kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Драгоценные камни Урала

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: охарактеризовать основные свойства и состав данных природных соединений; показать возможность их использования в народном творчестве, ювелирном деле; расширить кругозор обучающихся, а также выявить межпредметные связи химии с литературой, историей и географией. На уроке была представлена презентация.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Драгоценные камни Урала»

ГАПОУ СО «Кировградский техникум ПТС»















Драгоценные камни Урала

(драгоценные камни в природе, химии, истории, науке и литературе)







Урок с этнокультурным русским компонентом















Разработала: преподаватель русского языка и

литературы первой квалификационной категории

Крашенинникова Л.А.







Цели урока: охарактеризовать основные свойства и состав данных природных соединений; показать возможность их использования в народном творчестве, ювелирном деле, архитектуре и изобразительном искусстве; расширить кругозор обучающихся, а также выявить межпредметные связи химии с литературой, историей и географией.

Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, экран.

Книжная выставка: «Драгоценные камни Урала».

Композиция из драгоценных камней и изделий из них.



Ход урока

Ведущий 1. Недра нашей необъятной России всегда были сказочно богаты не только золотом и другими металлами, но и драгоценными камнями и минералами. Это нашло отражение в народном эпосе, русских сказах и сказках, легендах и преданиях, в создании которых принимали участие самые выдающиеся писатели и поэты.

Драгоценным камням люди издавна приписывали магические свойства, предполагая, что между самоцветом и человеком существуют таинственные связи. В древние лечебники включались целые разделы о камнях-амулетах. В русском искусстве символика камней использовалась наравне с «языком цветов».

Вдоль границы Европы и Азии более чем на две тысячи километров раскинулась наша с вами страна – Урал. Край необыкновенной красоты и огромнейших богатств. В кладовых нашего Урала есть золото и драгоценные камни, медь, мрамор и малахит. А еще Урал богат талантами. Один из них – Павел Петрович Бажов. Сказы Бажова – не просто литературное произведение, это краски жизни самой сути Урала – его трудового народа.

В сказах Павла Петровича «Каменный цветок» и «Горный мастер» говорится о малахитовом камне. Мастер Данила думает, какой цветок, какой листок к малахитовому камню лучше подойдет, чтобы полную силу камня людям показать. Поэтому и отправился он к Медной горы Хозяйке посмотреть на Каменный цветок, а кто увидит этот цветок, навсегда у нее останется. Но не смогла с этим смириться невеста Данилы Катерина, отправилась искать своего жениха.

Сценка 1. Встреча Катерины с Медной горы Хозяйкой.

Ведущий 2. Малахит, который называют медной зеленью, или малахитовой зеленью, - довольно хрупкий минерал. Его состав отвечает формуле (СuОН)2 СО3,химическое название – основной карбонат меди. Малахит, как и всякие карбонаты, легко разлагается кислотами. Он «вскипает» от выделения углекислого газа даже в лимонном соке, не говоря уж о соляной кислоте. Слайды с 5-12.

Ведущий 1. Всем драгоценным камням она предпочитала изумруды. Была она богиней. А звали ее Исида в Египте, Деметра – в Греции. Зеленый цвет изумруда, так же как цвет зеленых бриллиантов, связан с плодородием. Исида была богиней плодородия, воды, ветра и символом женственности, семейной верности, покровительницей рожениц и новорожденных.

В сказе П.П. Бажова «Медной горы Хозяйка» встречается упоминание и о медном изумруде.

Сценка 2. Встреча Степана с Медной горы Хозяйкой (диалог о женитьбе).

Ведущий 2. Изумруд (старорусское название – смарагд) – это алюмосиликат бериллия. Лучшие прозрачные кристаллы изумруда имеют темно-зеленый цвет. Зеленая окраска изумруда обусловлена наличием примеси хрома. Типичные изумруды содержат 0,14% хрома, 0,12% железа и 0,05% ванадия. Слайды с 13-21.

Ведущий 1. Об этом же чудесном камне мы с вами можем прочитать в «Сказке о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и прекрасной царевне Лебеди» А.С. Пушкина:

Знайте, вот что не безделка:

Ель в лесу, под елью белка,

Белка песенки поет,

И орешки все грызет,

А орешки не простые,

Все скорлупки золотые,

Ядра – чистый изумруд;

Вот что чудом-то зовут.

«В нем соединяются и прочный хрусталь, и своеобразная зеленая дымка, а вместе с ней пурпур, и какой-то отблеск золотистого вина», - так описывает благородный опал Плиний, римский писатель. Упоминается этот камень в произведении И.С. Тургенева «Отцы и дети».

Сообщение обучающегося об опале.

«Одинокий опал», выбранный Павлом Петровичем Кирсановым для запонок, становится в романе Тургенева весьма значительной деталью. Этот камень ценился знатоками, недаром его называли «благородным опалом». Выбор Павла Петровича подчеркивает его аристократизм, утонченную изысканность его вкусов. И в то же время в середине века опал считался камнем одиночества, символом разрушенных иллюзий и обманутых надежд. Упоминанием об опаловых запонках Тургенев словно намекает на душевное состояние героя после печального завершения его любовной истории. Этот камень делает якобы людей меланхоликами. Средневековая мистика наделяла опал следующими свойствами: «Он рождает злобные подозрения, сеет раздоры, омрачает разум опасениями и страхом перед темнотой». И если Павел Петрович после первой же встречи возненавидел Базарова, ожесточенно спорил с ним и, наконец, вызвал его на дуэль, то в глубинном контексте романа оказывается, что виной этому не только разница в общественно-политических взглядах героев, но и роковое воздействие опала, усиливающего агрессивность своего владельца и сеющего вражду между людьми. Слайды с 22-29.

Сообщение обучающего о гранате.

Полной противоположностью опалу является гранат. В старинном лечебнике сказано: «Гранат, а по-русски виниса-камень, веселит сердце и кручину отдаляет». Слайды с 30-37.

В рассказе А.И. Куприна «Суламифь» царь Соломон дарит своей возлюбленной драгоценности и рассказывает о природе этих камней. Он называет гранат «камнем любви и крови». Эта символика камня обыгрывается и в знаменитом рассказе Куприна «Гранатовый браслет». Писатель использует поверье о том, будто магическими свойствами наделены лишь унаследованные или подаренные, но не покупные камни. Желтков в письме к Вере подчеркивает, что посылает ей не купленное украшение, а камни, издавна ставшие в их роду семейной реликвией. И особенной силой обладает самый маленький камешек – редкостный зеленый гранат. «По старинному преданию, сохранившемуся в нашей семье, он имеет свойство сообщать дар предвидения носящим его женщинам и отгоняет он них тяжелые мысли, а мужчин же охраняет от насильственной смерти». Как только браслет очутился в руках Веры, ее начинают преследовать странные предчувствия. Когда ее муж вернулся после объяснения с Желтковым, Вера вдруг воскликнула: «Я знаю, что этот человек убьет себя».

Маленький зеленый гранат выполнил свое назначение, наделил Веру даром предвидения. А от другого его свойства – оберегать мужчин от насильственной смерти – Желтков отказался сам.

Ведущий 1. А теперь вспомним замечательные строчки А.С. Пушкина:

Перед ним, во мгле печальной

Гроб качается хрустальный,

И в хрустальном гробе том

Спит царевна вечным сном.

Узнали, откуда эти строчки? Совершенно верно, это «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

Ведущий 2. Горный хрусталь по химическому составу представляет собой диоксид кремния. В этом веществе соединились между собой два самых распространенных на планете элемента: кислород, которого в земной коре почти 50%, и кремний – 28%. Поэтому немудрено, что кремний и его производные – силикаты составляют основу земной коры. Слайды с 38-47.

То, что кислород – неметалл, у вас не вызывает сомнений. А кремний? Правильно, тоже неметалл. Значит, диоксид кремния – кислотный оксид. Правда, он не реагирует с водой, но со щелочами взаимодействует, образуя соли.

Особенность горного хрусталя – его чистота и прозрачность. В связи с этим он как символ скромности и чистоты помыслов, стал служить своеобразным талисманом, укрепляющим клятвенные договоры.

Сообщение обучающегося о бирюзе. Слайды с 48-55.

