kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Интегрированный урок музыки и литературы "Ты, как душа у народа, прекрасна"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный урок музыки и литературы "Ты, как душа у народа, прекрасна, был проведен в гимназии г. Турку (Финляндия) в рамках образовательного проекта: "Диалог культур: Финляндия - Россия. Этот урок опирался на знания финских учащихся по русскому языку и литературе, так как в этой гимназии уделяется большое внимание изучению произведений русских писателей и поэтов, изучению традиций русского народа, русским народным песням. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок музыки и литературы "Ты, как душа у народа, прекрасна" »

Интегрированный урок музыки и литературы на тему:

«Ты, как душа у народа, прекрасна».

( в рамках образовательного проекта: «Диалог культур: Финляндия – Россия».


Тип урока – обучающий.


Цели урока:

обучающие: познакомить с русскими народными лирическими песнями, с характером мелодий песен, образами – символами, которые присущи народной песне; умение понимать русскую речь и отвечать на поставленные вопросы на русском языке;


воспитательные: воспитывать интерес к устному народному творчеству, русской литературе и культуре; пополнять словарный запас финских школьников знаниями литературных и музыкальных терминов, понять своеобразие русского патриотизма;


развивающие: совершенствовать навыки владения русским языком, умение понимать чувства, переживания, мечты русского народа, воплощенные в русских народных песнях.


Оборудование: компьютер, интерактивная доска,














ХОД УРОКА.


Звучит русская народная песня «Родина»:


Вижу чудное приволье,

Вижу нивы и поля,-

Это русское раздолье,

Это русская земля.


Вижу горы и долины,

Вижу степи и луга-

Это русские картины,

Это родина моя.


Слышу пенье жаворонка,

Слышу трели соловья-

Это русская сторонка,

Это Родина моя!


Слово учителя, показ слайдов.


Безмолвными кажутся наши печальные поля, особенно в зимнюю пору. Чем же согреться человеку в волнистых туманах печальных полей? Вот тут и родилась народная песня, которая согревала и сердце и душу. А разве тусклая даль этих равнин не будила воображения, без которого никакая песня и не родится, не плела легенд и не обвивала ими русскую песню?

Но не все грустно на бесконечных российских полях. Придет весна, а за нею и лето. И вот уже вслушиваемся в трели соловья, наблюдаем за цветением деревьев и полевых трав.

Ф.И.Шаляпин позднее напишет: « От природы, от быта русская песня, и от любви» Но ведь так можно сказать не только о русской песне, но и о вашем народном творчестве. А чтобы глубоко и преданно любить свою Родину, надо знать ее прошлое.

Как Вы уже догадались, речь на нашем занятии пойдет о русской народной песне. Вы познакомитесь с этим жанром фольклора и музыки, послушаете народные песни, игру на музыкальных инструментах.

Тема нашего занятия: « Ты, как душа у народа, красива». Эпиграфом будут слова М.В.Ломоносова о русской песне: «Сладостные звуки родимой песни и музыки в живой человеческой душе ум пробуждают и чувства высокие воспитывают»

  1. Сладостные звуки… Какие слова можно подобрать к слову сладостные? (приятные, милые сердцу, родные)

  2. Звуки песни и музыки какой? ( родимой, родной, близкой сердцу)

  3. Что делают звуки родимой песни и музыки с человеческой душой? (ум пробуждают и чувства высокие воспитывают)

  4. Как Вы понимаете это выражение? ( Звуки родимой песни и музыки делают человека добрее, чище, лучше, умнее, человечнее)

Итак, попытаемся на нашем занятии ответить на вопрос:

В чем сила, красота, обаяние русской народной лирической песни?


Слово учителя.


Истоки русской народной песни уходят далеко в прошлое. Уже в начале 1 тысячелетия нашей эры греческие, римские, арабские историки с восторгом писали о славянских песнях. Первым русским собирателем песен был Кирша Данилов, живший в 18 веке. В 19 веке песни собирали и писатели, и композиторы: А.С.Пушкин, Н.В.Гоголь, М.И.Глинка, Н.А.Римский – Корсаков и др. В 20 веке песни собирали известные русские писатели: М.М.Пришвин, П.П.Бажов, А.П.Платонов. Писатели и композиторы специально собирали и записывали народные песни, так как видели в них неисчерпаемое музыкальное богатство.

Ребята подготовили для вас несколько песен. Внимательно послушаем их и ответим на вопросы:

- Какие символы присутствуют в песне и что эти символы обозначают?

Прослушав песню, нарисуйте, пожалуйста, то, что представляете, когда слушаете эту песню.

«Тонкая рябина»:


Что стоишь, качаясь.

Тонкая рябина,

Головой склоняясь

До самого тына?


А через дорогу.

За рекой широкой

Так же одиноко

Дуб стоит высокий.


Как бы мне, рябине,

К дубу перебраться,

Я б тогда не стала

Гнуться и качаться.


Тонкими ветвями

Я б к нему прижалась

И с его листами

День и ночь шепталась.


Но нельзя рябине

К дубу перебраться,

Знать, судьба такая,-

Век одной качаться.


(Символы: рябина – девушка, дуб – молодец. Песня об одиночестве девушки, о невозможности быть счастливой, о горе, о тоске, о грусти).

Спокойный характер мелодии, образ девушки: мягкий, нежный, лирический, рассказ о несчастной любви.

Пошла млада за водой.

Пошла млада за водой, Сама вдарюсь об землю,

Коромысел золотой. Рассыплюся яблонькой.

Эй –эй, люли, Эй – эй, люли,

Коромысел золотой. Рассыплюся яблонькой.


Коромысел золотой, А кто будет в гусли грать,

Ведерки дубовые. А кто будет танцевать?

Эй – эй, люли, Эй – эй, люли,

Ведерки дубовые. А кто будет танцевать.


Брошу ведра под гору, Ваня будет в гусли грать,

Сама вдарюсь об землю. Таня будет танцевать.

Эй – эй, люли, Эй – эй, люли,

Сама вдарюсь об землю. Таня будет танцевать


- Каков характер мелодии этой песни?

( Веселый, шутливый характер песни). Такие песни чаще всего звучали во время игр, когда молодые люди от души веселились, играли, выражали свою радость.


Слово учителя.

Русская народная песня – произведение коллективное. Вся жизнь русского человека от рождения и до смерти сопровождалась песней. Из глубины веков песня донесла нам память о людях, их жизни, переживаниях.

Сейчас Вы слышите русскую народную песню, ее чистую, как родниковая вода, и негромкую, как затаенный вздох, мелодию.

« Я на горку шла»




Слово учителя.

Описание исполнения народной песни оставил И.С.Тургенев в рассказе «Певцы». Главный герой рассказа Яков соревновался в пении.

… Он глубоко вздохнул и запел… Первый звук его голоса был слаб и неровен и, казалось, не выходил из его груди, но принесся откуда – то издалека, словно залетел случайно в комнату… За этим первым звуком последовал другой, более твердый и протяжный, но все еще видимо дрожащий, как струна, когда, внезапно прозвенев под сильным пальцем, она колеблется последним, быстро замирающим колебаньем, за вторым – третий, и, понемногу разгорячась и расширяясь, полилась заунывная песня. «Не одна во поле дороженька пролегала»,- пел он, и всем нам сладко становилось и жутко. Я, признаюсь, редко слыхивал подобный голос: он был слегка разбит и звенел, как надтреснутый; он даже сначала отзывался чем – то болезненным; но в нем была и неподдельная глубокая страсть, и молодость, и сила, и слабость, и какая – то увлекательно – беспечная, грустная скорбь. Русская, правдивая. горячая душа звучала и дышала в нем и так хватала вас за сердце, хватала прямо за его русские струны. Песня росла, разливалась… Он пел, и от каждого звука его голоса веяло чем – то родным и необозримо широким, словно знакомая степь раскрывалась перед вами, уходя в бесконечную даль.


- Обратите внимание на поэтическое описание пения Якова.

Заунывная песня – тоскливая, грустная, протяжная, наводящая уныние. Но как слушатели реагируют на эту песню? (Становилось жутко и сладко).

- Как вы понимаете это выражение: «жутко становилось и сладко»? (От тоскливой песни грустно становилось на душе, но вместе с тем веяло чем – то родным, сладостным, дорогим сердцу.)

- Какие строки текста подтверждают этот вывод? ( Русская , правдивая, горячая душа звучала и дышала в нем, и так и хватала вас за сердце, хватала прямо за его русские струны.)

Русский народ вкладывает душу во все, что он создает.

Игра на свирельках.


- В чем сила, красота, обаяние русской лирической песни?
- Богатство ярких выразительных образов;

- Широкий диапазон, тембр и звонкость исполнения;

- Лирическая песня передает чувства, сокровенные мысли, душу, вот почему слушатели сопереживают, плачут или смеются;

- Единство музыкального и поэтического языка делает песню ярче, выразительнее, образнее.


Трудно себе представить, сколько поколений русских людей отразили в песне свои чувства, переживания, мечты. Народная песня – душа нации. В ней наша история и вековые традиции.


Звучит песня



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Интегрированный урок музыки и литературы "Ты, как душа у народа, прекрасна"

Автор: Ион Евгения Николаевнв

Дата: 06.11.2014

Номер свидетельства: 127472

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(217) "Интегрированный урок (технология + музыка) в 7 классе. «Ноябрьский образ в пьесе П.И.Чайковского. Куклы-обереги на Руси» "
    ["seo_title"] => string(127) "intieghrirovannyi-urok-tiekhnologhiia-muzyka-v-7-klassie-noiabr-skii-obraz-v-p-iesie-p-i-chaikovskogho-kukly-obierieghi-na-rusi"
    ["file_id"] => string(6) "147611"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419436816"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Презентация к интегрированному уроку "Ты, как душа у народа, прекрасна" "
    ["seo_title"] => string(75) "priezientatsiia-k-intieghrirovannomu-uroku-ty-kak-dusha-u-naroda-priekrasna"
    ["file_id"] => string(6) "127478"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415305276"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(197) "Образ Петербурга в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» Традиции Пушкина, Гоголя, Некрасова. "
    ["seo_title"] => string(116) "obraz-pietierburgha-v-romanie-f-m-dostoievskogho-priestuplieniie-i-nakazaniie-traditsii-pushkina-gogholia-niekrasova"
    ["file_id"] => string(6) "165365"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422800858"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства