Просмотр содержимого документа
«Духовно-нравственное воспитание на уроке литературного чтения на примере сказки А.Н. Толстого « Буратино» »
Духовно-нравственное воспитание на уроке литературного чтения на примере сказки
А.Н. Толстого « Буратино»
Цели и задачи:
-учить находить главную мысль в тексте, подтверждать свои суждения цитатами из текста;
-развивать логику, технику чтения;
-закреплять умение грамотно отвечать на вопросы и пересказывать услышанное;
-воспитывать уважение и сострадание к старым людям, родителям;
-сформировать в сознании детей понятие слова « дружба»;
-расширить знания школьников о доброте и её роли в жизни каждого человека;
-пробудить интерес к чтению книг о дружбе, доброте;
-развивать умение определять нравственные качества человека, приводить примеры из своей жизни.
УУД:
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.
2. Выразительно читать и пересказывать текст.
3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
4. Умение работать в паре и в группах.
Регулятивные УУД
1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
2. Проговаривать последовательность действий на уроке.
3. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
4. Учиться работать по предложенному учителем плану.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Духовно-нравственное развитие и воспитание
1. Воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые.
2. Гражданско-патриотическое воспитание.
3. Воспитание трудолюбия, способности к познанию.
4. Воспитание здорового образа жизни.
5. Экологическое воспитание.
6. Эстетическое воспитание.
Ход урока
Постановка цели урока
-Сегодня мы продолжим работу по духовно-нравственному воспитанию на примере творчества А.Н.Толстого.
Изучение нового материала
а) Рассказ учителя.
Алексей Николаевич Толстой родился 29 декабря 1882 г. в городе Николаевске Самарской губернии. Впрочем, можно сказать и по-другому: 10 января 1883 г., в городе Пугачевске Саратовской области. За время его жизни (умер он 23 февраля 1945 г.) изменился счет времени, изменялись многие названия и границы. Чуткий к социальным переменам, А. Н. Толстой принял и в своем творчестве ярче, талантливее, чем многие писатели, выразил героику и мерзость прожитого им времени.
Алексей Николаевич Толстой был удивительно жизнерадостным человеком. Вот что вспоминает о нём один из современников, писатель Н. Никитин: «...С ним случилось что-то вроде удара. Боялись за его жизнь. Но через несколько дней, лёжа в постели, приладив папку у себя на коленях, как пюпитр, он уже работал над “Золотым ключиком”, делая сказку для детей…
– Это чудовищно интересно, – убеждал он меня. – Этот Буратино... Превосходный сюжет! Надо написать, пока этого не сделал Маршак. –
Он захохотал». («Звезда». 1958. № 1. С. 192.)
Толстой шутил и сам радовался своим шуткам, и ни единая запятая его сказки не выдаёт в авторе больного, за жизнь которого опасаются врачи. В начале февраля 1935 года, когда он едва-едва вышел из кризисного состояния, Толстой отправил письмо известному писателю М. Горькому. «Я работаю над “Пиноккио”, – сообщал Толстой, – вначале хотел только русским языком написать содержание Коллоди. Но потом отказался от этого, выходит скучновато и пресновато. С благословения Маршака пишу на ту же тему по-своему». («Литературное наследство». 1963. Т. 70. С. 420.)
Впоследствии Маршак так рассказывал историю сказки Толстого:
«Он принёс в редакцию перевод итальянской повести Коллоди “Приключения Пиноккио”. Эта повесть, впервые вышедшая в русском переводе ещё до революции, почему-то не пользовалась у нас таким успехом, как на Западе. Мне казалось, что такой мастер, как Алексей Толстой, мог бы проявить себя гораздо ярче и полнее в свободном пересказе повести, чем в переводе... А.Н. Толстой взялся за работу с большим аппетитом. Он как бы играл с читателем в какую-то весёлую игру, доставлявшую удовольствие прежде всего ему самому» (Маршак С. Я. Собр. cоч.: В 8 т. – М., 1971. Т. 7. С. 569).
- С какими произведениями А.Н.Толстого мы уже знакомились?
( Буратино)
б) Творческое задание.
-Рассмотрите слайды. Узнали ли вы сказку? Расскажите её по рисункам.
