kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Интергрирваный урок по роману Е.Д.Айпина "Ханты или Звезда Утреней Зари"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный урок литературы по роману Е.Д.Айпина «Ханты или Звезда Утренней Зари»

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Интергрирваный урок по роману Е.Д.Айпина "Ханты или Звезда Утреней Зари"»

Интегрированный урок литературы по роману Е.Д.Айпина «Ханты или Звезда Утренней Зари»



Цели урока:

  • познакомить с творчеством Еремея Айпина, с содержанием отрывка из романа “Ханты или звезда Утренней Зари ”, формировать навыки самостоятельной работы с текстом, научить учащихся самостоятельно мыслить, определять главное, составлять вопросы, отвечать на них, свободно выражая свои мысли.

Задачи:

  • постижение идейно-художественного своеобразия произведений Е. Айпина.

  • воспитание бережного отношения к родной природе и умения передавать средствами изобразительного искусства свое отношение к ней.

  • развитие творческого воображения и фантазии.

  • Развитие умения анализировать окружающую действительность, повторение законов наблюдательной перспективы.

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: интегрированный урок-исследование.

Оборудование: портрет писателя, выставка книг, словари, иллюстративный материал..

Технологическая карта урока

Вызов

Осмысление

Рефлексия

мотивация учащихся на работу.


* работа с отрывками из повести “Я слушаю землю”

*управляемое чтение – размышление

*повторение законов наблюдательной перспективы.

*работа живописными приёмами с иллюстра-тивным материалом.

рефлексивные вопросы

У каждого из нас есть три матери:
Первая – это мама,
Вторая – это Родина,
Третья мать – природа.
Е.Д. Айпин

I . Стадия “Вызов”

1) Вступительное слово учителя.

Здравствуйте те, у кого сегодня хорошее настроение.

Здравствуйте те, у кого в душе непогода.

Сегодня у нас урок-знакомство. Пусть он принесёт нам радость общения и наполнит наши сердца добрыми чувствами.

Что такое знакомство?

(Это когда люди хотят узнать друг о друге больше; знакомятся друг с другом; узнают что-то друг о друге)

"ХАНТЫ ИЛИ ЗВЕЗДА УТРЕННЕЙ ЗАРИ"

Мы предлагаем вам знакомство с той землей, на которой живем, а поможет нам в этом писатель Еремей Данилович .Айпин и его романом “Ханты или Звезда утренней Зари ”.

 Север – край белых ночей, суровых зимних вьюг, алых рассветных зорь, необозримых речных просторов, природных богатств и удивительных людей.

Один из этих удивительных людей – писатель Еремей Данилович Айпин, и он поможет нам найти свое место в этом мире.

. А в конце урока мы ответим на вопрос, почему писатель утверждал, что

У каждого из нас есть три матери:
Первая – это мама,
Вторая – это Родина,
Третья мать – природа.

2) Создание мотивации учащихся к изучению новой темы.

Еремей Данилович живет и работает в городе Ханты-Мансийске, но если бы он приехал к нам в гости, какие вопросы вы хотели бы задать ему? (Составление вопросов)

– вопросы:

  • Где он родился и провел свое детство?

  • Почему стал писателем?

  • О чем его произведения?

Еремей Данилович очень хотел бы сам встретиться с вами и рассказать о себе, но он очень занятой человек, депутат окружной Думы ХМАО, и нашли мы информацию о нем в электронном учебнике литературы Югры. Давайте познакомимся с этой информацией и сами ответим на вопросы, которые возникли у нас.

3) Изучение новой темы – биографическая справка о писателе.

. “Невысок, угловат, длинные волнистые волосы. Внимательный, неторопливый взгляд зорких глаз таежного охотника. Голос тихий, говор размеренный, спокойный. Эмоции спрятаны где-то в недоступной глубине, выдернуть их на поверхность не так-то просто. Молчалив. Жесты сдержанны, не размашисты, не резки”,- так описал Еремея Айпина тюменский писатель Константин Лагунов.

Родился он в семье потомственного охотника. Закончил восьмилетку, потом работал в Варьеганском промыслово-охотничьем хозяйстве, проявляя свои способности в рыбалке и охоте.

Почему стал писателем? “Просто в детстве я слышал много сказок, преданий, охотничьих историй. Всё запоминал, в голове складывались какие-то сюжеты. Хотелось выплеснуть все на бумагу. Я писал, и на душе становилось легко. Любовь к литературной деятельности мне привил школьный учитель Александр Корнеев. Он увидел во мне стремление писать и поддержал меня”.

Вернемся к нашим вопросам, ответим на них (Обсуждение вопросов)

II Стадия “Осмысление”.

1) Вслушайтесь в название романа “Ханты или Звезда Утреней Зари”.

Вопросы: Попробуйте сделать предположение, о чём может быть произведение с таким названием? Ханты или звезда Утреней Зари о котороми о чем рассказывает нам писатель?

2). Работа с фрагментами романа .

“.. На востоке взошла звезда утренней Зари.Скоро светать начнет ,отметил Демьян.”

Слайд 14. “Я вспомнил слова матери, что у всего живого есть душа. Есть душа у человека. Есть душа у дерева, у травиночки, у цветка. А все, у кого есть душа, чувствуют боль. Все люди – народы, все звери и птицы, деревья и травы на земле живут. Всех земля держит. Всем дает жизнь священная земля. Не станет земли, не станет жизни. Вот поэтому и надо помнить о ней до последнего мгновения”.

 “Когда мама случайно острием топора задевала землю, она быстро ровняла порез, закрывала его щепками и хвоей. Я вспомнил, что так же делал и отец, если его топор нечаянно соскальзывал с дерева. И я спросил маму, что все это значит.

- Это рана на теле Земли, - сказала мама. – Ни в коем случае нельзя оставлять раны на теле Земли. Больно ей.

 “Человек, связанный с родной землей, намного крепче. Такого человека не так просто сломать и покорежить, у него корень прочный, далеко в землю уходит, крепко в земле сидит”, - говорил Демьяну отец.

. Вопросы на осмысление прочитанного:

  • Кто герой произведения?

  • О чем он мечтает?

  • Каково его отношение к природе?

  • Какими качествами наделен ?

  • Почему писатель говорил:

Я знал с моего рождения, что в тайге каждая веточка, каждая иголочка, каждая травиночка – это живое существо. Все они чувствуют тепло и холод, ласку и боль. У всех есть свое дыхание – жизнь”

3) Отношение художника к миру природы. Живопись неба и снега.



III. Рефлексия.

. Вспомните чудесную сказку о Маленьком принце. У него была своя маленькая планета, и он был ее настоящим хозяином, другом, помогал ей стать чище, красивее, заботился о ней, берег ее.

Планете Земля тоже нужны защитники. Наверное, уже не осталось таких мест, которые бы не осваивались человеком. Разные машины, техника, нефтяные вышки забрались в самые укромные уголки. Прочь бегут лесные звери, уплывают рыбы и уходит от этого человек. Земля обращается к нам:

Вопрос: о чем она может просить нас?

“Я в беде, я не в силах исправить то зло, которое творит человек. Я не в силах спасти гибнущих зверей и птиц, очистить от дыма и гари воздух. Я не могу уничтожить столько мусора, сколько разбросал на земле человек. Я могу погибнуть. Только вы сами, люди, можете меня спасти...”



“Ты человек, и этим ты можешь гордиться
все земные заботы лежат у тебя на плечах”
Ю.Шесталов.

“Земные заботы”, заботы о Земле... Если мы возьмем их на себя, если каждый из нас будет человеком, если каждый из нас научится слушать землю, как Е.Д.Айпин, то вашим детям достанется красота, которую вы показали в своей картине. Красота, которую увидели наши фотографы и запечатлели ее в том виде, который мы предлагаем вам посмотреть сейчас.

Почему писатель утверждал, что

У каждого из нас есть три матери:
Первая – это мама,
Вторая – это Родина,
Третья мать – природа.

. В чем близок ему К.Паустовский:

“Человеку никак нельзя жить без Родины, 
Как нельзя быть без сердца.

Использованная литература.

1. Материал из Википедии — свободной энциклопедии. Текст доступен по лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike.

2. Большая биографическая энциклопедия. 2009. “Айпин, Еремей Данилович”

3. Электронная библиотека ModernLib.Ru “Айпин Еремей Данилович”

4. Айпин Е. ”Ханты или Звезда Утренней Зари “Советская Россия”, 1990.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Интергрирваный урок по роману Е.Д.Айпина "Ханты или Звезда Утреней Зари"

Автор: Елагина Вера Витальевна

Дата: 11.11.2016

Номер свидетельства: 357757


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства