Школа – лицей №54 г. Астаны
Тема: Г. Синкевич «Янко-музыкант»
Форма проведения: Карта «Устныйурок-1». Методическое руководство для учителя, «Стандарт содержания» - 6 класс
1 тип урока.
1. | Орг. момент. Мотивация | Мотивация учащихся, как класс-команды: и успешности в жизни после школы. Объясняется порядок работы по карте. Для активизации класса дается слово лидеру. | В правом верхнем углу доски ставится число нормы 63%, табл. №1 |
2. | Актуализация Субъектного Опыта учащихся Проверка домашней работы | Кто является автором стихотворения «Мужичок с ноготок»? В какую пору наш герой вышел из леса? Каким был мороз? Что поднималось в гору? В каком году было написано произведение? Кто под уздцы вел лошадку? Какие сапоги у нашего героя? А каким был полушубок? В больших рукавицах, а сам..? Что ответил мальчик на вопрос: «Откуда дровишки?» Что ответил мальчик на приветствие – «Здорово, парнище!» Какие звуки раздавались в лесу? Что ответил мальчик на вопрос: «А что у отца то большая семья?» А как звать мальчика? А кой ему годик? Что крикнул малюточка басом? Какое произведение Некрасова мы изучали ранее? Как шествовал мальчик? Выходит пара и читает стихотворение по ролям | Учитель отмечает +/- по матрице посадочных мест (МПМ). За каждый верный ответ +. Неверный - |
3. | Организация восприятия | Первая критическая точка. Опорные слова Музыкант Подпасок Скрипка Выпороть Наказание Умирал на скамье | Первая отметка. Норматив времени на запоминание 7 слов-30 секунд. Слова закрываем. Ученики за 30 секунд воспроизводят слова в своих рабочих тетрадях. Через 30 секунд взаимопроверка. 7 слов плюс. (+). 6 слов и менее отмечаем минусом.(-) В МПМ |
4. | Организация осмысления | Учащиеся, должны прочитать текст в учебнике по нормативному времени. Учитель предупреждает, что опрос проводится с целью проверки их знания прочитанного материала. Стр. 101-103; 2 страницы - 6 минут на прочтение текста | В 6 классе норматив на прочтение 1 страницы -3 минуты. 2 страницы-6 и тд.. |
5. | Первичная проверка понимания | Перекрестный опрос. Вторая критическая точка. Сколько полных лет было Янко? В какой стране жил Янко? Какого цвета были волосы мальчика? Что делал Янко зимой? Что больше всего в жизни любил Янко? Во сколько лет Янко стал подпаском? Как называли люди Янко? Из каких подручных материалов сделал скрипку Янко? Как звучала самодельная скрипка мальчика? У кого в буфетной наш маленький герой увидел настоящую скрипку? С какой целью как то вечером Янко притаился за лопухами? Тихая летняя зарница, пролетев по небу, осветила Янко в каком положении? Взял ли в руки Янко скрипку? Какие звуки послышались в буфетной, после того как Янко поймал лакей? Где стоял Янко на следующий день? Какое наказание выбрал старшина? Кто пришел за ребенком после наказания? Где умирал Янко? В какие звуки Янко вслушивался перед смертью? Что перед смертью лежало около Янко? Какие деревья шумели над Янко? Спасательный круг: Какой музыкальный инструмент он мечтал подержать в руках? В какой одежде можно было встретить Янко летом? К каким звукам Янко прислушивался по вечерам? | После прочтения текста ведется опрос. Тонкие вопросы. В ячейках на матрице учитель отмечает плюсом или минусом. |
6. | Организация первичного закрепления | Критический опрос. Почему Янко жил в России? По какой причине у Янко были волосы рыжего цвета? Когда Янко сидел за печкой и играл оловянными солдатиками? Где мама Янко работала уездным врачом? Почему Янко очень любил танцевать? Какие птицы щебетали на черешне перед избой Янко в день его смерти?+ Почему люди называли мальчика Янко-акробат? Какой музыкальный инструмент Янко мечтал подержать в руках?+ Каким образом тихая летняя зарница, пролетев по небу, осветила Янко, сидящего на диване перед скрипкой? Кто пел песню «Ой, на зеленой лужайке», когда Янко умирал?+ Почему на другой день Янко стоял перед судом десяти старейшин рода? По какой причине старшина решил помиловать Янко и отпустить? Из чего была сделана скрипка Янко?+ За какие проделки Янко-музыканта отправили в город работать помощником у парикмахера? Когда за слабеньким Янко, которого выпороли, пришел старший брат? Кому Янко все на свете хотел отдать, чтобы ему хоть раз позволили подержать в руках свирель? Зачем весной Янко убегал к ручью? Какой музыкальный инструмент Янко мечтал подержать в руках? Когда во дворе послышались ласковые слова лакея, смех ребенка, счастливый голос Янко? Кем работала мама Янко?+ Почему наш герой Янко не спал весной по ночам?+ Спасательный круг: Почему мальчик стоял перед старшиной, с веселыми глазами, бодрый и здоровый? По какой причине Янко стал подпаском в 9 лет? Почему ночью, когда лягушки начинали квакать, дятел долбить, жуки жужжать, петухи петь, он не мог спать? | Учебники закрываем. И начинается критический опрос. Вопросы только толстые. Требуется размышление. В ячейках на матрице учитель отмечает плюсом или минусом. Вопросы «с ловушками». Но есть и верные утверждения. |
7. | Анализ Время 5 минут | Проводится тематический словарный запас (ТЗС) по изучаемой теме. Эссе Норматив: 56 слов. | В 6 классе ученики должны написать эссе. Норматив составляет 56 слов за 5 минут. Взаимопроверка. Если 56 слов присутствуют в эссе, помимо предлогов и союзов, значит в МПМ ставим +. Если меньше 56 слов ставится в МПМ знак - |
8. | Рефлексия | Чем мне понравился урок? | |
9. | Оценки | Если в ячейке есть 4 и 5 плюса, то ученик получает отметку –«5». Если 3 плюса, то отметка-«4». Если 2 плюса отметка-«3». Отметку «2» согласно требованиям данной технологии мы не выставляем. | |
10. | Домашнее задание | Расскажите, как жилось детям бедняков до революции (по рассказам Генрика Сенкевича «Янко - музыкант», Антона Чехова «Ванька», стихотворению Султанмахмута Торайгырова «Кедей», и другим произведениям). В рассказе используйте следующие пословицы, поговорки: В сиротстве жить- слезы лить Ночей недосыпает, куска не доедает Кому пироги да пышки, а кому синяки да шишки Сытый, голодного не разумеет Домашнее задание задается всем учащимся, которые получили менее 4 отметок | |