Данный урок разработан по программе учебно-методического комплекса "Начальная школа 21 века". Цель: познакомить детей с рассказом Д,Н. Мамина - Сибиряка «Приемыш», используя технологии развития критического мышления, стимулирующие мыслительную и творческую деятельность учеников, прививать любовь к природе, бережное отношение к ней, учить вдумчивому чтению.
Приемы: мозговая атака, синквейн.
Оборудование: презентация, учебник «Литературное чтение», 3кл., Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова (М.: Вентана-Граф), рабочая тетрадь по литературному чтению, карточки характеристики героев.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
- что её остановило? когда она перестала лаять? (увещевание охотника);
- какую черту характера проявила эта собачонка? ум, умная? (остановилась в раздумье).
7) Кого встретил охотник в избушке? (никого, она оказалась пустой, хозяина не было)
8) Как узнал охотник, что хозяин возвращается домой? (собака радостно взвизгнула)
9) Откуда хозяин возвращался? (ворчание старика Тараса, плавал за лебедем)
Если старик Тарас нашёл его и вернул, значит они живут в одном доме, избушке.
А зачем лебеди – дикой птице – жить рядом с охотником?
Ответ на этот вопрос мы получим из второй части рассказа.
Чтение по ролям:
1) автор (охотник, приезжий из города);
2) старик Тарас (местный охотник).
3. Первичное чтение текста (часть 2) – читают ученики (чтение по ролям).
IV. Физкультминутка
V Закрепление нового материала
Характеристика главных героев рассказа.
А теперь обобщим все сказанное о героях, в виде синквейна, используя ключевые слова. Группа 1,4 составляют синквейн – Тарас, группа 2,5 –Соболько, группа 3,6 – Приемыш.
VI. Итог урока.
Обобщающая беседа.
- С творчеством, какого писателя мы познакомились сегодня на уроке?
- Какова главная идея рассказа?
- Чему вас научил этот рассказ? (добру, отзывчивости, любить и защищать природу)
- А как же нам, людям, нужно относиться к животным, к природе, ко всему, что нас окружает?
- Почему Тарас не запер птицу, не обрезал крылья?
Людям надо задумываться о последствиях своих действий и любить всё живое!
- Как вы думаете, трудно ли быть добрым?
- Что для этого нужно иметь? (добрую душу и доброе сердце)
- Подумайте, как может дальше сложиться судьба Приёмыша? (Ответы детей)
Верите ли Вы, что Приёмыш вернётся к Тарасу? (автор произведения)
Уральский писатель Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк, замечательный писатель. Он любит зверей и птиц, помогает им выжить в зимнюю стужу.
- И наш урок хочется закончить пословицей «Жизнь дана на добрые дела»