе Березники.) Да, сегодня на уроке мы поговорим о нашей малой Родине - Березники. Запишите тему урока и эпиграф в тетрадь. Для темы урока я использовала слова березниковской поэтессы Галины Голевой - «Березники – звучит красиво…», а для эпиграфа – Александра Горюшкина – именно слова этих авторов очень чётко характеризуют наш город.

Что для вас значит слово Родина? (место, где родились, жили); у нас есть две Родины – Россия и малая Родина – Березники (для большинства из вас). Поэты и писатели в своём творчестве всегда старались передать любовь к Родине, как к широкому понятию – России, и к тому местечку (городу, селу, деревне), где они родились. Так и наши березниковские поэты в своём творчестве всегда старались выразить любовь к городу Березники, а как они это сделали мы и посмотрим на уроке. Поэтому сегодня мы познакомимся с жизнью и творчеством некоторых березниковских поэтов и поподробнее остановимся на образе малой Родины в их стихах. Я решила остановиться именно на этой теме, так как мы не знаем талантливых березниковцев, и, надеюсь, что вы узнаете много нового на уроке, расширите свой кругозор. А для более близкого знакомства с ними у нас на уроке гость – березниковская поэтесса Анастасия Юшкова.


  1. Объяснение нового материала


Начать мне хотелось бы небольшой презентацией (запускается презентация со сладами панорам нашего города и фоном, преподаватель читает стихи березниковских авторов о городе). Обратите внимание, что в данной презентации прозвучали фамилии поэтов: Б. Суровешкина, Е. Качаловой, И. Волкова, В. Петровской. Вам знакомы эти имена? На сегодняшнем уроке вы услышите ещё ряд имён, о которых вы не слышали. А сейчас познакомимся ещё с одним автором, я назвала бы его знакомым незнакомцем – это Алексей Решетов (выступает учащаяся с докладом и чтением стихов о Родине). Давайте остановимся на стихотворении «Ни триумфальных арок, ни соборов» (перед учащимися раздаточный материал и вопросы к текстам – работа по стихотворению). А сейчас давайте нарисуем главные образы, через которые автор передаёт свою любовь к городу, создадим иллюстрацию к стихотворению.

К нам на урок пришла березниковсакая поэтесса Анастасия Юшкова, которую я вам представляю и приглашаю её познакомить вас со своими стихами о Родине (выступление поэтессы, учащиеся слушают, задают вопросы по творчеству).

Ещё одно имя, с которым я хочу вас познакомить – Иван Сидоров (выступление учащейся с докладом). Остановимся на стихотворении «Малая Родина» (работа по тексту: ответы на вопросы, а создать иллюстрацию – это домашняя работа).


  1. Подведение итогов


Для кого-то Родина – это река Кама, для другого – это тополя, берёзы, а Л. Новожилов сравнивает её с мамой:

Любимый наш город,

Стоишь ты на Каме,

Сверкают твои Рудники.

Зовут тебя гордо,

С любовью, как маму,

Березники, Березники.

В. Ватлин сравнивает с садом:

Березники мои, Березники,

Ты город-сад у северной реки.

Ю. Кузвесов называет его:

Город солнечный. Город зелёный.

Город-труженик – Березники.

Этот список можно продолжать, на доске перед вами ещё ряд березниковских поэтов, познакомьтесь с ними.

Что значит Родину любить? (восхищаться ей, заботиться о ней, не бросать в трудную минуту). В этом году я открыла в стенах нашего училища талантливую начинающею поэтессу и хочу вам её представить, она обучается рядом с вами. Это Екатерина Сырыгина и она расскажет о своей малой Родине – посёлке Яйва.


О Родине

Что Родина для вас? Страна иль город?

Дома, машин струящийся поток.

А для меня - тумана терпкий солод,

И на мосту уютный уголок.

Там вечером, когда закат вскипает,

Теряясь в дымке сумрачно-ночной

Огни плотины сторож зажигает,

Они как будто тени над рекой.

Там беззаботно ездят электрички.

Вдали виднеются холмы, леса.

Дома далёкие горят, как спички.

Дымок из труб глотают небеса.

Там одиночеством, тоской полны мгновенья,

Я это место с нежностью люблю.

Оттуда я читаю вдохновенье.

Я там живу, мечтаю и скорблю!

Что Родина для вас? Изгибы улиц,

С вкрапленьем луж осеннею порой.

А для меня она - десятки улиц,

И радость возвращения домой.

Родная школа. Старый детский садик,

Друзья, учителя, врачи.

Среди посёлка тихий полисадник,

В котором вечно каркают грачи.

Куда-то уходящая дорога,

Как млечный путь, зовущая с собой.

И надпись «Катя» прямо у порога,

И злой сосед, бранящийся порой.

Здесь нет церквей, безверие, неправда.

Но я не верю – и господь с тобой!

Здесь все надеются на сказочное завтра,

Здесь люди чище и разумнее душой.


Закончить наш урок мне хотелось бы, вернувшись к теме урока и словам Галины Голевой:

Березники – звучит красиво.

Чудесный, милый город мой.

Здесь та же родина, Россия,

Что нам подарена судьбой.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Кобзева Татьяна Георгиевна

Дата: 27.03.2015

Номер свидетельства: 192661


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства