-формированием навыка анализа поэтического текста, продвигать учащихся в постижении художественного образа произведения, учить соотнесению словесного и зрительного образов произведений, постепенно вести детей от элементарного восприятия стихов к пониманию их стилистических особенностей, обогатить словарный запас учащихся;
-развивающие: развивать речь на примере анализа поэтического произведения, развивать чувственное восприятие, образное мышление, творческую фантазию и воображение, умение рассуждать и обосновывать свои суждения, развивать индивидуальные особенности учащихся;
-воспитательные: воспитывать чувство прекрасного, вызвать желание и интерес к наблюдению за природой, любовь к родной природе, бережное отношение к ней, вызвать радость общения с поэзией.
Ход урока.
I.Орг. момент. Мотивация.
-Знаете ли вы, что такое айсберг?
Выясняем, что это плавучая ледяная гора, отколовшаяся от ледника, большая часть которой скрыта под водой.
- Вот и литературное произведение, как айсберг: малая часть лежит на поверхности, ясная и понятная, а большая скрыта от нас, и ее надо научиться увидеть. А для этого необходимо внимательное, вдумчивое чтение, работа и ума, и сердца. Ведь прочесть произведение - это проникнуть в мир писателя, поэта, прожить жизнь вместе с ними и его героями.
II. Цели учебной деятельности.
На этом уроке будем учиться читать стихи – не только глазами, но и сердцем, душой, учиться открывать тот глубинный смысл и те чувства, которые скрыты от невнимательного читателя, помня: «У каждого из слов душа своя..»
Кажется, тоже могли бы сказать и мы. Ведь так все просто… И порой это создает обманчивые чувства, что все это нам известно, все это мы легко можем увидеть и без посторонней помощи. На самом деле стихи поэта дают необыкновенно много нашему глазу, слуху, уму и сердцу, помогают смотреть вокруг себя и внутрь себя, учат нас видеть, слышать, наблюдать. А самое важное – мы учимся у него ценить Слово. Бунин писал прекрасные стихи. За каждым из них – он сам, его переживания, мысли, душа.
Но для начала представьте , что вы не ученики, а художники и поэты. Прежде чем мы начнём знакомство со стихотворением, я предлагаю вам поразмышлять, что такое детство?
III. Усвоение содержания учебного материала.
1) первичное восприятие текста
Сейчас я прочитаю стихотворение «Детство». У каждого на столе оно лежит.Вы слушайте внимательно и готовьтесь ответить на вопрос: о ком это стихотворение? (Чтение стихотворения учителем, включается аудиокассета «Лесные звуки»)
-Понравилось?
2) вторичное восприятие текста
(Чтение детьми текста «про себя»)
3) словарная работа
- Какие непонятные слова вы встретили?
-В бору.
-Ароматом.
-Палатам. Зной.
(вывешиваются карточки на доске)
- Ребята, у вас на столах лежат толковые словарики, найдите в них значения вот этих слов
4) работа с толковым словариком.
-Аромат. Это приятный запах.
-Зной. Это очень жарко, когда трудно дышать.
-Бор. Это лес, в котором растут сосны.
-Палаты. Это помещение. Палаты бывают: в больнице, царские палаты, красивые , расписные, светлые.
Сладостный – приятный, доставляющий удовольствие.
Прильнуть – прислониться.
IV. Обеспечение осознанности формируемых знаний.
О чем это стихотворение?
-Это стихотворение о самом авторе, когда ему было десять лет. О жарком летнем дне в сосновом бору, где любил гулять герой стихотворения.
Чтение стихотворение по частям
Чем жарче день, тем сладостней в бору
Дышать сухим смолистым ароматом…
Стихи словно пропитаны смолой, мы вдыхаем ее густой запах. Но поэт выбирает слово аромат. В чем разница слов запах и аромат?
-Аромат это приятный запах. Слово аромат отражает настроение автора. Видно, что ему нравится в лесу.
-Верно, слово здесь эмоционально окрашено, передает чувства поэта.
И весело мне было по утру
Бродить по этим солнечным палатам!
-Ребята, а как вы думаете, почему поэт выбирает глагол «бродить», а не «ходить»?
-Бродить это, значит, идти тихо, медленно, останавливаясь, нюхая цветы, любуясь всем, что вокруг.
-Бродят обычно без цели, мечтая, или ни о чем не думая. У человека хорошо на душе. Значит, и в этом слове выражено настроение автора.
Ученики отмечают, что и слова весело, сладостный, тоже отражают авторское восприятие мира.
Повсюду блеск, повсюду яркий свет,
Песок - как шелк…
-Что необычного в этих строчках?
-Во-первых, повторяется дважды слово повсюду.
-Почему? Ведь можно бы его можно употребить только один раз, предположим, так: «Повсюду блеск и яркий свет…»
- Это помогает усилить впечатление о том, что нарисовано: куда ни глянешь – везде, повсюду разлит солнечный свет.
- «Песок - как шелк…». Красивое сравнение. Необычное.
-В чем его необычность? Думаем все вместе.
-Шелк – мягкий, нежный.
-Если перебирать его руками, он струиться переливается, блестит. Может, и песок блестеть на солнце?
Обратить внимание детей на многоточие:
-Автор в этом месте как бы останавливает нас, чтобы мы представили эту картину, пережили ее, ощутили этот песок и даже услышали, как он струиться: «Песок - как шелк…».
-Обычно мы не обращаем на песок под ногами. Поэтому мы приходим еще к одному открытию: то, как поэт описывает обыкновенный песок, говорит читателю о его состоянии, душевном настрое. Так чувствует только радостный, счастливый человек.
…Прильну к сосне корявой…
- Подберите к этому слову синонимы. Прильнуть – прислониться.
-В чем разница? Убеждаемся, что опять в особой эмоциональности, в «душе» слова: прильнуть – с лаской, нежно прислониться даже к корявой сосне. На примере следующего четверостишия, еще раз убеждаемся, как важно точно подобранное слово, как богаты чувства поэта:
Кора груба, морщиниста, красна,
Но так тепла, так солнцем вся прогрета!
И кажется, что пахнет не сосна,
А зной и сухость солнечного света.
V. Обеспечение прочных формируемых знаний.
1)выразительное чтение
(Чтение несколькими учащимися)
VI. Контроль усвоения.
- Сегодня на уроке познакомились со стихотворением И.А.Бунина «Детство».
-В этом стихотворении говорится о солнечном свете в сосновом бору, свет как бы смешался со смоляным ароматом, сам солнечный луч излучает его.
-Бунин находит в самом обыкновенном – необыкновенное.
-В стихотворении много сказано о природе, хотя оно называется «Детство», это говорит о том, что пейзаж становится картиной душевной жизни человека.
-Тесное общение с природой делает его молодым, возвращает его в детские годы, когда воспринимается все ярче, зримее, острее.
-Видеть и чувствовать природу – величайшая радость для человека.
-Бунинское слово теперь распахивает свою неповторимую «душу».
VII Рефлексия:
Итогом нашего с вами урока будет ваше настроение.
Ребята, у нас с вами появилось солнышко в начале урока, а к концу выросло и дерево, но только на нём чего-то не хватает.
У нас сейчас зима, а так хочется, чего- то яркого и радостного. Я предлагаю вам выразить своё настроение после нашего урока при помощи, вот таких ярких листочков, которые в данный момент опали с деревьев, но мы их на время вернём.
-Я считаю, что урок прошёл для меня с пользой. Я научился читать стихи – не только глазами, но и сердцем, душой- красный листочек.
-Я считаю, что научился читать стихи – но только глазами- жёлтый.
- Я считаю, что было трудно на уроке- зелёный листочек.
-А теперь покажите своё настроение.
– А закончить урок я хочу словами писателя Александра Блока.
«Так знать и любить природу, как умеет Бунин, мало кто умеет…»
И я очень надеюсь ,что и мы с вами этому научились.
VIII. Домашнее задание. -Домашнее задание каждый выберет себе сам.
Научиться читать стихотворение выразительно.
Выучить наизусть.
Нарисовать рисунок к стихотворению и подтвердить его словами из текста.