План-конспект урока русской литературы в 6 классе разработан с целью создания условий для осмысления содержания, морали, жанровых особенностей басни И. А. Крылова «Квартет».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«И.А.Крылов. Басня "Квартет"»
Государственное учреждение образования
«Озереченская средняя школа Клецкого района»
И.А. КРЫЛОВ.
БАСНЯ «КВАРТЕТ»,
6 класс
Подготовил
учитель русского языка
и литературы
Мурашко Л.М.
Озеречье, 2024
Цель: создание условий для осмысления содержания, морали, жанровых особенностей басни И. А. Крылова «Квартет».
Задачи: продолжать знакомить учащихся с баснями И. А. Крылова; учить понимать глубину содержания произведения; формировать умения определять басню как жанр литературы с характерными признаками; находить мораль в произведении; развивать устную речь; образное и логическое мышление; обогащать словарный запас; совершенствовать навыки чтения; формировать умение логично и аргументировано излагать свои мысли; воспитывать требовательность к себе; вызвать внутреннее неприятие пороков персонажей басни, нежелание им подражать и на них походить; воспитывать интерес к чтению.
Тип урока: урок изучения текста художественного произведения
Ход урока.
Оргмомент
Здравствуйте, ребята. Я рада видеть вас на очередном уроке русской литературы. И чтобы наш урок прошёл в тёплой дружеской атмосфере, давайте начнем его с игры «Я желаю тебе…» (проходит игра). Я же в свою очередь желаю вам творческой работы на уроке и, конечно же, хороших отметок. Присаживайтесь, ребята.
Сегодня за ваши ответы я буду делиться с вами вот такими сердечками, в конце урока вы посчитаете количество этих сердечек. Чем больше сердечек, тем выше отметка за урок.
Введение в тему урока
(СЛАЙД 2)
Ребята, обратите свое внимание на экран.
Забавой он людей исправил,
Сметая с них пороков пыль;
Он баснями себя прославил,
И слава эта — наша боль.
И не забудут этой боли,
Пока по-русски говорят,
Её давно мы затвердили,
Её и внуки затвердят.
П. А. Вя́земский
Как вы думаете, о ком написаны эти строки?
(СЛАЙД 3)
Верно. Эти строки написаны поэтом Петром Андре́евичем Вя́земским о русском баснописце Иване Андреевиче Крылове.
Актуализация знаний. Проверка ДЗ
Ребята,с каким произведением Крылова мы познакомились на прошлом уроке?
-Давайте вспомним героев этой басни. Какими вы видите их видите?
-Мы уже говорили о том, что Крылов в своих баснях выкрывает человеческие пороки. Давайте вспомним, что такое порок. Назовите, пожалуйста, синонимы к этому слову?
- Сейчас я предлагаю вам поработать в парах. Давайте вспомним, какие пороки выкрывает Крылов в басне «Волк и Ягненок». Ребята, у вас на партах лежат листы, на которых указаны герои басни «Волк и ягненок». Ваша задача – записать качества, которые присущи нашим героям. Начинаем.
-Давайте проверим, что у вас получилось. Зачитайте.
А вот что получилось у меня (СЛАЙД 4)
-Скажите, пожалуйста, в чём смысл этой басни? Что нам хотел сказать Крылов?
-Подтвердите свои слова строчками из басни (зачитать мораль)
Молодцы, ребята, вы хорошо усвоили материал предыдущего урока.
4.Сообщение темы и цели урока
Хотите узнать, с каким произведением Крылова мы познакомимся сегодня? Для того чтобы это узнать, вам необходимо разгадать ребус (СЛАЙД 5).
Итак, тема нашего урока «И. А. Крылов. Басня «Квартет» (СЛАЙД 6).
Какие цели мы СЕГОДНЯ с вами поставим перед собой?
5.Новая тема
Ребята, может, кто из вас знает, что обозначает слово «квартет»?
Я нашла несколько значений этого слова. Напомните, пожалуйста, как называются слова, имеющие несколько значений? (многозначные). Итак, квартет – это… (СЛАЙД 7)
Квартет — музыкальное сочинение для четырёх инструментов или голосов.
Квартет — ансамбль из четырёх исполнителей.
«Квартет» — судостроительная и судомодельная компания в Санкт-Петербурге.
«Квартет» — кондитерская фабрика в Тюменской области.
Хотите узнать, о каком квартете идет речь в басне Ивана Андреевича Крылова? Тогда откиньтесь на спинки стульев, закройте глаза и расслабьтесь (включить музыку).
- Вы сейчас послушали отрывок из «Квартета» имени Александра Бородина. Вы догадались, о каком квартете пойдет речь в басне Крылова? Да, о музыкальном ансамбле.
(СЛАЙД 8)
Где четыре музыканта Замечательно играют, Этот маленький оркестрик Все квартетом называют.
- Понравилась ли вам музыка, которую вы услышали?
- Так звучит музыка в исполнении талантливых музыкантов, которые репетируют свои произведения долго и упорно, годами оттачивая своё мастерство….
Ребята, а каким, на ваш взгляд, должен быть настоящий музыкант? (ответы).
А какие качества у плохого музыканта?
-А хотите узнать, каков был «Квартет» в басне Крылова? Я предлагаю вам это не только послушивать, но и увидеть. (ВИДЕО)
-Понравилась ли вам эта басня? Почему?
-Все ли слова и словосочетания были вам понятны? Для начала проведем словарную работу. Возьмите, пожалуйста, в руки простые карандаши и отметьте в тексте басни незнакомые и непонятные вам слова.
- На каких инструментах играли животные? (СЛАЙД 9-10)
- А сейчас я вам предлагаю самостоятельно разобраться с непонятными для вас словами и фразами. На ваших столах лежат листы со строчками из басни. Ваша задача-дать этим фразам объяснение, соединив стрелочкой строку из басни и ее пояснение. Понятно задание? Приступайте к работе.
Давайте проверим, что у вас получилось (СЛАЙД 11).
Высказывание
Строчки из басни
Покорять игрой весь мир
«Пленять своим искусством свет»
Нет гармонии
«На лад нейдёт»
Усесться важно
«Уселись чинно вряд»
Спорить сильнее прежнего
«Вот пуще прежнего пошли у них разборы и споры»
Пришлось прилететь на шум
«Случилось Соловью на шум их прилететь»
Уделить некоторое время
«Возьми на час терпенье»
Иметь музыкальный слух
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье и уши ваших понежней»
6. Анализ басни
Приступим к анализу басни
-Перечислите героев басни?
--Прочитайте, как герои начали свою игру.
--Почему, по мнению мартышки, у них не получилась музыка?
--Стали ли они лучше играть, когда расселись так, как предложила Мартышка?
--Что предложил им осел, чтобы они могли осуществить задуманное?
--Получилась ли у них музыка?
— Что предлагает Мартышка членам квартета, чтобы музыка пошла на лад? Найдите и прочитайте нужные строчки.
— Какая мысль осенила Осла? Зачитайте эти строки.
-Каков итог их действий?
- Ребята, а как вы думаете, чего не хватает героям для осуществления задуманного?
- А случаен ли выбор героев в басне? Для того чтобы это понять, мы с вами попробуем дать характеристику героям, которые исполняют квартет.
Я вновь предлагаю вам сыграть. Игра называется «Угадай героя». На экране будет появляться характеристика героя из басни. Ваша задача: определить, кого именно характеризуют эти слова (СЛАЙДЫ 12-15)
-Ребята, так почему у наших героев не получилось исполнить свое желание сыграть квартет? Обладают ли эти герои качествами настоящих музыкантов?
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
— Какой герой появляется во второй части басни?
- Почему Крылов именно Соловью выбирает в судьи?
- О ком же эта басня, кого она высмеивает? Какой вывод можно сделать?
-Как вы думаете, какие пороки выкрывает Крылов в этой басне?
-Прочитайте слова, которые выражают мораль басни
Работа с пословицами
Ребята, а сейчас я предлагаю вам вспомнить пословицы и поговорки, которые раскрывают смысл басни «Квартет». Ваша задача-продолжить пословицу. Внимание на экран (СЛАЙД 16-27).
Не в свои сани не садись;
Век живи - век учись;
Без терпенья нет ученья;
Учение - свет, а неучение - тьма;
Голосом пляшет, а ногами поет;
Гусли-то те, да руки не те;
Песню играть – не поле пахать;
Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
7. Работа над выразительным чтением басни
А сейчас я вам предлагаю поработать над выразительным чтением басни. Но для начала нужно выяснить, с какой интонацией мы будем читать реплики героев.
А для этого давайте представим, какая Мартышка (существо несерьезное, вертлявое, неусидчивое)
-Значит, будем читать быстро, интонация поучительная, несколько хвастливая.
-А осел? (медлителен, нетороплив, громко кричит)
А значит и читать его слова мы будем как? (Громко, но медленно, в тоне должна звучать грубость и самоуверенность невежды).
-И, наконец, соловей. Какой он? (читать надо спокойно, поучительно, с осуждением и насмешкой).
Проверка навыков выразительного чтения
Крылов говорил, что его басни легко инсценировать. Давайте посмотрим, так ли это (инсценировка).
8. Подведение итогов урока. Рефлексия.
-Ребята, давайте вспомним, какие цели мы ставили с вами в начале урока?
-Достигли ли мы их?
- Какой жизненный урок вы извлекли из этой басни?
-Посчитайте, пожалуйста, количество сердечек, которое вы получили за работу на уроке.
9. ДЗ. Выразительное чтение басни
10. Выставление отметок, их аргументация
Я очень рада, что именно вы помогли мне сегодня в проведении урока. А в память о нашей работе я хочу подарить вам и нашим гостям по золотому перу, очень похожему на то, которым писал свои басни И.А.Крылов