Интегрированный урок по творчеству Э. Сетона-Томпсона
в 6 классе.
Машинская Елена Анатольевна - учитель русского языка, Выгузова Александра Владимировна - учитель биологии, Ерисова Наталья Николаевна-учитель рисования
ГУ «Средняя общеобразовательная школа №4 им Камала Макпалеева города Павлодара.
Тема: Рассказы Черного Волка.
Цель: Формирование гуманной, экологически грамотной личности, способной к осознанным поступкам через развитие интеллектуальной компетентности.
Задачи:
Создать условия для понимания и осмысления широты диапазона творческой личности писателя, своеобразия его таланта, цели и задач его творчества.
Развивать интеллектуальные компетентности: анализ и синтез, сворачивание и разворачивание информации, аргументирование своих суждений, обобщать, выделять главное, добывать и перерабатывать информацию.
Содействовать воспитанию гуманного отношения к животным, к осмыслению личной ответственности за настоящее и будущее.
Тип урока: урок – анализ произведения.
Методы: словесный, проблемно-поисковый, практический.
Оборудование: текст рассказа «Лобо» иллюстрации, детские рисунки, выставка книг о животных, презентация РРТ, карточки с вопросами для закрепления.
Вводно-мотивационный этап.
Краткое содержание:
1. Актуализация знаний.
- Письмо Черного Волка: «Люди и звери,
мы - дети одной матери - природы»
- Что бы это могло означать?
- Мог ли это написать волк? Почему?
Представление писателя Э.Сетона-Томпсона.
- биография писателя (сообщение ученика)
- натуралист (вступительное слово учителя биологии)
- художник - анималист (вступительное слово учителя ИЗО)
- писатель (вступительное слово учителя литературы)
2. Постановка проблемы «Мы должны увидеть диапазон творческой личности человека, понять своеобразие его таланта»
Приемы деятельности:
Беседа, обсуждение опережающего домашнего задания
постановка проблемы, выход на проблемные вопросы
Интеллектуальные компетентности:
Работа с графической информацией, анализ информации, поиск информации, выделение главного, обобщение
Операционно-познавательный этап.
Краткое содержание:
1. Животные в творчестве Сетона-Томпсона.
Рассказ о волке Лобо - одно из лучших произведений.
Вопросы, на которые вы должны ответить по окончанию урока:
- Какой эпизод из жизни юного Сетона - Томпсона произвел на вас наибольшее впечатление и почему?
- Во имя чего создавал свои произведения канадский писатель?
- Что означает понятие «художник – анималист»? Как Сетон-Томпсон использовал талант художника-анималиста в своей писательской работе?
- На чьей стороне читательские симпатии – на стороне волка Лобо или охотника?
- Соответствует ли описание поведения и повадок волка в рассказе и научных представлениях о животном?
- Известны ли вам произведения других писателей натуралистов?
- Приходилось ли вам защищать наших меньших братьев, помогать им?
2. Рассказ «Лобо» пользовался особой любовью писателя. Неслучайно изобразил героя этого рассказа на картине «Лобо – король волков»
- А у вас какой Лобо?
- Расскажите, почему вы его таким изобразили?
3. Поскольку речь в рассказе идет о волке, вспомним, что мы знаем о нем как о животном. В своей речи мы часто используем устойчивые или «крылатые» выражения?
- Волка ноги кормят
- Волчий аппетит
- Набросились как волчья стая
- Одинокий волк
- Волчье сердце (волчий характер)
- Выть волком
- Человек - волк
- Серый волк
4. Сюжет рассказа «Лобо»
5. Вопросы для обсуждения:
- Какое чувство вызывает у вас конец рассказа?
- Чем обусловлен замысел писателя?
- Оправдан ли он?
6. Работа с текстом:
- Найдите в тексте описание вожака стаи, характеризующую его как высокоодаренную особь.
- Смоделируйте «портрет» Лобо, составьте опорную схему, графически отразив свои суждения, поясните, свое представление о герое.
- Прочитайте выразительно отрывок рассказа «Лобо и капканы»
- Не преувеличивает ли автор способности своего героя?
- Почему тогда в сказках волк показан глупым?
7. Волк в сказках и науке.
- высказывания А.Брема
8. Проблемные вопросы:
- Что произошло? Что погубило Лобо?
- Кто овладел его сердцем?
Докажите свои с суждения, подтвердите их отрывками из текста.
9. Отражение поведенческих особенностей в рисунках.
10. Всегда ли прав человек?
- заполнение дискуссионной карты
11. Описание смерти Лобо.
12. Животные и проблема охраны природы в произведениях Сетона-Томпсона.
13. Примеры жестокого обращения с животными.
14. Произведения писателя – призыв к человечеству.
Приемы деятельности:
Комментирование рисунка, обсуждение «крылатых» выражений, сравнение информации бытовой и научной,
работа в группах
Организация сотрудничества, консультирование
Сравнение информации бытовой и научной, работа с текстовой информацией
Пояснение рисунка, текста.
Интеллектуальные компетентности:
Сворачивание и разворачивание информации, аргументирование своих суждений, оценивание продукта своей деятельности по самостоятельно определенным в соответствии с поставленной целью деятельности критериям, анализ, выделение главного.
Рефлексивно-оценочный этап.
Краткое содержание:
1. Рефлексия. Пройдемся по волчьему следу.
– ответы на вопросы;
- рейтинговая оценка;
- эмоциональная оценка урока.
2. Домашнее задание: сочинение, рассказ об отношениях человека и животных.
- имеет ли человек моральное право распоряжаться животным миром?
- действительно ли животные наши «меньшие братья» и если это так, то какая на нас лежит ответственность?
- сочинение должно сопровождаться рисунками, отражающими основную мысль.
Приемы деятельности:
Организация сотрудничества.
Участие в диалоге, рейтинговая оценка.
Интеллектуальные компетентности:
Рефлексия, умение выделять главное, оценивание продукта своей деятельности.