Формировать интерес к чтению, прочные навыки осмысленного чтения, умения анализировать произведение, замечать и распознавать художественные средства выразительности, язык произведения, образное изображение природы.
Воспитывать у детей любовь к поэзии, гражданские чувства.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Формировать интерес к чтению, прочные навыки осмысленного чтения, умения анализировать произведение, замечать и распознавать художественные средства выразительности, язык произведения, образное изображение природы.
Воспитывать у детей любовь к поэзии, гражданские чувства.
Оборудование: Портреты поэтов, слайды, музыка П.И. Чайковского
«Времена года».
Тип урока: Нестандартный
Форма работы: В группах
Методы работы: 1. Словесный
2. Наглядный
3. Самостоятельный
4. Дедуктивный
Ход урока:
I. Психологический настрой
II. Работа над новым
У: Наш урок посвящен поэзии, лирике.
Что такое лирика?
Дети говорят, как они понимают это слово?
У: Лирика – греч.сл. «лирикос» – произносимый под звуки лиры.
Лира – это музыкальный инструмент (слайд)
Работа по учебнику:
У: Прочитайте название раздела, рассмотрите иллюстрацию.
Как вы думаете, о чем пойдет речь в этом разделе?
Говорят дети
У: Правильно ребята, заканчивается холодное время года. На пороге весна.
Как вы думаете, какое настроение вызывает у всего живого это время года?
Свое мнение высказывают дети.
А вот как об этом говорят поэты Ф.И.Тютчев и А.С. Пушкин
Сегодня мы познакомимся с их творчеством. ( Портреты)
Класс разделен на четыре группы, каждой группе было дано домашнее задание.
I группа «Биографы»
II группа «Театралы»
III группа «Журналисты»
IV группа «Пейзажисты»
Два эксперта. Они в конце урока оценивают работу каждой группы.
В каждой группе есть консультант, который оценивает работу каждого члена группы.
Красными, синими и зелеными квадратиками - это оценки 5, 4 и 3.
О жизни и деятельности поэтов рассказывают «Биографы», причем работает каждый член группы, консультант следит за тем, чтобы ответы детей не повторялись, а дополнялись новой информацией.
Вопросы рассказывающим могут задать дети из других групп.
II. Чтение стихотворение «Зима недаром злится» «Гонимы вешними лучами» проводят «Театралы», под музыку П.И. Чайковского «Времена года».
У: Работа над выразительностью.
а) Словарная работа: 1. Хлопотать – заниматься чем – нибудь, находясь в
движение, добиваться чего-нибудь.
2. Наперекор – вопреки чему – нибудь, кому-нибудь.
3. Вешняя – весенние.
б) Расстановка – логических ударений:
а) Где надо голос понизить?
б) Где надо голос повысить?
в) Где надо сделать паузу?
Работа над языком произведения:
а) Каким литературным приемам пользовался поэт?
б) Что такое олицетворение?
в) Подтвердите словами из стихотворения.
г) Что такое эпитеты?
д) Найдите их в стихотворении.
У: Что общего в произведениях поэтов?
«Пейзажисты»
У: Найдите строчки из стихотворения, которое подходит к картине (слайды).
Это группа делает выставку своих работ, анализирует их, подтверждая словами из стихотворения.
«Журналисты» берут интервью у всех учащихся.
I. С творчеством каких поэтов мы сегодня познакомились?
II. Стихотворение вам очень понравилось? Чем?
III. Кем был, по славам критиков Ф.И. Тютчев? (Певец природы)
IV. Почему его так называли?
V. Какие еще стихи А.С. Пушкина вам известны?
VI. Откуда эти строки? «Лишь паутины тонкий волос блестит на праздной
борозде…..
«Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало…….»
«Но далеко еще до первых зимних бурь…..»
Весна в окно стучится и гонит со двора….»
«С окрестных гор уже снега…»
Сбежали мутными ручьями….».
Консультанты оценивают работу каждого члена своей группы по количеству набранных квадратиков.
Эксперты подводят итог работы каждой группы, определяет лучшую.
Эссе.
Каждая группа пишет эссе на тему «Весна» (слайды) под тихую музыку (звучит романс «Я вас любил» Композитор неизвестный, слова Ф.И. Тютчева, исп. Козловский)