Фрагмент урока по ознакомлению с понятием гротеска в 7 классе (по творчеству М.Е. Салтыкова- Щедрина)
Фрагмент урока по ознакомлению с понятием гротеска в 7 классе (по творчеству М.Е. Салтыкова- Щедрина)
Фрагмент урока по ознакомлению с понятием гротеска в 7 классе
(по творчеству М.Е. Салтыкова- Щедрина)
I. Актуализация знаний
1. Учитель говорит ученикам о том, что им известно такое средство художественной выразительности, как гипербола, и просит напомнить её функцию. Здесь можно вспомнить об употреблении гиперболы в произведениях устного народного творчества. Ученики выделяют гиперболу и объясняют функции использования в тексте (повторение за 3–5-й классы).
2. Практическая работа: в указанном учителем отрывке из сказки Салтыкова-Щедрина ученики находят примеры использования гиперболы. Примеры записываются в тетрадь в одну колонку.
II. Формирование понятия о гротеске
1. Во вторую колонку учитель вместе с учениками записывает примеры гротеска, не комментируя записи. Пример записи:
Гипербола
Гротеск
1.Набрал сейчас мужичина конопли, размочил в воде, поколотил, помял - и к вечеру верёвка была готова.
1. Мужичина до того изловчился, что стал даже в пригоршне суп варить.
2. Встал мужчина: видит, что генералы строгие. Хотел было дать от них стрекоча, но они так и закоченели, вцепившись в него.
2. Генерал, который был учителем каллиграфии, откусил у своего товарища орден и немедленно проглотил.
3.Пришёл генерал к ручью, видит: рыба там, словно в садке на Фонтанке, так и кишит, и кишит. "Вот кабы этакой-то рыбки да на Подьяческую" - подумал генерал и даже в лице изменился от аппетита.
3. Генералы были уверены, что «булки в том самом виде родятся, как их утром к кофею подают»
Ученики сами сравнивают примеры гиперболы и гротеска и определяют их сходства и отличия.
2. Запись и осмысление опорного конспекта.
Задание. Ученики самостоятельно ищут в тексте примеры использования гиперболы и гротеска, обосновывают и дополняют записи в таблице. Затем они знакомятся с определением понятия.
Гротеск — тип художественной образности, основанной на фантастике, смехе, гиперболе, причудливом сочетании и контрасте фантастического и реального, прекрасного и безобразного, трагического и комического, правдоподобия и карикатуры.
Роль гротеска: средство сатирического изображения явления, характеров; помогает раскрыть противоречия в реальном мире; создает особый гротескный мир — мир отклонения от нормы, неестественный, абсурдный.
III. Применение полученных знаний в новых ситуациях, выполнение творческих заданий
1. Введение в текст гиперболы и гротеска: учитель раздаёт карточки с напечатанным отрывком из сказки, где пропущены гипербола и гротеск. Нужно ввести в текст гиперболические или гротескные детали, создающие картину в стиле Салтыкова-Щедрина Примечание для учителя: можно использовать любой текст; в этом случае задание остаётся прежним, но задача — передать стиль автора — приобретает иную степень сложности.
2. Сочинение-миниатюра (возможно в качестве домашнего задания) «Случай из жизни» с введением гиперболы и гротеска. Цель: создать через детали, ситуацию особый (гротескный) авторский мир.
3. Найдите в сказке эпизод, соответствующий иллюстрациям М.Черемных и Н.Муратова. Сопоставьте графическое и словесное изображения:
а) в чём проявляется близость гротесково-комического мироощущения художников и писателя?
б) какими художественными приёмами и средствами художник и писатель создают гротескный мир?
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Фрагмент урока по ознакомлению с понятием гротеска в 7 классе (по творчеству М.Е. Салтыкова- Щедрина) »
Фрагмент урока по ознакомлению с понятием гротеска в 7 классе
(по творчеству М.Е. Салтыкова- Щедрина)
I. Актуализация знаний
1. Учитель говорит ученикам о том, что им известно такое средство художественной выразительности, как гипербола, и просит напомнить её функцию. Здесь можно вспомнить об употреблении гиперболы в произведениях устного народного творчества. Ученики выделяют гиперболу и объясняют функции использования в тексте (повторение за 3–5-й классы).
2. Практическая работа: в указанном учителем отрывке из сказки Салтыкова-Щедрина ученики находят примеры использования гиперболы. Примеры записываются в тетрадь в одну колонку.
II. Формирование понятия о гротеске
1. Во вторую колонку учитель вместе с учениками записывает примеры гротеска, не комментируя записи. Пример записи:
Гипербола
Гротеск
1.Набрал сейчас мужичина конопли, размочил в воде, поколотил, помял - и к вечеру верёвка была готова.
1. Мужичина до того изловчился, что стал даже в пригоршне суп варить.
2. Встал мужчина: видит, что генералы строгие. Хотел было дать от них стрекоча, но они так и закоченели, вцепившись в него.
2. Генерал, который был учителем каллиграфии, откусил у своего товарища орден и немедленно проглотил.
3.Пришёл генерал к ручью, видит: рыба там, словно в садке на Фонтанке, так и кишит, и кишит. "Вот кабы этакой-то рыбки да на Подьяческую" - подумал генерал и даже в лице изменился от аппетита.
3. Генералы были уверены, что «булки в том самом виде родятся, как их утром к кофею подают»
Ученики сами сравнивают примеры гиперболы и гротеска и определяют их сходства и отличия.
2. Запись и осмысление опорного конспекта.
Задание. Ученики самостоятельно ищут в тексте примеры использования гиперболы и гротеска, обосновывают и дополняют записи в таблице. Затем они знакомятся с определением понятия.
Гротеск — тип художественной образности, основанной на фантастике, смехе, гиперболе, причудливом сочетании и контрасте фантастического и реального, прекрасного и безобразного, трагического и комического, правдоподобия и карикатуры.
Роль гротеска: средство сатирического изображения явления, характеров; помогает раскрыть противоречия в реальном мире; создает особый гротескный мир — мир отклонения от нормы, неестественный, абсурдный.
III. Применение полученных знаний в новых ситуациях, выполнение творческих заданий
1. Введение в текст гиперболы и гротеска: учитель раздаёт карточки с напечатанным отрывком из сказки , где пропущены гипербола и гротеск. Нужно ввести в текст гиперболические или гротескные детали, создающие картину в стиле Салтыкова-Щедрина Примечание для учителя: можно использовать любой текст; в этом случае задание остаётся прежним, но задача — передать стиль автора — приобретает иную степень сложности.
2. Сочинение-миниатюра (возможно в качестве домашнего задания) «Случай из жизни» с введением гиперболы и гротеска. Цель: создать через детали, ситуацию особый (гротескный) авторский мир.
3. Найдите в сказке эпизод, соответствующий иллюстрациям М.Черемных и Н.Муратова. Сопоставьте графическое и словесное изображения:
а) в чём проявляется близость гротесково-комического мироощущения художников и писателя?
б) какими художественными приёмами и средствами художник и писатель создают гротескный мир?