Просмотр содержимого документа
«Интергрирваный урок по роману Е.Д.Айпина "Ханты или Звезда Утреней Зари"»
Интегрированный урок литературы по роману Е.Д.Айпина «Ханты или Звезда Утренней Зари»
Цели урока:
познакомить с творчеством Еремея Айпина, с содержанием отрывка из романа “Ханты или звезда Утренней Зари ”, формировать навыки самостоятельной работы с текстом, научить учащихся самостоятельно мыслить, определять главное, составлять вопросы, отвечать на них, свободно выражая свои мысли.
Задачи:
постижение идейно-художественного своеобразия произведений Е. Айпина.
воспитание бережного отношения к родной природе и умения передавать средствами изобразительного искусства свое отношение к ней.
развитие творческого воображения и фантазии.
Развитие умения анализировать окружающую действительность, повторение законов наблюдательной перспективы.
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: интегрированный урок-исследование.
Оборудование: портрет писателя, выставка книг, словари, иллюстративный материал..
Технологическая карта урока
Вызов
Осмысление
Рефлексия
мотивация учащихся на работу.
* работа с отрывками из повести “Я слушаю землю”
*управляемое чтение – размышление
*повторение законов наблюдательной перспективы.
*работа живописными приёмами с иллюстра-тивным материалом.
рефлексивные вопросы
У каждого из нас есть три матери: Первая – это мама, Вторая – это Родина, Третья мать – природа. Е.Д. Айпин
I . Стадия “Вызов”
1) Вступительное слово учителя.
Здравствуйте те, у кого сегодня хорошее настроение.
Здравствуйте те, у кого в душе непогода.
Сегодня у нас урок-знакомство. Пусть он принесёт нам радость общения и наполнит наши сердца добрыми чувствами.
Что такое знакомство?
(Это когда люди хотят узнать друг о друге больше; знакомятся друг с другом; узнают что-то друг о друге)
"ХАНТЫ ИЛИ ЗВЕЗДА УТРЕННЕЙ ЗАРИ"
Мы предлагаем вам знакомство с той землей, на которой живем, а поможет нам в этом писатель Еремей Данилович .Айпин и его романом “Ханты или Звезда утренней Зари ”.
Север – край белых ночей, суровых зимних вьюг, алых рассветных зорь, необозримых речных просторов, природных богатств и удивительных людей.
Один из этих удивительных людей – писатель Еремей Данилович Айпин, и он поможет нам найти свое место в этом мире.
.А в конце урока мы ответим на вопрос, почему писатель утверждал, что
У каждого из нас есть три матери: Первая – это мама, Вторая – это Родина, Третья мать – природа.
2) Создание мотивации учащихся к изучению новой темы.
Еремей Данилович живет и работает в городе Ханты-Мансийске, но если бы он приехал к нам в гости, какие вопросы вы хотели бы задать ему? (Составление вопросов)
– вопросы:
Где он родился и провел свое детство?
Почему стал писателем?
О чем его произведения?
Еремей Данилович очень хотел бы сам встретиться с вами и рассказать о себе, но он очень занятой человек, депутат окружной Думы ХМАО, и нашли мы информацию о нем в электронном учебнике литературы Югры. Давайте познакомимся с этой информацией и сами ответим на вопросы, которые возникли у нас.
3) Изучение новой темы – биографическая справка о писателе.
. “Невысок, угловат, длинные волнистые волосы. Внимательный, неторопливый взгляд зорких глаз таежного охотника. Голос тихий, говор размеренный, спокойный. Эмоции спрятаны где-то в недоступной глубине, выдернуть их на поверхность не так-то просто. Молчалив. Жесты сдержанны, не размашисты, не резки”,- так описал Еремея Айпина тюменский писатель Константин Лагунов.
. Родился он в семье потомственного охотника. Закончил восьмилетку, потом работал в Варьеганском промыслово-охотничьем хозяйстве, проявляя свои способности в рыбалке и охоте.
Почему стал писателем? “Просто в детстве я слышал много сказок, преданий, охотничьих историй. Всё запоминал, в голове складывались какие-то сюжеты. Хотелось выплеснуть все на бумагу. Я писал, и на душе становилось легко. Любовь к литературной деятельности мне привил школьный учитель Александр Корнеев. Он увидел во мне стремление писать и поддержал меня”.
: Вернемся к нашим вопросам, ответим на них (Обсуждение вопросов)
II Стадия “Осмысление”.
1) Вслушайтесь в название романа “Ханты или Звезда Утреней Зари”.
Вопросы: Попробуйте сделать предположение, о чём может быть произведение с таким названием? Ханты или звезда Утреней Зари о котороми о чем рассказывает нам писатель?
2). Работа с фрагментами романа .
“.. На востоке взошла звезда утренней Зари.Скоро светать начнет ,отметил Демьян.”
Слайд14. “Я вспомнил слова матери, что у всего живого есть душа. Есть душа у человека. Есть душа у дерева, у травиночки, у цветка. А все, у кого есть душа, чувствуют боль. Все люди – народы, все звери и птицы, деревья и травы на земле живут. Всех земля держит. Всем дает жизнь священная земля. Не станет земли, не станет жизни. Вот поэтому и надо помнить о ней до последнего мгновения”.
“Когда мама случайно острием топора задевала землю, она быстро ровняла порез, закрывала его щепками и хвоей. Я вспомнил, что так же делал и отец, если его топор нечаянно соскальзывал с дерева. И я спросил маму, что все это значит.
- Это рана на теле Земли, - сказала мама. – Ни в коем случае нельзя оставлять раны на теле Земли. Больно ей.
“Человек, связанный с родной землей, намного крепче. Такого человека не так просто сломать и покорежить, у него корень прочный, далеко в землю уходит, крепко в земле сидит”, - говорил Демьяну отец.
. Вопросы на осмысление прочитанного:
Кто герой произведения?
О чем он мечтает?
Каково его отношение к природе?
Какими качествами наделен ?
Почему писатель говорил:
“Я знал с моего рождения, что в тайге каждая веточка, каждая иголочка, каждая травиночка – это живое существо. Все они чувствуют тепло и холод, ласку и боль. У всех есть свое дыхание – жизнь”
3) Отношение художника к миру природы. Живопись неба и снега.
III. Рефлексия.
. Вспомните чудесную сказку о Маленьком принце. У него была своя маленькая планета, и он был ее настоящим хозяином, другом, помогал ей стать чище, красивее, заботился о ней, берег ее.
Планете Земля тоже нужны защитники. Наверное, уже не осталось таких мест, которые бы не осваивались человеком. Разные машины, техника, нефтяные вышки забрались в самые укромные уголки. Прочь бегут лесные звери, уплывают рыбы и уходит от этого человек. Земля обращается к нам:
. Вопрос: о чем она может просить нас?
“Я в беде, я не в силах исправить то зло, которое творит человек. Я не в силах спасти гибнущих зверей и птиц, очистить от дыма и гари воздух. Я не могу уничтожить столько мусора, сколько разбросал на земле человек. Я могу погибнуть. Только вы сами, люди, можете меня спасти...”
“Ты человек, и этим ты можешь гордиться все земные заботы лежат у тебя на плечах” Ю.Шесталов.
“Земные заботы”, заботы о Земле... Если мы возьмем их на себя, если каждый из нас будет человеком, если каждый из нас научится слушать землю, как Е.Д.Айпин, то вашим детям достанется красота, которую вы показали в своей картине. Красота, которую увидели наши фотографы и запечатлели ее в том виде, который мы предлагаем вам посмотреть сейчас.
. Почему писатель утверждал, что
У каждого из нас есть три матери: Первая – это мама, Вторая – это Родина, Третья мать – природа.
. В чем близок ему К.Паустовский:
“Человеку никак нельзя жить без Родины, Как нельзя быть без сердца.
Использованная литература.
1. Материал из Википедии — свободной энциклопедии. Текст доступен по лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike.