5. | Открытие новых знаний. | 13 мин. | Предлагает порассуждать об особенностях конфликта в романе: -Давайте рассмотрим взгляды этих героев, представителей старого и молодого поколения. -Мы продолжем изучать характер конфликта главных героев романа и попытаемся определить основные направления их спора. -Базаров гостит в доме своего друга Аркадия уже недели. Каковы его взаимоотношения с Павлом Петровичем? Нашли ли они общий язык? Делает вывод: -«Схватка» вскоре действительно состоялась. Для того, чтобы определить позицию каждого из героев, предлагается разделиться на 3 группы по рядам по следующему принципу: 1 ряд анализирует и представляет взгляды Базарова 2 ряд- взгляды Павла Петровича 3 ряд –анализирует ту и другую точки зрения и пытается определить, кто из героев прав в этом споре, а кто нет. Предлагает к просмотру видеофрагмент из фильма «Отцы и дети» Просит определить основные линии спора героев. (слайд № 13) и подготовить выступления от лица «своих» героев. Задаёт проблемный вопрос: Есть ли в этом споре победитель? Выводы следующие: в этом споре нет правых и виноватых. Оба героя в чём-то правы, а в чём-то нет. Базарову не хватило чувства уважения к представителям старшего поколения, к его духовному опыту, Кирсанову –терпения и попытки понять взгляды нового поколения. (Слайд № 14, 15) | Отвечают на поставленный вопрос. Нет, напротив. Ситуация осложняется с каждым днём. Герои выражают почти открытое недовольство друг другом. В конечном счёте разногласия приводят к «схватке». (глава 10) Смотрят фрагмен фильма -Делятся на три группы, каждая из которых работает над своим заданием. с Учащиеся в группах совещаются, делают выводы, представители каждой группы выступают Отвечают на поставленный вопрос. | -Умение применять ранее полученные знания в конкретной ситуации. . -Заинтересовать, направить на поиск нужной информации. Умение высказывать своё мнение. -Умение работать в группе. Умение принимать и обрабатывать информацию. Cоотношение новой информации со знаниями, полученными ранее, самоконтроль. Закрепление знаний, обмен идеями. |
6. | Закрепление пройденного материала. | 5 мин. | Предлагает ответить на вопрос: -Можно ли считать роман И.С. Тургенева актуальным и сегодня? Конфликт поколений… Эта проблема актуальна во все времена. Противостояние «отцов и детей» существует с Библейских времен («Притча о блудном сыне»). Собственно Базаров повторил судьбу героя этой притчи, вернувшись в отеческий дом. В каких произведениях представлена эта проблема? (обращает внимание на коллаж «Спор поколений») Какой вывод мы можем сделать? | Отвечают на поставленный вопрос: -Да, конечно, этот роман не только отражает разногласия людей 60-х гг. 19 века. Роман имеет и общечеловеческое, философское звучание: автор противопоставляет «отцов» и «детей» в полном смысле этого слова. Шекспир «Ромео и Джульетта», А.С. Грибоедов «Горе от ума» А.Н. Островский « Гроза» и др. Делают вывод: Вопрос о взаимоотношении «отцов и детей» относится к категории «вечных», волнующих человечество на протяжении многих веков. | Актуализация полученных знаний |