Просмотр содержимого документа
«И. Соколов-Микитов Весна »
Конспект урока чтения 4 класс.
Тема: «Весна» И.Соколов-Микитов.
ЦЕЛИ:
Обучающие: Расширять читательский опыт учащихся знакомством с произведением о природе; формировать навыки правильного, осознанного, беглого чтения целыми словами; учить работать с текстом; выявить и обобщить знания учащихся о признаках весны.
Развивающие: Развивать устную речь, образное воображение, внимание, память, мышление; развивать умение мотивировать свой ответ; обогащать речь младшего школьника (незнакомые слова в тексте и т.д.).
Воспитывающие: Воспитывать мотивацию к учению.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Итак, ребята, внимание –
Прозвенел звонок,
Садитесь поудобнее, –
Начнём скорей урок!
-Сейчас у нас урок чтения. На уроке мы будем читать, говорить, слушать. Прежде, чем приступить к чтению, выполним речевую разминку.
2. Речевая разминка.
1.Артикуляционная гимнастика.
-Разомнем язычок.
«Почисти зубки». Кончиком языка при закрытом рте, чистим зубы.
«Забей гол». Рот закрыт, губы без движения, язык кончиком задевает щёки.
2.Дыхательная гимнастика.
-Потренируем дыхание.
Упражнение «Свеча».
Упражнение с полосками бумаги. Вдох, выдох на полоску, чтобы она не шевелилась.
(Дети ставят полоски на уровне губ, набирают побольше воздуха и начинают выдыхать его на полоску так, чтобы она не шевелилась. Дети учатся сдерживать дыхание.)
3. Упражнение для расширения оперативного поля зрения.
-Прочитаем слова. Смотрим в центр на букву В, не отводя глаз читаем слова.
(Дети смотрят в центр на букву В и по команде учителя читают слова “боковым зрением” по указке. По горизонтали, по вертикали)
-А сейчас вы должны быть очень внимательны. Постарайтесь распознать звуки, представить картину.
-Какую картину вы представили, слушая все эти звуки?
-Разминка закончена, а теперь приступим к проверке домашнего задания.
2. Проверка домашнего задания.
-Домашнее задание вы готовили по группам:
-1 группа - должны были выучить наизусть стихотворение И.Никитина «Полюбуйся: весна наступает»;
-2 группа - приготовиться читать это стихотворение выразительно.
Оценки.
3. Новая тема.
1.Введение в тему.
- Чтобы узнать, о чем сегодня будем читать, вы должны поработать с текстом на карточке.
А) Работа по карточкам.
Застучала за окошком звонкая капель. Потеплел воздух, тает снег. На кустах и деревьях пожелтела листва. Из-под снега поднимаются стрелы зелёной травы. Птицы готовятся к перелёту на юг. Скоро на деревьях появятся первые листочки. Поплывут по реке первые льдины. Ручьи наполнят лес весенним журчанием.
- Прочитайте предложения про себя. Зачеркните лишние предложения.
- Прочитать вслух восстановленный текст. О чем говорится в тексте?
- Как вы думаете, о чем будет сегодняшнее произведение?
- Мы продолжаем знакомиться с произведениями о весне.
Б) Беседа.
- Какое время года наступило?
- Какие сейчас ВЫ видите изменение в природе?
В) Работа с иллюстрациями.
- На доске вы видите иллюстрации, подберите те, которые подойдут к теме «Весна».
- Какое время года было до весны?
- Какое время года будет после весны?
- Какое время года будет между летом и зимой?
- Какие весенние месяцы вы знаете?
Г) -Расположите названия весенних месяцев в порядке их наступления в природе.
Карточки на доске: март апрель май
2) Сообщение темы урока.
-Сегодня на уроке мы не только вспомним о признаках весны, но ещё узнаем, как встречают весну птицы и звери.
- С каким произведением мы сегодня познакомимся, и кто его автор, вы узнаете, если правильно составите слова.
- В классе развешаны разноцветные карточки со слогами и буквами. 1 ряд соберите карточки синего цвета, 2 ряд - зеленого, из них составьте слова.
(На доске появляется надпись: Весна. Соколов-Микитов.)
3) Словарная работа.
- Прежде, чем начнем читать, давайте разберем некоторые слова и выражения из текста, узнаем, что они означают.
(На доске слова и словосочетания (скат, макушка, белоносые, робкий. ) и карточки с объяснением смысла этих слов (Наклон, откос, пологий спуск. Верхняя часть головы. Белый нос. Несмелый.))
скат- наклон, откос, пологий спуск.
макушка - верхняя часть головы
белоносые - белый нос
робкий – несмелый
-Прочитайте первое слово, что оно обозначает? и т.д.( Составляют карточки парами.)
4) Чтение текста учителем.
-Откройте учебник на стр.99. Я буду читать рассказ, вы молча читаете, вслед за мной.
Первичное впечатление. Беседа по прочитанному.
-Понравилось вам произведение?
-О чем это произведение?
(о природе весной, автор описывает наступление весны, признаки весны)
5) Повторное чтение.
- Сейчас поработаем с текстом, будьте внимательны, а также будьте готовы отвечать на вопросы.
а) чтение цепочкой по абзацу.
- Как стало греть солнышко?
-Прочитайте, что сказано о дорогах? Почему они потемнели? (Снег начал таять и появилась черная земля)
-Найдите в тексте, какие еще признаки весны описывает автор? (посинел лед; прилетели птицы; зазвенели ручьи, надулись на деревьях почки)
- Какие птицы прилетели первые? (грачи). А у нас грачи уже прилетели? (да, 15 марта мы их видели)
- А потом? (скворцы, гуси, журавли)
-Прочитайте о грачах, о скворцах, о прилете гусей и журавлей.
-Кто ещё радуется весне? Прочитайте. (Читают о зайце, лосе, медведях, муравьях, бабочке).
(Лишняя – воробей. Этой птицы не было в рассказе.)
-Какую картинку нужно добавить? (Нужно добавить – скворца. О нем говорится в рассказе.)
- Давайте послушаем, как поёт скворец.
2задание:
Чтение «проталинки».
-Весной тут и там появляются проталины. А что означает это слово? (Растаявшее место, место без снега).
-Каждый из вас получит карточку с «проталинами». Вы должны вспомнить текст и вставить пропущенные слова.
Выбежал на опушку_______ ________, присел на ___________, огляделся. Ушки на ___________ у робкого ________. Смотрит ________ ___________: вышел на опушку леса огромный ________ с ___________. Остановился, слушает ________.
-Проверим, что у вас получилось. (1 читает, остальные проверяют).
-Молодцы, вы правильно вставили слова.
3 задание:
-А сейчас вы будете работать в парах. У вас на парте иллюстрация к рассказу, но она разрезана на части. Соберите иллюстрацию и подберите текст, который подходит. (Текст дан на карточках).
1 иллюстрация - распустившаяся ива
2 иллюстрация - скворец у скворечника
3 иллюстрация - грачи в гнездах
4 иллюстрация - медведи
Тексты на карточке:
1. А в глухом лесу вывела медведица родившихся в берлоге маленьких медвежат на первую прогулку. Ещё не видели медвежата весны, не знают большого тёмного леса. Не знают, чем пахнет пробудившаяся земля.
2. Увидели ребята у скворешен первых скворцов, весело, радостно закричали:
-Скворцы! Скворцы прилетели!
1.Всё теплее, шумнее и краше весна. На пригреве в лесу распустились на веточках ивы шелковистые мягкие пуховки.
2. Потемнели в полях дороги, посинел на реке лёд. Прилетели белоносые грачи, торопятся поправлять свои старые растрёпанные гнёзда.
1.Увидели ребята у скворешен первых скворцов, весело, радостно закричали:
-Скворцы! Скворцы прилетели!
2. Всё теплее, шумнее и краше весна. На пригреве в лесу распустились на веточках ивы шелковистые мягкие пуховки.
1.Потемнели в полях дороги, посинел на реке лёд. Прилетели белоносые грачи, торопятся поправлять свои старые растрёпанные гнёзда.
2. Увидели ребята у скворешен первых скворцов, весело, радостно закричали:
-Скворцы! Скворцы прилетели!
6. Итог урока.
– Ребята, наш урок подходит к концу.
Домашнее задание: стр. 99-100 выразительно читать текст; ребятам 1ряда-записать в тетрадь приметы весны; ребятам 2 ряда - нарисовать рисунок на тему весна.
- Какой рассказ мы сегодня читали? О чем он?
Рефлексия (На листе у каждого фразы;ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из карточки и дополняя его)
-А теперь постарайтесь оценить свою работу на уроке.