kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Художественное мастерство В.Г. Короленко в создании образа Василия Манчары (на материале В.Г. Короленко «Манчары и Омоче» )

Нажмите, чтобы узнать подробности

Героический образ Василия Федорова – Манчары знаком каждому, кто родился в Якутии, с детства.

Его судьба глубоко трагична. Из своих 65 лет жизни 40 провел в царских тюрьмах, солеваренных заводах, Нерчинских рудниках, в бегах и ссылке.

Манчары был признан царским правительством разбойником. А народ якутской земли, независимо от национальности, считал Василия Манчары  заступником бедных, грозой для богачей и слагал песни о нем и его подвигах.

Предания о Манчары в настоящее время являются неотъемлемой частью устной летописи и фольклора якутов и других народов, живущих в Якутии.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Художественное мастерство В.Г. Короленко в создании образа Василия Манчары (на материале В.Г. Короленко «Манчары и Омоче» ) »

Художественное мастерство В.Г. Короленко в создании образа Василия Манчары

(на материале В.Г. Короленко «Манчары и Омоче» )

Героический образ Василия Федорова – Манчары знаком каждому, кто родился в Якутии, с детства.

Его судьба глубоко трагична. Из своих 65 лет жизни 40 провел в царских тюрьмах, солеваренных заводах, Нерчинских рудниках, в бегах и ссылке.

Манчары был признан царским правительством разбойником. А народ якутской земли, независимо от национальности, считал Василия Манчары заступником бедных, грозой для богачей и слагал песни о нем и его подвигах.

Предания о Манчары в настоящее время являются неотъемлемой частью устной летописи и фольклора якутов и других народов, живущих в Якутии.

Некоторые из них были записаны еще в 80-х годах 19 века известным этнографом В.Л. Серошевским, писателем – демократом В.Г. Короленко, а в начале 20 века – основоположником якутской литературы А.Е Кулаковским.

Личность Манчары и его эпоха достаточно хорошо изучены учеными- историками. Сведения о нем можно почерпнуть в работе О.В. Ионовой «Василий Манчары», изданной в 1946 году в Якутске, в монографии Г.П. Башарина «История аграрных отношений в Якутии (60-е годы 18 – середина 19 вв., опубликованной в Москве в 1956 году, а также в «Истории Якутской АССР» (М.-Л., 1957).

Образ Манчары, человека незаурядного, мужественного, очень обаятельного, прошедшего трудный жизненный путь, полный приключений и мук, привлекал внимание не только сказителей и народных певцов, но и был источником вдохновения для многих писателей и певцов. О нем писали поэмы русские поэты М.Александров и Г. Борисовский, первые якутские драматурги В. Никифоров и А. Софронов, обращались к нему писатели Н.Е. Мординов, С.Р. Кулачиков –Эллэй, В.М. Новиков- Кюннюк Урастыров, И. Д. Винокуров – Чагылган, Сем. П. Данидов, Е.С. Сивцев- Таллан Бурэ, Софр. П. Данилов и другие.

Служивший в1830-х годах Якутским областным стряпчим (прокурорская должность) русский поэт Матвей Александров написал поэму «Якут Манчары», изданную в 1897 году. Автор, сам принимавший участие в рассмотрении «дел о преступлениях Манчары», впервые в русской литературе дал положительный образ Манчары. Матвей Александров был лично знаком с Василием Манчары, беседовал с ним. В своем произведении он раскрыл аграрные корни «разбойничества» Манчары, показал поддержку его народом:


Луга, долины и озера,

Равнина вся, что видишь

ты,

То все во власти

живодера,

И в кабале все якуты.


Сородцы мне давали

добровольно

Орудие, одежду, пищу-

все,

Давали, как святую милостыню…

Матвей Александров за снисходительное отношение к «разбойникам» и сочувствие был отстранен от должности с лишением «всех прав звания». Слова «в судах корысть законом служит» тогда мог написать человек только большого гражданского мужества…

Побывавший в 1894 году в Якутии русский поэт Г.Ф. Борисовский, основываясь на поэму М.Александрова, написал поэму «Якут Манчары». Во вступительной статье к книге «В Сибири и за Каспием » он утверждает о том, что Манчары – вымышленный герой. В поэме Борисовского Манчары умирает, выбросившись с горы на реку Юдама. (Манчары в преданиях народа.Якутское книжное издательство. 1972.384с. И.Г. Березкин). Опираясь на эти факты, можно сказать, что в 19 веке образ Манчары в народной поэзии, в литературе, был сильно идеализирован и некоторыми исследователями и писателями наделен несвойственными ему чертами.

В.Г. Короленко был одним из русских писателей в IX столетии, который заинтересовался мятежным представителем якутского народа. Ему, более чем кому другому, удалось дать верную трактовку об этой колоритной фигуре.

Запись предания о Манчары В. Короленко сделал в Амге в записной тетради 1882-1884 годов. Впервые его предание «Манчары и Омоча» было опубликовано в 1942 году в двухтомнике «Сибирские очерки и рассказы».