в) Подготовка к восприятию.
На доске написаны пословицы. Но только в одной строчке начало одной пословицы, а конец – другой. Соедините начало и конец пословицы, чтобы получились верные высказывания.
1)Без беды 2) но плохо и с другом, который неверен.
2) Без друга, который потерян, плохо, 3) тогда и в деле будет успех.
3) Все за одного, а один за всех 4) да в ненастье.
4) Друзья познаются в напасти 1)друга не узнаешь
-Какой смысл вложил народ в эти пословицы?
-Какой темой они объединены? (они все о дружбе.)
- Сегодня мы продолжим читать сказку о дружбе
- О какой дружбе пойдёт речь?
-Как Вы думаете, какая сегодня у нас тема урока?
-Чему Вы хотите научиться сегодня?
Чтение текста учащимися вслух с комментированием учителя.
Учитель ориентируется на возможность ведения диалога с автором
Буратино пошёл туда, где сквозь листву ярко блестело Лебединое озеро.
Вот и сосна на каменистом пригорке, вот и пещера. Вокруг разбросаны наломанные ветки. Трава примята следами колёс. (Что-то случилось!)
У Буратино отчаянно забилось сердце. (Отчего? Ответы-предположения детей.) Он соскочил с пригорка, заглянул под корявые корни... ( Зачем? Ответы-предположения детей.)
Пещера была пуста!!! ( Вот, оказывается, что произошло – все исчезли!)
Ни Мальвины, ни Пьеро, ни Артемона.
Только валялись две тряпочки. Он их поднял – это были оторванные рукава от рубашки Пьеро.
Друзья кем-то похищены! Они погибли! Буратино упал ничком (лицом вниз) – нос его глубоко воткнулся в землю. (Представили? Смешно или страшно? Каким другом здесь для нас представляется Буратино)
Найдите и прочитайте момент где Буратино представляется нам хорошим другом
Он только теперь понял, как дороги ему друзья. Пусть Мальвина занимается воспитанием, пусть Пьеро хоть тысячу раз подряд читает стишки, – Буратино отдал бы даже золотой ключик, чтобы увидеть снова друзей.
В каком моменте еще Буратино предстает перед нами очень хорошим и отважным другом
Толстому Карабасу-Барабасу лень было спускаться вниз, он манил беглецов пальцем, похожим на сардельку:
– Идите, идите ко мне, деточки...
– Ни с места! – приказал Буратино. – Погибать – так весело! (В. Интересно, что он сейчас придумает? О. Предположения детей.) Пьеро, говори какие-нибудь свои самые гадкие стишки. Мальвина, хохочи во всю глотку...
Мальвина, несмотря на некоторые недостатки, была хорошим товарищем. Она вытерла слёзы и засмеялась очень обидно для тех, кто стоял наверху косогора. Пьеро сейчас же сочинил стихи и завыл неприятным голосом:
Лису Алису жалко –
Плачет по ней палка.
Кот Базилио нищий –
Вор, гнусный котище.
Дуремар, наш дурачок, –
Безобразнейший сморчок.
Карабас ты Барабас,
Не боимся очень вас...
В то же время Буратино кривлялся и дразнился:
– Эй ты, директор кукольного театра, старый пивной бочонок, жирный мешок, набитый глупостью, спустись, спустись к нам, – я тебе наплюю в драную бороду! (Вы поняли, для чего они всё это делают? Отвлекают, оттягивают время )
Работа с текстом после чтения.
– Какой момент показался вам самым волнующим?
– Что мы узнали о Буратино? (Он был настоящим другом. О дружбе он не задумывался, но в трудную минуту он готов всё отдать для спасения друзей.)
– Кем были для него Мальвина, Пьеро, Артемон? (Друзьями.) Найдите в подтверждение своего ответа слова из сказки.
- Как бы Вы поступили если бы оказались на месте Буратино?
- Что нужно было сделать Буратино, чтобы не попасть в такую ситуацию ( послушаться папу Карло и пойти в школу….)
Итог.
– Что нового мы узнали о героях из этой главы?
– Что помогло Буратино и его друзьям справиться с врагами?