В поэме Н.А. Некрасова «Коробейники» Иван рад одарить приглянувшуюся ему Катерину всем, что есть в его коробе. Но она взяла только «бирюзовый перстенек». Этот эпизод подчеркивает бескорыстие любви крестьянки и в то же время скрывает глубокий подтекст. Бирюза стала одним из самых излюбленных талисманов, распространенных в простонародье. Считалось, что она приносит счастье. Но у этого камня было и особенное значение. Испокон веков у многих народов он служил любовным амулетом. Греки считали бирюзу камнем богини Афродиты, римляне – Венеры. На Востоке бирюза являлась украшением невест. На Руси ее называли «девичьим камнем» и тоже видели в ней символ любви. Иван, расставаясь с Катериной, пообещал:

Опорожнится коробушка,

На Покров домой приду

И тебя, душа-зазнобушка,

В Божью церковь поведу!

Поэтому Катерине перстенек с бирюзой дорог как знак ее обручения с Иваном, как свидетельство того, что она стала его невестой, а еще - как залог его верности.

В. Мезенцев в книге «Каменная сказка» приводит широко известное поверье: если один из влюбленных дарит другому бирюзу, то бирюза потускнеет, если чувства его остынут. Недаром у восточного поэта Саади есть строки:

И блекнет бирюза влюбленных,

Когда проходит их любовь.

Ведущий 1.

Два коня в ряду стоят,

Молодые, вороные,

Вьются гривы золотые,

В мелкий кольца завиток,

Хвост струится золотой,

И алмазные копыты

Крупным жемчугом обиты.

Вспомнили? Это из сказки П.П. Ершова «Конек-Горбунок». Как вы догадались, далее речь у нас пойдет об алмазе. Слайды с 56-61.

Ведущий 2. Алмаз образует бесцветные и прозрачные кристаллы. Добывают их из гигантских воронкообразных трубок (жерла древних вулканов), круто уходящих в земные недра и заполненных желто-зеленой или синей землей – кимберлитом.

В кристалле алмаза каждый атом углерода связан с четырьмя соседними атомами прочными ковалентными связями, направленными от центра тетраэдра – правильного четырехгранника – к его вершинам. Благодаря такой структуре кристаллической решетки алмаз – тугоплавкое, химически стойкое вещество. Среди всех минералов алмаз обладает наибольшей твердостью. Ограненный алмаз называют бриллиантом. В качестве украшений аристократы стали использовать бриллианты лишь с середины 15 века. С этого времени наиболее крупные алмазы получают собственные имена – «Куллиан», «Звезда Юга», «Орлов» и другие.

Несмотря на свою твердость и стойкость, алмаз может сгорать при температуре 800 градусов С.

Как вы знаете, оксид углерода – кислотный оксид. Он легко растворяется в любых водных источниках, в том числе в морской воде. При растворении он превращается в угольную кислоту.

Она, как и любая кислота, способна распадаться на ионы водорода и кислотные остатки. Образующиеся карбонат-ионы вместе с ионами кальция, которые наряду с другими ионами металлов присутствуют в морской воде, служат основой для медленного роста не только известковых пород, но и маленьких жемчужин.

Ведущий 1. Камнерезное дело – один из традиционных видов уральского декоративно-прикладного искусства. Его развитие связано с Екатеринбургской гранильной фабрикой. В искусствоведческой литературе подробно описано, как работали уральские камнерезы над многочисленными деталями декоративной отделки зданий, строившихся 18 веке в Петербурге, Москве, над уникальными каменными вазами, чашами, красующимися сейчас в залах Эрмитажа. К редкостным приобретениям последних лет относятся большая малахитовая шкатулка на литых прочеканенных фигурных ножках и две монументальные вазы из мрамора, весьма искусно выточенные екатеринбургскими камнерезами.

«Каждый камень своего подхода требует», - говорили старые уральские мастера. Экспонаты коллекции наглядно показывают, как искусно выявляли они красоту камня.

Все тонкости искусства уральских гранильщиков раскрывает музейное собрание печаток из кварца, горного хрусталя, из гальки сапфирина, аметиста, мориона, родонита, мрамора, яшмы, лазурита.

В коллекции собраны шкатулки, ларцы, подсвечники, пепельницы, настенные панно, вазочки и другие сувениры из яшмы, роговика, горного хрусталя, оникса, халцедона.

А сейчас мы попросим ответить на вопросы, которые непосредственно связаны с темой нашего урока.

1. Приведите примеры литературных произведений, в названиях которых встречаются драгоценные камни или металлы. («Золотой ключик», «Князь Серебряный» А. Толстого; «Малахитовая шкатулка», «Серебряное копытце», «Медной горы Хозяйка», «Золотой волос» П.П. Бажова; «Золото» М.-Сибиряка; «Золотая лихорадка», «Жемчуг Парлея» Д. Лондона; «Стальное колечко», «Золотая роза» К. Паустовского; «Рубиновый глаз» М. Пришвина; «Жемчужное ожерелье» Н. Лескова; «Гранатовый браслет» А. Куприна; «Позолоченный век» М. Твена).

2. Приведите речевые обороты, фразеологизмы, в которых встречаются названия химических элементов или веществ. (Человек-кремень, стальные нервы, золотые руки, железная воля).

3. Назовите пословицы, поговорки, в которых употребляются названия химических элементов. (Куй железо, пока горячо; не все золото, что блестит; слово – серебро, молчание – золото; алтын серебра не ломит ребра; богатство – грязь, ум – золото; серебряный молоток пробьет железный поток и другие).

Ведущий 1. Как видите, можно еще много говорить о замечательных, красивых, радующих глаз драгоценных камнях. Сегодня мы назвали только часть тех драгоценных камней, которые существуют в недрах нашей земли.

В заключении вспомним слова феи из сказки «Синяя птица»: «Все камни одинаковы, все камни драгоценны, просто надо уметь их видеть».



















Список литературы

1. Бажов П.П. Сказы. – Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1988.

2. Ершов П.П. Конек-Горбунок. – М.: Дет. лит.,1975.

3. Кантор Б. Минералы: Полка коллекционера. – М.: АСТ-Пресс, 1995.

4. Куприн А.И. Избранные произведения. – М.: Худож. лит., 1987.

5. Некрасов Н.А. Избранные сочинения. – М.: Худож. лит., 1989.

6. Пушкин А.С. Избранные сочинения. – М.: Худож. лит., 1990.

7. Свердловский историко-краеведческий музей: Коллекция и экспонаты. –

Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1992.

8. Смит Г. Драгоценные камни. М.: Мир, 1984.

9. Тургенев И.С. Накануне; Отцы и дети; Стихотворения в прозе. – М.:

Просвещение, 1987.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Драгоценные камни Урала

Автор: Крашенинникова Людмила Анатольевна

Дата: 26.03.2017

Номер свидетельства: 403348

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Конспект НОД по изо в старшей группе "Каменный цветок""
    ["seo_title"] => string(60) "konspiekt-nod-po-izo-v-starshiei-ghruppie-kamiennyi-tsvietok"
    ["file_id"] => string(6) "254826"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447831402"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Ознакомление с окружающим миром: Тема НОД: Загадка Хозяйки Уральских гор"
    ["seo_title"] => string(73) "oznakomlieniiesokruzhaiushchimmiromtiemanodzaghadkakhoziaikiuralskikhghor"
    ["file_id"] => string(6) "309093"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1458739338"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Ознакомление с окружающим миром: Тема НОД: Загадка Хозяйки Уральских гор"
    ["seo_title"] => string(74) "oznakomlieniiesokruzhaiushchimmiromtiemanodzaghadkakhoziaikiuralskikhghor1"
    ["file_id"] => string(6) "309094"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1458739345"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Ознакомление с окружающим миром: Тема НОД: Загадка Хозяйки Уральских гор"
    ["seo_title"] => string(74) "oznakomlieniiesokruzhaiushchimmiromtiemanodzaghadkakhoziaikiuralskikhghor2"
    ["file_id"] => string(6) "309095"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1458739356"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Там на неведомых дорожках... Павел Петрович Бажов  Серебряное копытце. "
    ["seo_title"] => string(80) "tam-na-nieviedomykh-dorozhkakh-paviel-pietrovich-bazhov-sieriebrianoie-kopyttsie"
    ["file_id"] => string(6) "155214"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421251714"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства