kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Фрагменты урока по пьесе А.Н. Островского «Гроза»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В процессе диалога ученики пытаются осознать правильность того или иного суждения, собственного и чужого, оценивают свою позицию и благодаря этому приобретают умение учить себя и делать правильный выбор.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Фрагменты урока по пьесе А.Н. Островского «Гроза»»

Ошуканец Е.С.,

Пульникова С.В.,

учителя высшей категории СОШ 12 г.Перми


Урок литературы в современной школе

Преподавание литературы - процесс сложный, но, безусловно, важный. Так как уроки литературы помогают воспитывать выпускника нравственным, духовно чутким человеком, интеллектуально развитой личностью. Именно они оказывают влияние на последующую взрослую жизнь наших учеников.

Составляя конспекты уроков, мы стремимся видеть не только весь класс, но и конкретного ученика, знать, понимать его, учитывать читательский интерес, чтобы создать условия для его живой заинтересованности в учебной работе. Планирование, зарождение урока – это появление замысла. А разработка замысла урока исходит из основного: сегодня нужны знающие, творчески мыслящие, инициативные, деятельные, компетентные в своем деле люди. Поэтому главной задачей наших уроков является создание условий, при которых ученик займет позицию соавторства, сотрудничества.

Очень важно научить детей размышлять, думать, философствовать, сопоставлять прочитанное с жизнью.

Фрагменты уроков литературы

ФРАГМЕНТ ПЕРВОГО УРОКА ПО ПЬЕСЕ А.Н.ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА»

1.Проверка восприятия текста после первичного чтения (1-4 явления 1 д.)

У: Перед первичным чтением первых 4 явлений вам предлагалось найти ответы на следующие вопросы и выполнить задание:

- Какое значение имеют первые 4 явления?

- При чтении (традиционно карандашом) выделить речевую характеристику героев, помогающую понять нам действующих лиц.

- Узнаваемы ли герои сегодня?

- Кто именно? Почему?

(ответы учащихся)


- Какую характеристику дает Кулигин жизни города?

(ответы учащихся)

2.Презентация «Экскурсия по Волге»

( Ученики, заранее получившие задание, знакомят класс с презентационным материалом о купеческих городах, которые во время своего путешествия посетил А.Н.Островский. Это Кострома, Тверь, Торжок, Кинешма.)

У: Проведите сопоставительный анализ города Калинова и представленных городов.

(учащиеся делают выводы)

3.Домашнее задание:

- Напишите небольшое рассуждение на тему «Быт и нравы купеческих городов 19 века», используя содержание карандашных помет, презентационные материалы одноклассников и выводы, сделанные нами совместно в ходе беседы. ( Формат мини-сочинения предполагает объём работы ЕГЭ по литературе.)

ФРАГМЕНТ ВТОРОГО УРОКА (5-9 ЯВЛЕНИЯ 1 Д.)

1.Чтение по ролям

(Учащиеся получили домашнее задание: приготовить по ролям выразительное чтение 5-6 явлений пьесы.)

У: Объясните, пожалуйста, почему именно так вам захотелось представить «вашего» героя?

- Оцените манеру чтения ваших одноклассников. Кто из героев был более узнаваем? Почему?

2.Работа с таблицей

У: Соотнесите героя пьесы с предложенной характеристикой:



Характеристика

Герой пьесы

«А по-моему: делай что хочешь, только бы шито да крыто было»

БОРИС


«Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу»

ДИКОЙ


« Как зачем бояться! Как зачем бояться! Да ты рехнулся, что ли? Тебя не станет бояться, меня и подавно»

КУДРЯШ


«Поначитался-таки Ломоносова, Державина…Мудрец был Ломоносов, испытатель природы…А ведь тоже из нашего, из простого звания»

КУЛИГИН


«…по крайности, все под видом благочестия, а этот как с цепи сорвался!»

КАТЕРИНА


«Не смей мне навстречу попадаться»

КАБАНИХА


«Загнан, забит, а тут еще сдуру-то влюбляться вздумал…»

ВАРВАРА



У: Восстановите хронологический порядок характеристик по мере знакомства с героями пьесы.

- Есть ли в таблице фразы, не относящиеся к 1 действию? Откуда они?

-Верно. Из 2 действия, задание по которому вы получаете:

Перечитайте 2 действие пьесы. А.Н.Островский дал своей героине имя Катерина, что по-гречески означает «всегда чистая». Согласны ли вы с его выбором? Почему? Обоснуйте свою точку зрения, опираясь на текст. Ответ оформите письменно, объем работы 7-10 предложений.

В данной статье нами предложены только фрагменты основной части урока, но сотрудничество с детьми, осуществляемое в рамках диалога, продолжается и на этапе рефлексии. Рефлексия способствует развитию критического мышления учащихся. В процессе диалога ученики пытаются осознать правильность того или иного суждения, собственного и чужого, оценивают свою позицию и благодаря этому приобретают умение учить себя и делать правильный выбор.

Список литературы

1.Гимназия твоих возможностей: Сборник методических материалов по обобщению инновационного опыта./ Департамент образования адм. г. Перми; Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия №5» г. Перми. – Пермь,2013.

2. Методическое пособие: рекомендации по составлению рабочих программ. Русский язык и литература. Углублённый уровень. 10-11 классы/ сост. А. В. Чубуков.- 2 изд.; пересмотр.- М.: Дрофа,2014.

3.Типичные ошибки при выполнении заданий Единого государственного экзамена по русскому языку/ И.П. Цыбулько, В.Н. Александров, Ю.Н. Гостева и др.- М.:ООО «ТИД «Русское слово - РС»,2009.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Фрагменты урока по пьесе А.Н. Островского «Гроза»

Автор: Ошуканец Елена Семёновна

Дата: 21.06.2016

Номер свидетельства: 335651

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Конспект урока по литературе "Мир города Калинова в пьесе А.Н. Островского «ГРОЗА»". "
    ["seo_title"] => string(85) "konspiekt-uroka-po-litieraturie-mir-ghoroda-kalinova-v-p-iesie-a-n-ostrovskogho-groza"
    ["file_id"] => string(6) "222274"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1436106127"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Конспект урока обществознания в 8 классе по теме: "Я человек, и я имею право"."
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_obshchiestvoznaniia_v_8_klassie_po_tiemie_ia_chieloviek_i_ia_imi"
    ["file_id"] => string(6) "427923"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1505197790"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "ФРАГМЕНТ ПЕРВОГО УРОКА ПО ПЬЕСЕ А.Н.ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА»"
    ["seo_title"] => string(48) "fragmientpiervogourokapopiesieanostrovskogogroza"
    ["file_id"] => string(6) "335633"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1466507401"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства