Художественные Особенности Календарно-Обрядовых Песен
Цели: Продолжать Знакомство С Обрядовой Поэзией; Провести Наблюдения Над Художественными Особенностями Песен; Пока¬зать, Что Народная Поэзия — Источник Вдохновения Для Писателей, Художников, Композиторов.
Планируемые Результаты: Знание Понятий Обрядовый Фольк¬лор, Календарно-Обрядовые Песни, Колядки, Масленичные Песни, Жан¬ровых Признаков Календарно-Обрядовых Песен; Умения Различать Жанры Фольклора, Описывать Произведения Музыки, Живопи¬си, Выразительно Читать Фольклорные Произведения, Работать В Группах.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Календарно- обрядовые песни»
Художественные Особенности Календарно-Обрядовых Песен
Цели: Продолжать Знакомство С Обрядовой Поэзией; Провести Наблюдения Над Художественными Особенностями Песен; Показать, Что Народная Поэзия — Источник Вдохновения Для Писателей, Художников, Композиторов.
Планируемые Результаты: Знание Понятий Обрядовый Фольклор, Календарно-Обрядовые Песни, Колядки, Масленичные Песни, Жанровых Признаков Календарно-Обрядовых Песен; Умения Различать Жанры Фольклора, Описывать Произведения Музыки, Живописи, Выразительно Читать Фольклорные Произведения, Работать В Группах.
Оборудование: Сборники Фольклорных Произведений, Репродукции Картин К. Трутовского «Колядки В Малороссии», Б. Кустодиева «Масленица», «Хоровод», М. Боскина «Хоровод», Художественный Фильм «Снегурочка», Аудиозапись Пятой Симфонии П.И. Чайковского, Различные Поделки, Имеющие Обрядовое Происхождение (Обереги, Игрушки Из Соломы, Дерева И Т. Д.), Толковые Словари, Словарь В.И. Даля, Иллюстрации К Произведениям Устного Народного Творчества.
Обсуждение Задания Рубрики «Обогащайте Свою Речь» (С. 11), Словарная Работа.
3. Выразительное Чтение Песни.
III. Работа По Теме Урока
1. Слово Учителя С Элементами Беседы
— Какие Обряды Сопровождали Весенние Песни?
Весенние Песни - Веснянки - Не Пели, А Кликали (Выкрики-Кали), Взобравшись Куда-Нибудь Повыше: На Крышу, На Пригорок. В Них Призывали Весну, Расставались С Зимой.
(Песни Выразительно Читают Учащиеся.)
Синицы, Синицы, Принесите По Спице! Канарейки! Канарейки! Принесите По Швейке!
Четочки, Чечеточки, Принесите По Щеточке! Тогда, Утки, Дуйте В Дудки, Тараканы — В Барабаны!
(Швейка — Подушечка Или Мешочек Для Швейных Принадлежностей.)
— Какие Известные Вам Стихи Напоминает Эта Веснянка? («Таракан И Ще», «Муха-Цокотуха» К.И. Чуковского.)
На Мотивах Обрядовых Песен Построены Многие Эпизоды В Сказке АН. Островского «Снегурочка».
(Если Есть Возможность, Можно Показать Отрывок Из Одноименного Художественного Фильма «Снегурочка».)
Как Вы Думаете, Почему Весенние Обряды И Весенние Песенки Не Имели Праздничного Игрового Характера? (Они Приходились На Дни Великого Поста, Который Требовал Известных Ограничений.)
В Чем Особенность Летних Песен? Какие Праздники Они Сопровождали?
Лето Приводило За Собой Свои Праздники И Открывалось Широким Праздником Троицы. Он Совпадал С Расцветом Природы В Начале Лета. Дома Украшали Ветками Березы, Ходили С Веточками По Деревне, Плели Из Них Венки, Гадали На Них, Водили Хороводы.
Вспомним Всем Известную Песенку «Во Поле Березонька Стояла...».
(Если Есть Возможность, Прослушать Обработку Песни В Пятой Симфонии П.И. Чайковского.)
А Вот Еще Одна Обрядовая Песня Троицкого Цикла.
Туча С Громом Сговаривалась: Доля-Лели-Лели-Ле! «Пойдем, Туча, Гулять На Поле, На То Поле, На Заводское! Ты С Дождем, А Я С Милостью, Ты Польешь, А Я Выращу!»
(Если Сеть Возможность, Послушать Песню Леля «Туча С Громом Сговаривалась» Из Оперы Н.А. Ри Мского- Корсакова «Снегурочка».)
— Обратимся К Последнему Календарно-Обрядовому Циклу. В Чем Особенность Осенних Песен? (Они Связаны Со Сбором Урожая.)
Обряды Совершали В День, Когда Заканчивали Уборку Хлеба. Окончив Жатву, «Завивали Бороду» - Завязывали Последнюю
Горсть Стеблей Веночком, Чтобы Сила Земли Не Скудела. Потом Катались По Земле, Восстанавливая Силы, Потерянные В Дни Страды. С Последним Снопом Торжественно Шли Домой, Распевая Песни.
(Прослушивание Осенних Песен По Фонохрестоматии. Выяснение Значения Незнакомых Слов По Словарю В.И. Даля.)
2. Работа С Репродукциями Картин, Иллюстрациями
(Работа В Группах. Описание Репродукций Картин К. Тру-Товского «Колядки В Малороссии», Б. Кустодиева «Масленица», «Хоровод», М. Боскина «Хоровод». Далее Учащиеся Представляют Свои Рисунки К Календарно-Обрядовым Песням.)
3. Прослушивание Календарно-Обрядовых Песен По Фонохресто- Матии, Обсуждение
(В Основе Беседы Вопросы И Задания Фонохрестоматии (С. 4—6) Или Учебника (С. 12).)
4. Обсуждение Проекта Праздника Календарно-Обрядовых Песен (См. Учебник, С. 13.)
IV. Закрепление Изученного Материала
В Чем Вы Видите Жанровые Особенности Песен Весенних, Летних, Осенних?
Каковы Художественные Особенности Календарно-Обрядовых Песен?
Как Связаны Фольклор И Литература? J
Как Связан Фольклор С Музыкой, С Живописью?
V. Подведение Итогов Урока
(Обсуждение Вопроса Рубрики «Литература И Другие Виды Искусства» (С. 11).) Комментарии
Обрядовые Песни Очень Поэтичны, Музыкальны, Напевны, Богаты Образами, В Них Заложена Простая Мудрость Жизни. Вся Жизнь Народа Пронизана Поэзией, И В Этом Притягательность Фольклорных Произведений.
Фольклор — Неисчерпаемый Источник Для Литературы И Искусства.
Домашнее Задание
Составить Тезисный План По Теме «Обрядовый Фольклор».
Прочитать Статью Учебника «Пословицы И Поговорки» (С. 13, 14).
Подобрать Интересные Пословицы И Поговорки, Связанные С Годичным Земледельческим Циклом