Тема урока : Буква «Н, н ». Тип урока : Урок формирования новых знаний. Вид урока : Урок – путешествие. УМК: «Перспектива» Цель урока: Познакомить учащихся с буквой Н,н и звуками, которые она обозначает. Задачи урока : 1) Формировать знания учащихся о твёрдом и мягком согласном звуках [ н ], [ н’] и обозначении их буквой «н». 2) Развивать умение учащихся читать слоги , слова и предложения с буквой «н». 3) Воспитывать культуру речевого общения.
Оборудование : цветовые схемы гласных звуков, твёрдых и мягких согласных звуков; плакат с изображением букв «Н, н»; наглядный материал – носорог, олень, пруд, лягушка, заяц, Буратино, ёжик, сова, лесная школа; карточки для сравнения букв «Н» и «И»; учебник «Букварь»( с.64-65), тетрадь с печатной основой « Я учусь писать и читать». Ход урока. 1. Вступительное слово, постановка проблемного вопроса. - Сегодня мы совершим путешествие в лесную школу, поэтому весь урок нас будут сопровождать лесные жители и их друзья – ученики этой школы. - А вот что нового вы узнаете, и какова тема сегодняшнего уро- ка – попробуйте догадаться сами. Об этом вы мне скажете в конце нашего урока. 2. Выделение звуков [н], [н’]. - В дороге нас будут сопровождать двое животных. Каких – вы сейчас отгадаете. Загадка. – Кто один имеет рог ? Отгадайте ?................... ( Носорог ) - Какой звук вы слышите в начале слова « носорог»? Он гласный или согласный ? Твёрдый или мягкий? Каким цветом будем обозначать его на схемах? Загадка. – Словно царскую корону Носит он свои рога. Ест лишайник, мох зелёный Любит снежные луга. ( Олень ) - Какой звук вы слышите на конце слова «олень»? Он гласный или согласный? Твёрдый или мягкий? Каким цветом будем его обозначать на схемах? 3. Составление звуковой схемы слов «нос» и «нитки». - Носорог и олень не пропустят нас в лес, если мы не справимся с их заданиями. Они приготовили вам 2 слова, а вы должны соста- вить их звуковые схемы. Первое слово «спряталось» как раз внутри слова «носорог». (Нос). Второе слово начинается со звука, которым заканчивается слово «олень». (Нитки). Эти слова даны в учебнике «Букварь» на стр. 64. (Учащиеся делают звуко- вой анализ слов с использованием карточек-схем трёх цветов, учитель дублирует работу учащихся на доске). 4. Фразеологизмы со словом «нос». - Слово «нос» мы иногда используем в «переносном» значении. Например: Зарубить на носу – запомнить Вешать нос – унывать Задирать нос – зазнаваться Водить за нос – обманывать Говорить под нос – тихо говорить Увести из-под носа – украсть с видного места С гулькин нос – очень мало Высунуть нос – показаться Нос не дорос – мал ещё Совать под нос – донимать Утереть нос – доказать Соваться со своим носом – вмешиваться Уткнуть нос – делать вникая Тыкать носом – уличать Комар носа не подточит – очень точно 5. Упражнение в определении на слух звуков [н], [н’]. - На нашем пути встретился небольшой пруд. А кто в нём обита-ет – отгадайте . Загадка. – Скачет в траве, глаза на голове, Скользкая и мокрая, зелёная квакушка, А зовут её - ….. ( Лягушка ). - Лягушка любит и зелёную травку, и ледяную воду, поэтому она предлагает вам сыграть в игру «Лёд и трава». Я буду назы- вать слова со звуками [н], [н’], а вы должны услышать твёрдый это звук или мягкий и показать мне синюю или зелёную карточ- ку. Если в слове вообще нет этих звуков, значит вы показываете красную карточку. а) Слова : танк, день, команда, кони, комар, батон, пеньки, мош- ка, насос, лень, орден. - Как вы думаете, почему лягушка предложила нам 2 слова – «комар» и «мошка», в которых нет звуков [н], [н’]? (Она питает- ся комарами и мошками, поэтому не могла пропустить такие «важные» для неё слова). б) – Вспомните и назовите имена, которые начинаются со звуков [н], [н’]. ( Наташа, Никита, Надежда, Николай, Нюра, Настя, Нина, Никодим, Никифор, Наиль ). - Лягушке понравилось, как вы отвечали , и она с удовольствием покажет нам дорогу в лесную школу. 6. Ознакомление с буквами «Н,н». - Ребята! Твёрдый согласный звук [н] и мягкий согласный звук [н’] обозначаются на письме одной буквой. Её называют буква «эн». (Показ буквы). - На какую букву похожа буква «н»? (На букву «и»). - Что у них общего и в чём различие? - Об этих буквах есть небольшое стихотворение в учебнике(с.64) (для читающих учащихся). 7. Чтение слогов с буквой «н». - Наше путешествие в лесную школу продолжается. И на пути нас встречает… Загадка. –Не барашек и не кот, Носит шубу круглый год. Шуба серая – для лета, Для зимы – другого цвета. (Заяц) - Зайчик учится в лесной школе и с буквой «н» уже знаком. Он предлагает вам прочитать слоги с буквой «н». а)Доска: НА – НЯ - Назовите те слоги, в которых слышится НО – НЁ твёрдый согласный звук [н]? НУ – НЮ - Назовите те слоги, в которых слышится НЫ – НИ мягкий согласный звук [н’]? НЭ – НЕ б) Чтение слогов «по цепочке» в учебнике (стр. 64). 8. Физминутка. - Смотрите, кто идёт к нам навстречу? (Буратино). Он сегодня тоже ходил учиться в школу, очень устал и приглашает вас немного отдохнуть. Буратино потянулся; раз нагнулся, два нагнулся, Руки в стороны развёл – ключик видно не нашёл. Чтобы ключик нам достать, надо на носочки встать. 9. Чтение слов и предложений. - Буратино понравилось ваше бодрое настроение. Он уверен, что вы также уверенно прочитаете слова и предложения с буквой «н». Попробуем? (Чтение слов на с.64 и предложений на с.65). 10. Соотнесение слов с картинками. - Вы отлично справились с этим заданием. А кто это выкатился на дорогу? Загадка. Под соснами, под ёлками Лежит мешок с иголками. (Ёжик) - Ёж поможет нам найти дорогу к лесной школе, если мы соотнесём слова («он», «она», «оно», «они») с картинками на с.65 учебника. 11. Дифференцированное чтение текста . - Ёжик доволен вашей работой на уроке, но он знает, что в нашем классе есть ученики, которые читают не только слоги и слова, а уже целые тексты. Для них он приготовил текст на с.65. Кто сможет прочитать? 12. Работа в тетради с печатной основой. - Вот мы и добрались до лесной школы. А вы знаете, кто самый мудрый учитель в этой школе? (Сова). Она предлагает вам немного побыть учениками лесной школы и поработать в тетрадках на с.34. а) Раскрасить все буквы «н». (Получится изображение ножниц) б) Расшифровать слова, вписывая буквы, используя числовой шифр. в) Вписать в пустые квадратики букву «н» и прочитать получивши-еся слова. 13. Итог урока. - Молодцы! Вы справились со всеми заданиями. Давайте подведём итог нашего урока. - Какова же всё-таки была тема урока? - Что вы узнали нового? - Какие виды работы на уроке вы сегодня выполняли? 14. Самооценка работы учащихся. - Как вы считаете, вы хорошо работали на этом уроке? - Кто был самым активным? - Чьи ответы были самыми полными и чёткими? -Спасибо всем, кто не ленился на этом уроке. Урок окончен. |