kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Духовно-нравственное воспитание на уроке литературного чтения на примере сказки А.Н. Толстого « Буратино»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Духовно-нравственное воспитание на уроке литературного чтения на примере сказки

А.Н. Толстого « Буратино»

Цели и задачи:

-учить находить главную мысль в тексте, подтверждать свои суждения цитатами из текста;

-развивать логику, технику чтения;

-закреплять умение грамотно отвечать на вопросы и пересказывать услышанное;

-воспитывать уважение и сострадание к старым людям, родителям;

-сформировать в сознании детей понятие слова « дружба»;

-расширить знания школьников о доброте и  её роли в жизни каждого человека;

-пробудить интерес к чтению книг о дружбе, доброте;

-развивать умение определять нравственные качества человека, приводить примеры из своей жизни.

УУД:

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последовательность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

4. Учиться работать по предложенному учителем плану.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Духовно-нравственное развитие и воспитание

1. Воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые.

2. Гражданско-патриотическое воспитание.

3. Воспитание трудолюбия, способности к познанию.

4. Воспитание здорового образа жизни.

5. Экологическое воспитание.

6. Эстетическое воспитание.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Духовно-нравственное воспитание на уроке литературного чтения на примере сказки А.Н. Толстого « Буратино» »

Духовно-нравственное воспитание на уроке литературного чтения на примере сказки

А.Н. Толстого « Буратино»

Цели и задачи:

-учить находить главную мысль в тексте, подтверждать свои суждения цитатами из текста;

-развивать логику, технику чтения;

-закреплять умение грамотно отвечать на вопросы и пересказывать услышанное;

-воспитывать уважение и сострадание к старым людям, родителям;

-сформировать в сознании детей понятие слова « дружба»;

-расширить знания школьников о доброте и её роли в жизни каждого человека;

-пробудить интерес к чтению книг о дружбе, доброте;

-развивать умение определять нравственные качества человека, приводить примеры из своей жизни.

УУД:

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последовательность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

4. Учиться работать по предложенному учителем плану.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Духовно-нравственное развитие и воспитание

1. Воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые.

2. Гражданско-патриотическое воспитание.

3. Воспитание трудолюбия, способности к познанию.

4. Воспитание здорового образа жизни.

5. Экологическое воспитание.

6. Эстетическое воспитание.


Ход урока

Постановка цели урока

-Сегодня мы продолжим работу по духовно-нравственному воспитанию на примере творчества А.Н.Толстого.

Изучение нового материала

а) Рассказ учителя.

Алексей Николаевич Толстой родился 29 декабря 1882 г. в городе Николаевске Самарской губернии. Впрочем, можно сказать и по-другому: 10 января 1883 г., в городе Пугачевске Саратовской области. За время его жизни (умер он 23 февраля 1945 г.) изменился счет времени, изменялись многие названия и границы. Чуткий к социальным переменам, А. Н. Толстой принял и в своем творчестве ярче, талантливее, чем многие писатели, выразил героику и мерзость прожитого им времени.

Алексей Николаевич Толстой был удивительно жизнерадостным человеком. Вот что вспоминает о нём один из современников, писатель Н. Никитин: «...С ним случилось что-то вроде удара. Боялись за его жизнь. Но через несколько дней, лёжа в постели, приладив папку у себя на коленях, как пюпитр, он уже работал над “Золотым ключиком”, делая сказку для детей…

– Это чудовищно интересно, – убеждал он меня. – Этот Буратино... Превосходный сюжет! Надо написать, пока этого не сделал Маршак. –

Он захохотал». («Звезда». 1958. № 1. С. 192.)

Толстой шутил и сам радовался своим шуткам, и ни единая запятая его сказки не выдаёт в авторе больного, за жизнь которого опасаются врачи. В начале февраля 1935 года, когда он едва-едва вышел из кризисного состояния, Толстой отправил письмо известному писателю М. Горькому. «Я работаю над “Пиноккио”, – сообщал Толстой, – вначале хотел только русским языком написать содержание Коллоди. Но потом отказался от этого, выходит скучновато и пресновато. С благословения Маршака пишу на ту же тему по-своему». («Литературное наследство». 1963. Т. 70. С. 420.)


Впоследствии Маршак так рассказывал историю сказки Толстого:

«Он принёс в редакцию перевод итальянской повести Коллоди “Приключения Пиноккио”. Эта повесть, впервые вышедшая в русском переводе ещё до революции, почему-то не пользовалась у нас таким успехом, как на Западе. Мне казалось, что такой мастер, как Алексей Толстой, мог бы проявить себя гораздо ярче и полнее в свободном пересказе повести, чем в переводе... А.Н. Толстой взялся за работу с большим аппетитом. Он как бы играл с читателем в какую-то весёлую игру, доставлявшую удовольствие прежде всего ему самому» (Маршак С. Я. Собр. cоч.: В 8 т. – М., 1971. Т. 7. С. 569).

- С какими произведениями А.Н.Толстого мы уже знакомились?

( Буратино)

б) Творческое задание.

-Рассмотрите слайды. Узнали ли вы сказку? Расскажите её по рисункам.

в) Подготовка к восприятию.

На доске написаны пословицы. Но только в одной строчке начало одной пословицы, а конец – другой. Соедините начало и конец пословицы, чтобы получились верные высказывания.


1)Без беды 2) но плохо и с другом, который неверен.

2) Без друга, который потерян, плохо, 3) тогда и в деле будет успех.

3) Все за одного, а один за всех 4) да в ненастье.

4) Друзья познаются в напасти 1)друга не узнаешь



-Какой смысл вложил народ в эти пословицы?

-Какой темой они объединены? (они все о дружбе.)

- Сегодня мы продолжим читать сказку о дружбе

- О какой дружбе пойдёт речь?

-Как Вы думаете, какая сегодня у нас тема урока?

-Чему Вы хотите научиться сегодня?


Чтение текста учащимися вслух с комментированием учителя.

Учитель ориентируется на возможность ведения диалога с автором

Буратино пошёл туда, где сквозь листву ярко блестело Лебединое озеро.

Вот и сосна на каменистом пригорке, вот и пещера. Вокруг разбросаны наломанные ветки. Трава примята следами колёс. (Что-то случилось!)

У Буратино отчаянно забилось сердце. (Отчего? Ответы-предположения детей.) Он соскочил с пригорка, заглянул под корявые корни... ( Зачем? Ответы-предположения детей.)

Пещера была пуста!!! ( Вот, оказывается, что произошло – все исчезли!)

Ни Мальвины, ни Пьеро, ни Артемона.

Только валялись две тряпочки. Он их поднял – это были оторванные рукава от рубашки Пьеро.

Друзья кем-то похищены! Они погибли! Буратино упал ничком (лицом вниз) – нос его глубоко воткнулся в землю. (Представили? Смешно или страшно? Каким другом здесь для нас представляется Буратино)

Найдите и прочитайте момент где Буратино представляется нам хорошим другом

Он только теперь понял, как дороги ему друзья. Пусть Мальвина занимается воспитанием, пусть Пьеро хоть тысячу раз подряд читает стишки, – Буратино отдал бы даже золотой ключик, чтобы увидеть снова друзей.


В каком моменте еще Буратино предстает перед нами очень хорошим и отважным другом

Толстому Карабасу-Барабасу лень было спускаться вниз, он манил беглецов пальцем, похожим на сардельку:

– Идите, идите ко мне, деточки...

– Ни с места! – приказал Буратино. – Погибать – так весело! (В. Интересно, что он сейчас придумает? О. Предположения детей.) Пьеро, говори какие-нибудь свои самые гадкие стишки. Мальвина, хохочи во всю глотку...

Мальвина, несмотря на некоторые недостатки, была хорошим товарищем. Она вытерла слёзы и засмеялась очень обидно для тех, кто стоял наверху косогора. Пьеро сейчас же сочинил стихи и завыл неприятным голосом:

Лису Алису жалко –

Плачет по ней палка.

Кот Базилио нищий –

Вор, гнусный котище.

Дуремар, наш дурачок, –

Безобразнейший сморчок.

Карабас ты Барабас,

Не боимся очень вас...

В то же время Буратино кривлялся и дразнился:

– Эй ты, директор кукольного театра, старый пивной бочонок, жирный мешок, набитый глупостью, спустись, спустись к нам, – я тебе наплюю в драную бороду! (Вы поняли, для чего они всё это делают? Отвлекают, оттягивают время )


Работа с текстом после чтения.

– Какой момент показался вам самым волнующим?

– Что мы узнали о Буратино? (Он был настоящим другом. О дружбе он не задумывался, но в трудную минуту он готов всё отдать для спасения друзей.)

– Кем были для него Мальвина, Пьеро, Артемон? (Друзьями.) Найдите в подтверждение своего ответа слова из сказки.

- Как бы Вы поступили если бы оказались на месте Буратино?

- Что нужно было сделать Буратино, чтобы не попасть в такую ситуацию ( послушаться папу Карло и пойти в школу….)


Итог.

– Что нового мы узнали о героях из этой главы?

– Что помогло Буратино и его друзьям справиться с врагами?

- Достигли мы сегодня нашей цели?

- Какой вывод можно сделать?



Домашнее задание.


Ответить на вопрос 2 (с. 152).


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Канунникова Надежда Олеговна

Дата: 17.02.2015

Номер свидетельства: 174665


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства