-воспитывающие - воспитывать внимательное и вдумчивое чтение, интерес к эпохе 19 века, уважение к человеку, любовь к Родине, образованию.
Тип урока - урок изучения нового материала
-Основные этапы: создание проблемной ситуации и ее разрешение, получение знаний, выделение главного, закрепление и контроль усвоения;
- Формы работы учащихся- фронтальная беседа, работа с книгой, групповая работа в парах, применение предыдущих знаний в новой ситуации, сравнительный анализ.
Наглядность:
портрет А.С. Грибоедова,
выставка книг по творчеству писателя,
тексты комедии “Горе от ума”.
Оборудование:
компьютер,
План урока
Организационный момент урока. Постановка целей урока.
Проверка домашнего задания:
викторина “ Знаешь ли ты афоризмы комедии “Горе от ума”?;
Беседа по ранее изученному материалу. Выводы.
Изучение новой темы: слово учителя;
беседа по теме урока. Выводы;
Работа класса с таблицей;
обобщение по теме урока ( дается сопоставительная характеристика героев, Чацкого и Молчалина).
Итоги урока.
Домашнее задание.
Выставление оценок учащимся за урок.
Ход урока
I. Организационный момент урока.
Слово учителя:
Сегодня мы с вами продолжим изучение комедии “Горе от ума”, будем говорить о представителях фамусовского общества, увидим, насколько различными могут быть мнения молодого поколения II. Проверка домашнего задания.
Вашему вниманию предлагается викторина “Знаешь ли ты афоризмы комедии “Горе от ума?”
Вопросы викторины:
Чего не наблюдают счастливые?
Смешенье каких языков господствовало в Москве времен Грибоедова?
Где хорошо нам?
Какими словами заканчивается комедия?
Закончите афоризмы:
Свежо преданье…
Вкус, батюшка…
Ах! Злые языки…
III. Беседа по ранее изученному материалу
Вопросы:
К какому направлению принадлежит комедия? Почему? Вспомните – 4 действия, прототипы героев, живой язык, 3 единства, говорящие фамилии;
В каком явлении и действии появляется Чацкий? Закономерно ли это?;
Почему в I действии так много места отводится описанию дома Фамусова?;
Кого бы вы отнесли к “веку нынешнему”, а кого к “веку минувшему”? Что для них является главным, мы с вами могли узнать из презентации;
Кому из героев вы симпатизируете? Какими нравственными качествами обладает этот персонаж?
IV. Изучение новой темы
1.Слово учителя
В центре наших взглядов - Чацкий Александр Андреевич – умнейший человек, который должен был стать героем своего времени. Грибоедов первым в русской литературе сумел создать реалистический образ положительного героя, воплотившего в своем мировоззрении реальные черты человека XIX века. Чацкий и еще один молодой человек по фамилии Молчалин являются современниками. И как не им являться опорой и надеждой своей страны. Вот только какие пути они изберут? Что является для них главным? Нужны ли они обществу?
2. Беседа по теме урока( работа с привлечением текста комедии)
Вопросы:
Давно ли знакомы Чацкий и Молчалин?
При каких обстоятельствах они вновь встречаются?
Что говорят герои друг другу при встрече?
Дает ли Грибоедов характеристики героев? Если да, то, какие?
Симпатичны ли вам Чацкий и Молчалин?
V. Работа класса с таблицей.
“ Сопоставительная характеристика Чацкого и Молчалина”
Сопоставительные признаки
Чацкий
Молчалин
Происхождение
Известная Москве дворянская семья
Неизвестный бедный служащий
Поведение
Свободное, независимое
Прислуживает, угождает всем
Жизненные ценности
Служить бы рад. Прислуживаться тошно!
“ И награжденья брать и весело пожить”
Отношение к Софье
Любит и не скрывает своих чувств от Софьи и ее отца
“ И вот любовника я принимаю вид в угодность дочери такого человека”
Отношение к фамусовскому обществу
Не приемлет мораль фамусовского общества
Очень дорожит тем, что попал в это общество и желает закрепиться в нем. Особенно в этом надеется на Фамусова
Обобщение по всей теме
Жить так, как Молчалин, неприемлемо (постоянно угождать всем, быть нечестным, постоянно обманывать и т.п.). “Служить бы рад, прислуживаться тошно”, - такова позиция Чацкого. Естественно, мы видим различия между этими представителями молодого поколения. Человек сам выбирает тот путь, которому он будет следовать…
VI. Итоги урока.
Вопросы:
Почему представители фамусовского общества не принимают Чацкого?
Кто является “настоящим” искренним человеком в комедии?
Кто из героев комедии нам должен быть ближе?
Какие ассоциации у вас возникают с именами Чацкого и Молчалина?
Чем запомнился вам сегодняшний урок? Помогут ли знания, приобретенные вами на уроке, написать сочинение, если таковая тема будет заявлена?
VII. Домашнее задание:
Выучить монолог Чацкого «А судьи кто?»
.Подготовить сравнение «Века нынешнего» и «века минувшего» в высказываниях представителей.