Цель урока: познакомить с новой былиной, расширить представление о былинных героях, продолжить учить работе с текстом и совершенствовать навык чтения. Урок начался с эмоционального настроя, проверки домашнего задания. Знакомство с новым разделом. Детям задался вопрос: О чем будут эти произведения? Что означает слово Былина?Знакомство с былиной.Чтение и разбор непонятных слов.Анализ прочитанного.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Былина "Болезнь и исцеление Ильи Муромца" »
Былина "Болезнь и исцеление Ильи Муромца"
Цели:
-познакомить с новой былиной;
-расширить представление о былинных героях;
-продолжить учить работе с текстом и совершенствовать навык чтения;
-прививать любовь к Родине и к своему народу.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
III. Работа по теме урока. Изучение нового.
- Сегодня мы начинаем изучать новый раздел
- Откройте оглавление и прочитайте названия произведений , которые включены в этот раздел (Добрыня и Змей, Болезнь и исцеление Ильи Муромца, Илья Муромец и Соловей-разбойник)
- О чем будут эти произведения? (о воинах, о подвигах которые они совершали)
- События , описанные в этих произведениях , будут относиться к нашему времени или к древним временам? (древним временам)
- Скажите, а как называется произведение русского фольклора о подвигах русских богатырей, которые жили в далеком прошлом? (былины)
- А что означает слово БЫЛИНА?
Былины — русские народные эпические песни о подвигах богатырей. Основным сюжетом былины является какое-либо героическое событие, либо примечательный эпизод русской истории (отсюда народное название былины — «ста́рина», «старинушка», подразумевающее, что действие, о котором идёт речь, происходило в прошлом).
Действительно, когда-то давным-давно слова «былина» не существовало, а вот песни , которые рассказывали о подвигах и делах давно минувших лет, называли старинками, старинами. Позднее появилось слово «былина», что означало «быль», то есть то, что было или есть на самом деле.
Наши предки - земледельцы, скотоводы, охотники вели жизнь полную опасностей и невзгод. Бывали наводнения, засухи, морозы. Но самым ужасным для них были воинственные набеги других народов. Враги разоряли селения, забирали в плен женщин и детей. Это вызывало у людей глубокие переживания и певцы из народа слагали героические песни о богатырях : могучих, бесстрашных защитниках русской земли.
- Прочитайте , как называется первая былина, с которой мы сегодня познакомимся?
1. Былина “Болезнь и исцеление Ильи Муромца”.
-Сегодня на уроке мы с вами будем говорить о том, который на картине В. Васнецова изображён в центре. Кто это?
Давайте попробуем выяснить, почему его назвали Муромец? Что это: отчество или фамилия?т(рассуждения учащихся)
а) знакомство с историческими сведениями об имени и фамилии главного героя:
- Мы с вами уже знаем, что былины создавались народом и в них много исторических сведений и названий. Мы изучаем их в современной обработке, хотя пришли они к нам из древнейших времён. Поэтому, имена героев былин не всегда звучали так, как мы с вами говорим сейчас.
-Вот имя и фамилия нашего сегодняшнего героя тоже изменялись. Хотите узнать как?
Физминутка
б) знакомство с текстом
- На уроке мы познакомимся с самой первой былиной об Илье Муромце, из которой узнаем, как он стал богатырём.
Чтение, разбор непонятных слов
-Где родился Илья?
-Какая пришла беда в семью?
- Сколько лет просидел Илья в избе?
- Может ли человек, страдающий таким недугом, быть богатырём? (высказывания детей)
- Кто и как исцелил Илью?
- Кто такие калики перехожие?
-Что они предсказали Илье?
в) работа по содержанию:
- Каким стал Илья? Подтвердите предложениями из текста.
- Почему Илья не остался жить с родителями?
- Как отнеслись к этому родители? Прочитайте в тексте.
- Дали они ему своё благословение? Почему? Подтвердите словами из текста.
-Что мы с вами узнали о новом былинном герое? (высказывания учащихся )