Занимаясь темой о Якутии, Короленко заинтересовался небольшой книжкой Н.Ф. Борисовского «Цветы полевые»- якут Манчары. Мелкие стихотворения», которая была издана в Тифлисе в 1897 году. Как отмечают исследователи, в рукописном фонде архиве Короленко сохранились заметки о ней, в которых он выражал свое несогласие с трактовкой образа Манчары. Писатель об этом высказался так: «В поэме Манчары изображен каким – то Амалат- беком, начальником шайки удалых. Чушь».

В своем коротком очерке «Манчары и Омоче» В.Г. Короленко передает существующие тогда предания о Манчары и Омоче. В начале своей работы писатель отмечает: «Я собрал свежие сведения о двух разбойниках. Один из них- Манчары, а другой- Омоча. Память о первом как- то свежее, о его подвигах сохранилось больше рассказов, и сам его облик симпатичнее».

В своем предании писатель обращает внимание на природные условия Якутии, в котором Манчаре приходилось бороться не только со своими врагами, но и выстоять сорокоградусным якутским морозам: «Якутский мороз-это вам не детская игра! Но Манчары был родным сыном таежного края. Он хорошо знал тайгу, а конь его – всем скакунам скакун, не нуждался особому уходу..».

Короленко рисует Манчары храбрым, смелым, бескорыстным: «Он никого не убивал..Манчары дожил до старости и пользовался уважением вилюйских якутов, которым во многом бескорыстно помогал, особенно советами. Говорят, он умер лишь несколько лет назад». Наряду с этим, В. Короленко отмечает также и слабость Манчары- любовь к прекрасному полу. «Он был ценителем женской красоты, - пишет В. Короленко, - и иногда это его губило». И кончает словами: «Таковы краткие сведения, которые мне удалось собрать о якутском Ринальдо». Образ Манчары получился у Короленко живой, яркий и правдивый.

Приемы создания образа героя

В.Г. Короленко «Манчары и Омоче»

Внешние черты (портрет)

-

Характер героя

Скромный, храбрый, смелый, бескорыстный, помогал бедным

Прямая авторская характеристика

«Якутский Ринальдо», сын тайги, слабость к женскому полу

Характеристика героя другими действующими лицами

Простой народ любит Манчары, восхищается его мужеством, слагает о нем песни, легенды, уважает.

Сопоставление героя с другими действующими лицами и противопоставление им

Омоче- хитрый, коварный, жестокий, беспощадный разбойник, поимка его радовала якутов

Изображение условий, в котором живет и действует персонаж

Постоянный риск, трескучий мороз.

Изображение природы

Манчара – дитя природы, для него природа- это символ свободы.


Художественная деталь

Конь, меч Манчары.


О втором разбойнике Омоче В.П. Башарин в своей работе «История аграрных отношений в Якутии» пишет следующее: «23 апреля 1840 года из Якутского тюремного острога бежал уроженец Немюгюнского наслега Кангаласского улуса Аммос Данилов, родившийся в 1811 году. С ним бежали русские люди Иван Шмаков, Николай и Антон Ивановыф. Вскоре к ним пристал казак Чириков. В тот год ими было совершено около сорока нападений на усадьбы богачей Западного Кангаласа и Намского улуса». По описанию В. Короленко, Омоче был хитрым, коварным, жестоким и беспощадным человеком, и поимка его радовала якутов. Действительно, сведения о том, что и сам Манчары не любил Омочу за жестокость, склонность к убийству детей и людей слабее себя и поэтому всячески сторонился его общества, существуют во многих преданиях.

В ходе изучения предания В.Г. Короленко « Манчары и Омоче» мы убеждаемся в том, что добрые дела, добромыслие свойственны Василию Манчары, к нему устремлены симпатии и любовь народа. В его лице выкристаллизовывается идеал народа, в котором органически сочетаются сила, ум, доброта, человечность мудрость.

Таким образом, В.Г. Короленко одним из русских писателей 19 века в предании «Манчары и Омоче» отметил огромное значение жизненного пути В. Манчары, которое выражается прежде всего в том, что он явился той личностью, которая ярко выразила свободолюбивые устремления народа на определенном историческом этапе и стала символом борьбы против байско- тойонатского гнета.

На наш взгляд, предание В.Г. Короленко особенно актуально и тем, что, опираясь на произведение писателя - гуманиста, чье имя пользуется в мире особым уважением, можно отрицать мнение о том, что Василия Манчары не разбойник, а национальный герой нашего якутского народа.


























Улусные Короленковские чтения









Художественное мастерство В.Г. Короленко и С.П. Данилова в создании образа Василия Манчары

(на материале В.Г. Короленко «Манчары и Омоче» и С.П. Данилова «Василий Манчары» )









Автор: Иванова М.Ю., учитель русского языка и литературы МОУ- Болугурская СОШ













2011




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Иванова Марфа Юдовна

Дата: 19.11.2014

Номер свидетельства: 132666


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства