Уметь выделять поступок как проявление характера героя.
Сформировать эмоциональное отношение к поступкам героев доступных данному возрасту литературных произведений.
Сформировать чувства доброжелательности, доверия, внимательности, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи.
Метапредметные:
Регулятивные –
Участвовать в обсуждении плана выполнения заданий
Выполнять учебные действия в устной речи и оценивать их
Оценивать результаты работы, организовывать самопроверку
Познавательные -
Читать тексы, понимать фактическое содержание текста, выделять в нём основные части.
Находить в тексте ответ на заданный вопрос.
Ориентироваться в содержании учебника.
Коммуникативные -
Проявлять интерес к общению и групповой работе.
Уважать мнение собеседника.
Участвовать в выразительном чтении по ролям, в инсценировках.
Следить за действиями других участников в процессе коллективной творческой деятельности и по необходимости вносить в неё коррективы.
Предметные:
Познакомиться с новыми произведениями.
Сформировать целостное представление об основной идее произведения.
Оборудование:
Литературное чтение: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 2 / авт.-сост.: Л.А. Ефросинина.- 6-е изд., дораб. – М. : Вентана-Граф, 2013
Проектор, презентация, листочки для работы в парах, карандаши.
Ход урока
1.Актуализация знаний.
Организационный момент. Приветствие.
-Ребята, у нас сегодня необыкновенный урок.
Прикоснитесь ладошками друг к другу, улыбнитесь. Почувствуйте тепло и поддержку друга. Это поможет вам в работе на уроке.
(слайд)
Если ты попал в беду,
Если трудно одному,
Ты ищи себе друзей:
С ними вместе веселей!
А что делает нашу жизнь лучше, конечно же сказки.
(слайд)
Сказки... Наверное, нет в мире человека, который бы их не любил. Их любят взрослые и дети, потому что мир сказок удивительный, волшебный и прекрасный. Многие говорят, что сказки просты и понятны всем.
Но если мы начинаем задумываться, то возникает много вопросов: почему у Бабы Яги костяная нога? Почему избушка "на курьих ножках"; почему Иван, желая войти в эту избушку, просит: "Избушка, избушка, стань ко мне передом, а к лесу задом"? Не проще ли обойти?
Да, не все так просто, каждая сказка имеет свою суть и чему-то обязательно нас учит.
2. Проверка дом. задания.
Назовите авторов и сказку, которую мы читали на предыдущем уроке и дома.
(слайд)
Сегодня на уроке вспомним содержание сказки и обсудим прочитанное и услышанное.
Кто такие бременские музыканты?
Почему их назвали бременскими?
Отгадай героя сказки.
(слайд).
На сколько частей можно разделить сказку?
Прочитайте, как вы озаглавили каждую часть и её границы.
Проверьте план и найдите ошибки, исправьте.
(слайд )
1.У страха глаза велики.
2.Встреча друзей по несчастью.
3.Домик разбойников.
4.Смекалка помогла. (неверно)
Встреча друзей по несчастью.
Домик разбойников.
Смекалка помогла.
У страха глаза велики. (верно)
3.Игра «Кто лучше знает сказку?»
(Класс можно разделить на три команды, работа попарно. Раздать листочки с заданием.)
Ответьте на вопросы. (слайд)
Кто на чём играет?
Осёл на гитаре
Собака на барабане
Кот на скрипке
Петух на балалайке
У кого жили герои?
Собака у охотника
Осёл у мельника
Петух у хозяйки
Кот у хозяев
Кто где спал?
Осёл во дворе
Собака перед двором
Кот на печи
Петух на воротах
(Взаимопроверка)
4. Работа с текстом.
Работа с первой частью.
- Расскажите, как осёл оказался на улице? Почему мельник его выгнал?
-Узнаёте ли вы героев мультфильма? Какие отличия вы видите? На какую ещё сказку похож мультфильм?
6. Работа с текстом.
Работа со второй частью. (Чтение по ролям. Распределение ролей)
-Прочитайте, как друзья остановились на ночлег. Передайте усталость, грусть, голод.
Работа с третьей частью. (Раздать листочки с заданием)
-Найдите ошибки в предложениях из сказки.
Осёл тихонько поставил передние ноги на ворота. (На подоконник)
А осёл, собака, кот и петух сели вокруг стола и принялись за пирог. (За еду)
А кот взобрался на ворота. (На печь)
Рассердился кот, вскочил, зафыркал, да как цапнет разбойника зубами, да как зашипит. (Лапами)
Работа с четвёртой частью.
-Найдите в тексте и прочитайте выразительно рассказ разбойника о том, что увидел он в избушке.
-Выбери пословицу и составь небольшое обращение к героям сказки, их хозяевам, к разбойникам.
(слайд)
За добро добром и платят.
Робкого и тень страшит.
Дружба и братство дороже богатства.
Давайте ещё раз дадим характеристику животным и их хозяевам
(слайд)
Животные Хозяева
Дружные, находчивые Злые, неблагодарные
Подружились, помогли Прогнали, обидели, не пожалели
Дружба и братство дороже богатства. Поступили некрасиво!
Молодцы! Плохо!
7. Рефлексия. Подведение итогов.
- Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок. Какие же уроки должны сделать мы?
-В городе Бремене память о сказочных персонажах живет и поныне. Главная городская достопримечательность – скульптура, изображающая бременских музыкантов: осла, собаку, кота и петуха, которые стоят друг на друге. Автор этой замечательной «пирамиды» – немецкий скульптор Герхард Маркс.Летом 2007 года возле скульптуры была установлена так называемая «поющая дыра». С виду «дыра» очень напоминает обычный канализационный люк. Правда, крышка у него не чугунная, как у других, а бронзовая и в середине имеется небольшое отверстие, куда туристы могут бросать монеты.Причем вас обязательно отблагодарят за ваш щедрый поступок – вы услышите знаменитое пение бременских музыкантов: собака, осел, петух или кот исполнят что-нибудь на своем зверином языке. Ну, а если хотите услышать полный репертуар, то придется раскошелиться четыре раза.
Денежные средства, собранные таким оригинальным путем идут на благотворительность.А чтобы не чистые на руку граждане не воспользовались деньгами, честно собираемыми сказочным квартетом, люк крепко приварен к мостовой и вдобавок находится под охраной полицейских, следящих за порядком на площади возле ратуши.
-Какое у вас настроение после этого урока? На сколько результативно вы работали? Покажите цветом своё решение: красный - я был активен, мои ответы были верны;
оранжевый – я очень старался; жёлтый – я недостаточно хорошо работал на уроке.
8. Домашнее задание.
- Нарисуйте самый яркий, на ваш взгляд, эпизод из сказки.
- Перескажите сказку от имени одного из героев. Те кто выбрал себе жёлтый квадрат, представят себя в роли пса, оранжевый – кота, красный – петуха.
Дополнительная литература:
Тишурина, О.Н. Писатели в начальной школе. Вып. 1 : дидактическое пособие к урокам литературного чтения. – 4-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2006
Сказка «Бременские музыканты» вдохновила:
1.Вдохновение в мультипликации.
-Узнаёте ли вы героев мультфильма? (показ фрагмента мультфильма)
-Какие отличия мы видим?(ответы детей)
-Как вы думаете, кого вдохновила сказка братьев Гримм на создание мультфильма? (Мультипликаторов)
2.Вдохновение в музыке.
-А сколько известных вам с детства песен использованы в мультфильме?
-Знаете ли вы, кто их придумал для вас? (поэт-песенник Юрий Энтин и композитор Геннадий Гладков).
/прослушивание песен из мультфильма/
3.Вдохновение в книжной графике.
-А как называется профессия людей, которые оформляют нам рисунки в книгах? (художники, художники-оформители).
/Показ книжек разных изданий./
4.Вдохновение в кинематографе.
-Знакомимся с новым словом «экранизация».
К истокам слова!
(таблица со значением слова – на доске).
Экранизация – создание кино или телефильма на основе литературного произведения.
-Художественный фильм «Бременские музыканты» экранизирован Александром Абдуловым в 2000 году.
-Как вы думаете, люди каких профессий были вдохновлены на создание фильма сказкой братьев Гримм? (режиссёр, художник по костюмам, артист, композитор, гримёр, сценарист, кинооператор…)
/Просмотр фрагмент фильма/.
5.Вдохновение в искусстве.
-А человека какой профессии вдохновила сказка на создание скульптуры