« Литературная гостиная. Произведения Сергея Есенина».
День памяти С.А. Есенина.– « О Русь – малиновое поле…»
1. Повторить изученные стихи: «Ночь», «Береза».
2. Ознакомить с новыми стихами о родине, о природе, о любви.
3. Изучить стихи «Черемуха», «Зима».
4. Продолжить формировать умение видеть образные языковые средства – метафоры, олицетворения, сравнения.
5. Совершенствовать умение читать стихотворные произведения, связано рассказывать о своих впечатлениях.
6. Воспитывать любовь к русской литературе, родине, природе.
7. Формировать чувство гордости за свою родину.
1. Фотомонтаж о Сергее Есенине и его творчестве.
2. Картины художника по его произведениям.
3. Фильм «Сергей Есенин»
4. Диск с песнями на стихи поэта.
5. Класс оформлен в народном стиле.
I. Организационный момент:
1)Тихо звучит песня «Над окошком месяц». На фоне музыки читаю стихотворение о Есенине.
В этом имени – слово «есень».
Осень, ясень, осенний цвет.
Что - то есть в нем от русских песен –
Поднебесье, тихие веси,
Сень берез и синь – рассвет.
Что – то есть в нем и от весенней сини,
Юности, чистоты…
Только скажут – «Сергей Есенин»,
Всей России встают черты…
2). Сообщения детей о поэте:
На холмистом берегу реки Оки, под Рязанью, расположилось село Константиново. Посреди его широкой, утопающей в зелени улицы стоит церквушка. Отовсюду виден ее белоснежный купол и льется в окрест ее ласковый, нежный, проникновенный звон колоколов. Под эту церковную благодать и родился Сережа у Александра Никитича и Татьяны Федоровны Есениных. В семье жили дедушка и бабушка. Дедушка был удивительный человек. Знал много народных песен, пели задушевные песни всей семьей: бабушка, сестры – Катя и Шура. Сергей с малых лет старался быть на природе: на лугу, в поле, в лесу.
Художник рисует природу красками, а Есенин словами, которые увидел в детстве: голубые,лазоревые,малиновые…
Его стихи музыкальные, удивительные, лирические задушевные, словом, русские. За каждой строкой тихо и тайно звучит народная мелодия.
Есенинские стихи не иссекаемый источник, родник русской лирики.
Его поэзия кровно, неразрывно связана с поэзией и музыкой русского народа.
«Я родился в краю «задумчивом и нежном, богатым народными песнями».
II. Работа с поэзией Сергея Есенина.
На доске слова «Слишком я любил на этом свете… родную розовую даль»!
«Как дороги мне люди, что живут со мной на земле»
«На душе лимонный свет заката и сирени шелест голубой»
«Гляну в поле, гляну в небо, и в полях и в небе рай»
1. Слово учителя.
(Тихо звучит мелодия песни на стих. «Береза».)
Поэзия Есенина очень разнообразна. И сегодня на уроке звучат стихи о Природе, Родине, Любви.
3. Конкурсное чтение стих. о природе: «Ночь», «Пороша»
III. Актуализация знаний учащихся.
- Ребята, а сейчас у нас на уроке в гостях сам Сергей Есенин. (Тихо звучит музыка «Ой, ты Русь моя». Включаю видео. На фоне музыки сам Сергей Есенин читает это стихотворение.)
- Незаметно, плавно это стихотворение наизусть под музыку читает ученица.
- Вторая ученица читает стихотворение «Это тронуло мне душу».
2) Чтение учащимися про себя. (Отметить непонятные слова)
3) Чтение в слух. Словарная работа.
4) Какое настроение вызвало у вас это произведение? Почему? (Радостное, вольное ощущение весны.)
Какие картины возникли в вашем воображение при чтении этого стих. (Весенняя зелень, черемуха, ручей.)?
5) Какие языковые литературные приемы употребляет автор в этом стих.?
Найдите, докажите
6). Демонстрация картиныместного художника «Весенняя черемуха». (Написана к этому стихотворению)
7) Отработка выразительного чтения. Конкурс чтецов.
2. А сейчас послушайте, как певец русской природы, поэт Сергей Есенин, описал зимний лес в своем стих. «Поет зима – аукает…». После знакомства со стих. вы должны будете сказать, к какой части можно отнести эту картину. ( Показываю картину художника и сама читаю это произведение.)
1). Анализ произведения. (Каждую строфу учащиеся читают про себя и в слух.)
Как вы понимаете выражение « Поет зима – аукает…»? (Зимой метели, вьюги.)
С кем автор сравнивает зиму? ( с человеком.)
Какие слова доказывают такое сравнение? (Зима поет, аукает.)
«Мохнатый лес» - это какой лес? (На ветках иголочки, снег.)
Как вы понимаете выражение «лес баюкает». (Лес шумит.)
А как он шумит? ( Тихо, как мать, когда убаюкивают ребенка.)
Что значит «баюкает стозвоном сосняка»? ( Сосны высокие. Их верхушки задевают друг друга.)
Как понимаете выражение «с тоской глубокою плывут облака»? (Низко, медленно.)
Что значит «седые облака»? ( Белые: в них снег.)
( И так проводится работа над каждой строфой.)
2). Слово учителя.
Чтобы написать такие красивые стихи мало просто любить природу, надо быть еще и наблюдательным, каким и был Есенин.
Свою Родину, Русь Есенин любил до глубины души.
Я скажу: « Не надо рая, дайте Родину мою»!
На фоне музыки ученица читает это стихотворение.
3). Многие произведения Есенин посвятил своей матери. Они трогательны, проникновенны.
Исценирование стих. «Письмо матери».
VI. Заключительная часть урока:
Слово учителя (Тихо звучит песня «Отговорила роща золотая» в исполнении ансамбля «Орэро»)
Всего тридцать лет ему отпущено Богом. У него болело сердце о многом, а больше всего о России: «На душе лимонный свет заката и сирени шелест голубой».
Я скажу:«Не надо рая, дайте Родину мою»!
2. (Продолжает тихо звучать эта песня, но уже в исполнении Надежды Кадышевой.)
Ученица читает стихотворение «Мы теперь уходим понемногу».
На каждом столе загораются свечи. Дети встают. Хором читают стихотворение С. Есенина.