Урок Г.Х. Андерсона "Девочка со спичками" разработан для учащихся 4 класса по литературе с целью развивать критическое мышление, память, умение работать в группах, воспитывать уважение к точке зрения собеседника, воспитывать у детей положительные человеческие качества: сопереживание, соучастие, сострадание.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Девочка со спичками" по сказке Г.Х. Андерсона»
Урок литературного чтения 4 класс
«Девочка со спичками» по сказке Г.Х.Андерсена
Цели: формирование навыков просмотрового и поискового чтения, осознанных умений и навыков работы с текстом, учить сравнивать и делать логические выводы, умение понимать чувства автора, образное и творческое мышление
- умение работать в группе: слушать и слышать друг друга;
- воспитывать чувства коллективизма, интерес к сказкам, воспитывать уважение к точке зрения собеседника, воспитывать у детей положительные человеческие качества: сопереживание, соучастие, сострадание;
Оборудование: экран, презентация, учебник хрестоматия (тект о Г.Х. Андерсене для 2-х групп), музыкальное сопровождение; карточки с заданиями для самостоятельной работы в группе.
Ход урока
Организационный момент.
Психологический настрой.
- Послушайте загадку:
- Все в ней ложь, но есть намек
Добрым молодцам урок…
В ней Дюймовочка живет,
Буратино пьет чернила,
Заяц мчится наутек…
( сказка)
- Я не случайно загадала вам загадку.
- Кто догадался , почему моя загадка о сказке? (Наверно сегодня мы познакомимся на уроке со сказкой).
- Что такое сказка?
- А теперь дайте определение, что такое литературная сказка?
Звучит музыка
Мы продолжаем знакомится с произведениями Г.Х.Андерсена и его творчеством. СЛАЙД 2
-Запишите в течение одной минуты в таблицу все, что вы знаете об этом авторе (ученики работают самостоятельно.
- К концу урока постарайтесь заполнить таблицу «Узнал»
Проверка домашнего задания КАРТОЧКА №1
СЛАЙД 7 Что в них общего?
- Так называется произведение, которое мы сейчас прочитаем
«Дерево предсказаний» - Выскажите предположение о сюжетной линии произведения с таким названием? (как вы думаете, о чем будет эта сказка?)
Словарная работа перед чтением
- Дети в тексте вам встретятся такие слова:
СЛАЙД 8
Канун – день перед праздником.
Прок - польза
Во весь опор – очень быстро, вскачь.
Люлька – подвесная колыбель.
Передник – фартук.
Непроницаемый – не пропускает сквозь себя свет, звук.
Сочельник – канун Рождества.
Сера – химический элемент, желтое горючее вещество, применяемое в технике и медицине.
Локон – вьющаяся прядь волос
Отблеск – сияние отраженного света
- Значение каких слов вам знакомо?
- Геннадий Цыферов в книге “Мой Андерсен” пишет “Знаешь ли ты, например, как льют колокольчики? В каждый колокольчик обязательно добавляют каплю серебра. Вот он и звенит…
Если в смешную сказку добавить каплю грусти, она тоже звенит.
Всякий раз после сказки Андерсена вы словно слышите звон, долгий и робкий. Потом можно даже забыть, о чем она, но робкий звон остается в сердце”.
(Я считаю, автор использовал эти слова так часто, потому что хотел в грустную сказку добавить света, тепла.)
- Какие чувства вызывает у вас главная героиня сказки?
( Героиня вызывает у меня чувство жалости , сострадания. Мне захотелось помочь ей , поделиться своим новогодним подарком )
- А как к ней относится сам автор? (Автор относится к девочке с состраданием, жалеет ее)
- Прочитайте отрывок сказки, который вас взволновал.
- Как вы думаете, почему Г.-Х. Андерсен сочинил такую сказку?
( Я считаю, автор сочинил эту сказку для того, чтобы все помнили о том, что в жизнь это не только праздник, в ней есть и радость и печаль).
(Харланов – Е.И., Какая же это сказка? В сказках всегда хороший конец, а здесь печальный)
КАРТОЧКА №2
Расставьте части текста по порядку
№ ___ Смерть девочки
№___Первое чудо- тёплая печка
№___Одна на улице
№___Мечта – праздничный стол
№___Встреча с бабушкой
№ ___Страх девочки
2 часть
Подчеркните в тексте слова, указывающие на бедность девочки.
Подчеркните в тексте слова, указывающие на то, что девочка была голодная.
Подчеркните слова и предложения, в которых говорится о том, что девочке было холодно.
Найдите предложения, в которых рассказываются о страхе девочки. Подчеркните.
Синквейн о девочке
СЛАЙД 11, 12, 13 (Вывод)
Доброта- это отзывчивость; - душевное расположение к людям; - стремление делать добро другим
Качества по Ожегову: Добродушный
Доброжелательный
Добропорядочный
Добросердечный
Добросовестный
- Какими качествами должны обладать мы?
Быть заботливыми, чуткими, внимательными, заботливыми, добрыми, отзывчивыми
Подведение итогов урока.
-Над чем вы задумались на сегодняшнем уроке?
-Какой урок жизни получили?
Вот что сказал о сказке великий русский зоолог и писатель Н.П.Вагнер: «Тебе жаль все доброе, хорошее, - и не жаль все злое, дурное… Ну, значит, сказка достигла цели! На это она годна. Этим она прекрасна и сильна. Ведет она к добру, сеет отвращение к злу».
Рефлексия. СЛАЙД 14
"6 шляп мышления"
Работа в группах. (отвечает тот , кому дана шляпа).
Белая- перечисли героев сказки.
Жёлтая - что обрадовало в сказке.
Чёрная- что не понравилось.
Красная- как менялось настроение в процессе чтения.
Зелёная- что хотелось бы изменить в конце сказки.
Синяя -Вопрос синей шляпы адресую всем. Чему научила вас эта сказка?(Добру.)
Домашнее задание СЛАЙД 15
- Перечитать сказку, придумать другой конец.
Сделать рисунки к эпизодам, которые вас больше всего взволновали.