· раскрыть образ Ильи Муромца, показать его справедливость, бескорыстие, стремление помочь своему народу;
· развивать у учащихся чувство уважения и любви к богатырям, защитникам Родины; развивать связную речь учащихся, навыки сравнения, обобщения, умение аргументировать свое мнение, расширять словарный запас учащихся;
· воспитывать любовь к родной земле, стремление помочь окружающим, доброту, бескорыстие.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Былина "Илья Муромец и Соловей-разбойник" »
Тема урока: Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник».
Цели урока:
раскрыть образ Ильи Муромца, показать его справедливость, бескорыстие, стремление помочь своему народу;
развивать у учащихся чувство уважения и любви к богатырям, защитникам Родины; развивать связную речь учащихся, навыки сравнения, обобщения, умение аргументировать свое мнение, расширять словарный запас учащихся;
воспитывать любовь к родной земле, стремление помочь окружающим, доброту, бескорыстие.
Оборудование: картины с изображением богатыря, карточки в форме булавы, «Дерево будущего», карточки с пословицами, картинки для лото.
Ход урока
А преданья старины
Забывать мы не должны.
1.Создание благоприятной эмоциональной атмосферы. Подготовка к восприятию материала.
На доске репродукции картин, изображающих Илью Муромца.
-На прошлом уроке вы познакомились с былиной «Илья Муромец и Соловей Разбойник». Понравилось ли вам произведение? Какие моменты особенно запомнились? Чем они привлекли ваше внимание?
На карточках записаны пословицы. Выберите и запишите в тетради ту из них, которая, на ваш взгляд, наиболее подходит к нашему произведению. Свой ответ обоснуйте (устно).
Не силой борются, а умением.
Лучше смерть, чем позор.
Бой отвагу любит.
Славу свою добывай в бою.
Без смелости не возьмешь крепости.
За край свой насмерть стой.
Кто честно служит, с тем слава дружит.
Жизнь дана на добрые дела.
Храбрость – сестра победы.
2. Проверка домашнего задания.
Богатырская разминка (вопросы для проверки знания содержания былины).
Где родился Илья Муромец? (Родом он из села Карачарово .)
Где встретился Илья Муромец с Соловьём-Разбойником?
(У Чёрной грязи, у речки Смородины, у Леванидова креста.)
Из Чернигова в Киев Илья Муромец отправился по прямоезжей дороженьке. Сколько вёрст ему пришлось проехать? (Пятьсот вёрст.)
Кем предлагали черниговские мужички остаться Илье Муромцу у них в городе? (Воеводою.)
Отвечая на вопрос князя Владимира, Илья Муромец скажет: «Я старый казак да Илья Муромец, Илья Муромец да сын Иванович». А чьим сыном был Соловей-Разбойник? («Сидит Соловей-Разбойник, Одихмантьев сын».)
Какой первый подвиг совершает Илья Муромец? (Побивает силушку великую под Черниговом.)
К какому герою относятся эпитеты: удаленький, дородный, славный ? (Илья Муромец.)
Каким оружием был пленен Соловей Разбойник? («Да берет-то он свой тугой лук разрывчатый…»)
Чем прикрывался князь Владимир от свиста разбойника? (Куньей шубонькой.)
Сколько раз в былине упоминается Соловей Разбойник? (3.)
- На прошлом уроке мы говорили об особенностях былины как жанра УНТ. Давайте еще раз вспомним ее определение и особенности.
Игра «Богатырская сноровка»
Каждый ученик получает карточку в форме булавы. На одной стороне рисунок булавы, на второй – предложения. Необходимо подчеркнуть только верные утверждения. Затем проводится взаимопроверка.
Ударение в былинах чаще всего падает на третий слог от начала стиха и на третий от конца.
В древности былины исполнялись под музыку балалайки.
В центре внимания былины – богатырь, его дела.
В былинах много эпитетов, гипербол, повторений.
Начинаются былины зачином «В некотором царстве…»
3.Целеполагание.
Объявление темы урока. Цели урока учащиеся пытаются сами сформулировать.
4. Работа над анализом образа Ильи Муромца.
-Кто такой Илья Муромец? Каким вы его представляете (устное рисование)? Сравните свое описание с картинами известных художников (презентация или на доске иллюстрации).
Лото « Одень и вооружи богатыря»
Надо подобрать к предложенным словам соответствующие картинки (толкования слов на карточках не даны).
Колчан - футляр для стрел.
Кольчуга - старинный воинский доспех в виде рубашки из стальных колец.
Палица - старинное оружие, тяжёлая дубинка с утолщённым концом.
Ножны - футляр для меча или кинжала.
Шлем - воинский доспех, защищающий голову.
Сбруя - принадлежность для упряжи.
Щит - округлая металлическая доска, защищающая в бою от стрел.
-Какими эпитетами характеризует автор нашего героя? (Удаленький, дородный, добрый, славный.)
-Как автор относится к нему? (С уважением, любовью, восхищается его мужеством, силою.)
-Почему Илья покинул родной Муром? Куда и зачем отправляется? Свою мысль подтвердите текстом.
-Первый подвиг Ильи Муромца – битва под Черниговом. Какую картину мы представляем себе?
-Как описана вражеская сила в былине? С помощью каких слов и выражений автору удается передать огромное количество врагов? (Работа над звуковыми, словесными повторами.)
-Если бы вам предложили нарисовать иллюстрацию к этому эпизоду, какие краски преобладали бы? Почему? Какой цвет повторяется чаще всего? (Черный.) У этого слова есть и другие значения: мрачный, печальный, преступный, злой. Как вы думаете, уместны ли здесь кроме прямого также переносные значения этого прилагательного? (В былинном описании врагов объединились прямое и переносное значения слова, и от этого усилилась выразительность описания: мы не только видим огромное скопление вражеских полчищ, но и ощущаем их злую силу, грозящую гибелью, печалью.)
-Как Илья Муромец справился с вражеским войском (зачитать)? Зачем автору преувеличивать силу героя?
-Почему Илья отказался быть воеводою? Как это его характеризует? (Илья не стремится стать военачальником. Он сражается с врагами, чтобы помочь своему народу, который ему дорог, судьба которого ему совсем не безразлична. В этот момент Илья не задумывается о славе, почестях.)
Физминутка.
Встаньте, други мои, потянитеся (руки на пояс, к плечам, вверх),
Во все четыре стороны поклонитеся (наклоны).
Киньте палицу да за облачко (повороты вправо-влево с вытянутыми руками)
На коне лихом прокатитеся (прыжки на месте). (По Е.Вяловой)
-Какою дорогою богатырь собирается ехать в Киев? Чем страшен этот путь?
-Кто такой Соловей Разбойник? Каким вы его представляете (устное рисование)?
-Перечитайте описание разбойника. С помощью каких художественных приемов автору удается показать силу злодея?
-Расскажите от имени Ильи Муромца о сражении с Соловьем Разбойником. Какие качества проявил Илья Муромец в бою с разбойником? (Мужество, любовь к родине и народу.)
-Как ведет себя князь Владимир в разговоре с богатырем? В чем причина изменения интонации в голосе князя? Почему он не верит Илье? (Князь Владимир «выспрашивает» гостя. Сначала его обращение к богатырю исполнено доброжелательности и ласки:
Ты скажи-тко, ты откулешний, дородный добрый молодец,
Тебя как-то, молодца, по имени зовут, величают, удалого, по отечеству?
Узнав, что перед ним «старый казак» из села Карачарова, князь обращается к Илье уже по-другому, гораздо более холодно:
Ай же ты, старые казак да Илья Муромец...
После ответа богатыря, что тот ехал в Киев «дорожкой прямоезжею», Владимир уже не сдерживается, в его словах, обращенных к Илье, звучат гнев, высокомерие, презрение:
Ай же, мужичище-деревенщина!
Во глазах, мужик, да подлыгаешься!
Во глазах, мужик, да насмехаешься!
Оказывается, Владимир прекрасно знал, что Чернигов окружен врагами, что на прямоезжей дорожке злодействовал Соловей Разбойник. Знал и ничего не мог сделать, чтобы очистить землю Русскую. Поэтому он не хочет верить Илье, поэтому так удивлен, когда видит плененного Соловья .
Илья Муромец посрамляет князя. Горячее сочувствие положению народа, бескорыстное воинское служение интересам всей Русской земли высоко поднимает «мужичищу-деревенщину» над слабым, эгоистичным и равнодушным к жизни народа правителем Киева. Окончательно князь Владимир разоблачается, когда сталкивается лицом к лицу с полоненным Соловьем, накинув быстро шубоньку «на одно плечко», соболью шапочку «на одно ушко».)
- Как вы считаете, почему Соловей Разбойник с уважением относится к богатырю, несмотря на то, что тот его пленил? ( Потому что битва была честной, без лукавства, подлости. )
5. Итоги урока.
-Так какими же качествами обладает Илья Муромец? (Бескорыстие, самоотверженная любовь к народу и родине, готовность встать на защиту всех бесправных, умение постоять за свое человеческое достоинство, способность подчинять личные чувства интересам народа и государства.)
-Сколько раз в былине упоминается Соловей Разбойник? (3) Почему? (Повторы еще больше подчеркивают несгибаемое мужество и отвагу богатыря, который не испугался врага.)
-Имеет ли наш герой какие-то волшебные предметы, помогающие ему победить? В чем же его сила? Почему автор преувеличивает его возможности? Как сказитель выразил свое отношение к богатырю?
-Как вы считаете, во имя чего совершает Илья свои богатырские подвиги? За что он казнит Соловья Разбойника? (Илья мужественно сражается с Соловьем Разбойником, стремясь помочь своему народу. Злодея казнит за все беды, которые тот причинил простым людям:
-Тебе полно-тко слезить да отцов-матерей,
Тебе полно-тко вдовить да жен молодыих,
Тебе полно-тко спущать –то сиротать да малых детушек!
-Давайте представим, что богатырь Илья Муромец с помощью машины времени перенесся в наше время. Как вы думаете, кому он помогал бы, с кем боролся?
6. Рефлексия.
-Перед вами «Дерево будущего» (на доске рисунок). Оно еще совсем маленькое. Оно будет расти вместе с вами. Только от вас зависит, каким оно станет. Давайте напишем на листочках и разместим на нашем дереве те качества, которые вы должны воспитывать в себе, чтобы помогать тем, кому необходима ваша помощь, чтобы быть достойными «богатырями» своей Родины.
7. Домашнее задание.
Подготовка к ролевой игре «Суд над литературным героем» (каждая группа получает вопросы для обсуждения и подготовки аргументов в защиту или против Ильи Муромца).