Игровые технологии на уроках литературы. Деловая игра.
В практике преподавания литературы чаще, чем на других уроках, используются различные игры.
Все следующие за дошкольным возрастные периоды со своими ведущими видами деятельности (младший школьный возраст - учебная деятельность, средний - общественно полезная, старший школьный возраст - учебно-профессиональная деятельность) не вытесняют игру, а продолжают включать ее в процесс. В подростковом возрасте наблюдается обострение потребности в создании своего собственного мира, в стремлении к взрослости, бурное развитие воображения, фантазии, появление стихийных групповых игр. Особенностями игры в старшем школьном возрасте является нацеленность на самоутверждение, стремление к розыгрышу, ориентация на речевую деятельность.
Цели использования игровых технологий следующие:
Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; применение ЗУН в практической деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков. Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности .
• Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.
• Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению.
По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:
а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
б) познавательные, воспитательные, развивающие;
в) репродуктивные, продуктивные, творческие;
г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.
Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики. Вот важнейшие из применяемых типов: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации.
Деловая игра
Деловая игра используется для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей, формирования общеучебных умений, дает возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций.
В качестве примера приведу имитационную игру.
На занятиях имитируется деятельность какой-либо организации, предприятия или его подразделения, например, профсоюзного комитета, совета наставников, отдела, цеха, участка и т.д. Имитироваться могут события, конкретная деятельность людей (деловое совещание, обсуждение плана, проведение беседы и т.д.) и обстановка, условия, в которых происходит событие или осуществляется деятельность (кабинет начальника цеха, зал заседаний и т.д.). Сценарий имитационной игры, кроме сюжета события, содержит описание структуры и назначения имитируемых процессов и объектов.
Технологическая схема деловой игры
Этап подготовки. Подготовка деловой игры начинается с разработки сценария - условного отображения ситуации и объекта. В содержание сценария входят: учебная цель занятия, описание изучаемой проблемы, обоснование поставленной задачи, план деловой игры, общее описание процедуры игры, содержание ситуации и характеристик действующих лиц.
Далее идет ввод в игру, ориентация участников и экспертов. Определяется режим работы, формулируется главная цель занятия, обосновывается постановка проблемы и выбора ситуации. Собирается дополнительная информация. Допускаются предварительные контакты между участниками игры.
Этап проведения - процесс игры. С началом игры никто не имеет права вмешиваться и изменять ее ход. Только ведущий может корректировать действия участников, если они уходят от главной цели игры. В зависимости от модификации деловой игры могут быть введены различные типы ролевых позиций участников.
В применении ситуативной игры можно выделить следующие положительные моменты:
В процессе игры учащиеся знакомятся с диалектическими методами исследования вопроса, организацией работы коллектива, функциями своей «должности» на личном примере.
В процессе игры развиваются логическое мышление, способность к поиску ответов на поставленные вопросы, речь, речевой этикет, умение общаться во время дискуссии.
Как правило, учащиеся чувствуют удовлетворение, есть высокая мотивация, эмоциональная насыщенность процесса обучения.
В процессе деловой игры формируется сознание принадлежности ее участников к коллективу; сообща определяется степень участия каждого из них в работе; ощущается взаимосвязь участников при решении общих задач; коллективно обсуждаются все вопросы, что формирует критичность, самокритичность, уважение к мнению других, внимательность к товарищам по игре.
Отрицательными сторонами применения ситуативной игры являются:
Высокая трудность подготовки к занятию (для преподавателя);
Преподаватель должен быть внимательным и доброжелательным режиссером в течение всей игры;
Большая напряженность для преподавателя, так как он сосредоточен на непрерывном творческом полёте. Кроме того, преподаватель должен обладать актерскими данными;
В качестве примера приведу урок внеклассного чтения по повести А.Грина «Алые паруса в 8 классе.
Урок литературы в форме деловой игры
«Заседание PR-агентства».
(А.С. Грин "Алые паруса")
Цели:
Обучающая: познакомить с теоретическим понятием жанра “феерия ”.
Развивающая: совершенствовать навык монологической речи.
Воспитательная: развитие интереса к чтению художественной литературы.
Оборудование и материалы:
компьютер,
медиапроектор,
экран,
презентация,
рисунки.
Ход урока
1.Слово учителя
«Аватар», « Ночной дозор», «Цитадель»…
Названия этих успешных у современного зрителя фильмов у всех на устах. Они собирают огромные кассовые сборы, толпы рвущихся в кинозал зрителей, бурное обсуждение в средствах массовой информации. А вот ведущие социологи обнаружили еще одну удивительную закономерность: с книжных полок библиотек и магазинов не только моментально исчезли одноименные книги, но и постоянно тиражируемые, расходятся с бешеной популярностью. Давно уже общепризнанно, что в наш век компьютеров, Интернета и электронных СМИ, книги занимают не главное место. Но здесь – нонсенс. Сюжеты кинофильмов затронули души зрителей и привели их к книге. Пусть даже таким способом, но книга возвращается к читателю.
Как вы думаете, что, помимо острых сюжетов (коллизий), популярных актеров, ярких спецэффектов, способствовало такому громкому успеху? в современных условиях продвижение на рынок любого товара – будь то программное обеспечение, товары народного потребления, кинопродукция - невозможно без хорошо продуманной и тщательно подготовленной PR – кампании.
Это иностранное слово. Может кто- то знает ,как оно переводится?
( связь с общественностью ).
Люди, которые работают в этой современной профессии, занимаются созданием рекламной продукции. С помощью различных технологий продвигают товар на рынок, поддерживают имидж фирмы, раскручивают торговую марку. Вот вы смотрите знаменитые, нашумевшие, очень успешные фильмы. Что, как правило, сопровождает эти фильмы?
( Встреча с автором, ролики, встреча с актёрами ).
Я предлагаю вам сегодня побыть в роли менеджеров известного PR-агентства при киностудии.
II. Проведение игры.
Знакомство с условиями игры.
Сотрудники представляют материал создания проекта.
В ходе заседания ведётся протокол, в котором отражён каждый этап работы. Протокол ведёт секретарь.
Этапы игры
1) Организуется заседание коллектива PR – агентства. Первое рабочее совещание по новому проекту. На одной из центральных киностудий начинаются съёмки фильма по повести А.Грина “Алые паруса”. С агентством заключён договор о продвижении в кинопрокате этой новой работы. Но главная цель: чтобы после просмотра фильма у зрителей возникло желание взять в руки книгу А. Грина.
2) Выступление специалиста по информационной поддержке. Рассказ о биографии и творчестве писателя А.Грина. Экскурсия по музею в г. Феодосия .(Презентация.)
3) Обсуждение жанра произведения. Выступление руководителя рекламного агенства.
Название “ феерия” происходит от слова “фея”, это драматическое произведение, в котором противоборствуют волшебные силы и, как в сказках, всегда побеждает добро, красота. При постановке на сцене в феериях используются особые впечатляющие эффекты. Наверное, А. Грин назвал “Алые паруса” феерией потому, что сказка приходит в жизнь Ассоль и “ расцветает” она благодаря “летящей” душе и доброму сердцу ее создателя.
Феерия – от фр. слова фея – представление с фантастическими костюмами и декорациями, с широким использованием сценических эффектов. Волшебное, сказочное зрелище. Повесть Грина вполне отвечает этим требованиям: она сказочна, необычна. Это праздник. Яркий, показательный, много возможностей.
- Какие самые яркие, феерические эпизоды вы выбрали бы для рекламных роликов и заставок?
4) Представление художественного рекламного материала (последний слайд презентации)
5) Выступление руководителя рекламного агентства. Работа по содержанию. На поставленные вопросы ответы должны быть краткими и точными.
Почему после десятилетней службы на море Лонгрен сошел на берег?
Почему Лонгрен никогда не покупал продукты в деревне, а покупал их только в городе?
Как погиб трактирщик Меннерс?
Что о своем поступке Лонгрен сказал дочери?
“Клянусь Гримами, Эзопом и Андерсеном!” Кому принадлежит эта странная клятва? Кем клянется этот человек?
Как отнесся Лонгрен к предсказанию?
Как о предсказании стало всем известно?
Какой случай сделал друзьями двадцатилетнюю кухарку и десятилетнего лорда?
Сколько шелка пошло на новые паруса “Секрета”?
Какой груз предпочитал возить Грэй, что он не брал в трюм?
Какой неожиданный салют в честь любви прозвучал на море?
Что мы отметим в протоколе? Каков будет следующий наш шаг?
6) Выступление актёров.
Молодые актеры – исполнители главных ролей у нас в гостях. Уже прошли кинопробы, скоро начинаются съёмки фильма. Давайте послушаем молодых актёров и поможем им вжиться в образы своих героев.
Ассоль.
А в Каперне нам жилось трудно. Местные жители нас не любили, мы всегда были для них “чужими”, а после смерти лавочника Меннерса это отчуждение стало злобным и угрожающим. Мы хорошо жили с моим отцом: едва сводили концы с концами, но жили душа в душу. Несмотря на его нелюдимость и необразованность, он учил меня доброте, трудолюбию, независимости, стойкости, честности.
Однажды я несла в город игрушки на продажу. Дорога вела в лес, и я пустила по ручью игрушечную яхту с лоскутком алого шелка вместо обычного белого паруса. Яхта уплыла, я бросилась следом, и , у самого устья ручья я обнаружила, что яхту поймал неизвестный странный старик. Чтобы я не пугалась, он рассказал мне сказочную историю…
Не знаю, сколько пройдет лет, только в Каперне расцветет одна сказка, памятная надолго. Ты будешь большой. Ассоль. Однажды утром в морской дали сверкнет алый парус. Сияющая громада алых парусов двинется.
Вопросы:
Какие главные черты вы бы подчеркнули в образе Ассоль?
Как вы думаете, почему первыми словами Ассоль, обращёнными к Грею, были слова “совершенно такой”?
Какие чувства к жителям Каперны вы испытываете?
Грей. ( Говорит от лица актера)
Сыграть в начале творческого пути роль благородного Грея – думаю , это большая удача для меня, начинающего актера. Сейчас я слушал историю Ассоль и понял, как много у нас общего. Ассоль жила в нищете, в злобной болотной Каперне. Грей жил в роскоши и богатстве, но главным для них был не этот,реальный мир, а их собственный, выдуманный – прекрасный и гармоничный.
Родители Грея были заложниками своего положения, своего богатства и законов высшего света. Вся их жизнь бала расписана по числам с рождения до смерти, а поведение регламентировано этикетом. Мать любила сына и безгранично баловала. А отец постоянно был занят фамильными процессами, государственными делами, охотой, чтением газет, и другими, не менее важными, делами.
Мир напыщенной аристократии, неискренних отношений, праздности не привлекала моего героя. В его мире, у Иисуса, на картине в галерее, не могли торчать из рук гвозди и течь кровь. В его мире мог жить настоящий Робин Гуд, которому не жалко для счастья друга всех своих накоплений… Однажды в его мире появился огромный корабль, вздымающийся на гребень морского вала… С тех пор судьба Грея была решена. Никакая другая профессия, кроме морского капитана, не могла бы подарить ему настоящее счастье. В 14 лет он покинул дом и отправился в свое первое плавание. Его, избалованного барчука, насмешливо приняли настоящие морские волки. Но он сносил все: изнурительный труд, голод, холод, жару , ругань, насмешки и одиночество. Он стал на корабле “Своим ”. Перед ним была цель – стать капитаном – и он ее достиг.
Грей стал капитаном на своем “ Секрете ”. Но, мне кажется, самое главное, что Грей стал Капитаном Своей Жизни.
В своем монологе он просто и ясно объясняет цель и смысл своей жизни. Я прочту вам этот монолог. ( Монолог Грея.)
Интересно вам было общаться с актерами? А будущим зрителям?
Будет ли интервью способствовать успеху будущей работы? Давайте запишем этот этап.
7) Выступление музыкального редактора. / Можно использовать песню “Алые паруса” /
- Насколько музыкальное сопровождение созвучно с нашей повестью?
- Какая строчка песни запомниться слушателям? / Ребята, надо верить в чудеса! /
Мелодия может быть фоном всего произведения.
А сама песня должна звучать как жизнеутверждающий гимн любви.
8). Подведение итогов.
Наше совещание подходит к концу. Может кто-то из вас сформулирует главную мысль, девиз нашей будущей работы цитатой из текста? PR – щики называют это слоганом.
/ Чудеса надо делать своими руками /
Это главные слова повести. Именно он будет сопровождать наш фильм и, надеюсь, приведёт наших зрителей к прекрасной книге А. Грина “Алые паруса”.
Протокол, где зафиксирована PR – поддержка кинофильма по повести А. Грина “Алые паруса»:
Чудеса надо делать своими руками.
Солнечный человек А.Грин.
(Документальный фильм об авторе, музее в г. Феодосия).
Феерия.
( Афиши, заставки, ролики со спецэффектами).
Актёры.
(Встреча со зрителями, интервью на ТВ).
Музыка.
( Ребята, надо верить в чудеса!)
Литература
Аникеева Н.П. Воспитание игрой. - М., 1987.
Баев ИМ. Играем на уроках русского языка. - М., 1989.
Берн Э. Игры, в которые играют люди. - М., 1988.
Газман О.С. и др. В школу - с игрой. - М., 1991.
Добринская Е.И., Соколов Э.В. Свободное время и развитие личности. - Л., 1983.
Занъко С.Ф. и др. Игра и ученье. - М., 1992.
Игры - обучение, тренинг, досуг... / Под ред. В.В.Петрусинского. - М., 1994.
Кэрролл Л. Логическая игра. - М., 1991.
Минкин Е.М. От игры к знаниям. - М., 1983.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М., 1998.
Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. - М.: АРКТИ, 2005.